Разработка урока на тему Видоизменения побегов


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
Разработка урока по биологии
в 6 классе на тему:
« Видоизменения побегов»

Подготовила
Хусаинова Расима Тимерьяновна
Исянгулово-2015
Тема урока. Видоизменения побегов .
Цели урока
1.Рассмотреть строение видоизмененных побегов и установить черты сходства с надземным побегом.
2.Продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами, развивать умения сравнивать ,анализировать.
3.Формрование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира.
Оборудование: целые клубни картофеля и луковица лука, разрезанная вдоль у каждого ученика, тонкий срез клуня у каждого, раствор йода и лупа на каждой парте, презентация, настенные таблицы, гербарий. Учебник для 6 класса УМК В.В.Пасечника, рабочие тетради к данному учебнику, на каждого ученика раздать тесты в двух вариантах
УУД. Универсальные учебные действия.
Регулятивные: уметь принимать учебную задачу, определить цели, адекватно воспринимать информацию, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, уметь работать с инструктивными карточками.
Познавательные: уметь использовать приемы работы с информацией, поиск и отбор информации, формулирование проблемы, уметь работать с лабораторным оборудованием, наглядностью.
Коммуникативные: умение планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в малых группах, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнение разных точек зрения, отстаивание своей точки зрения, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников.
Личностные: проявляют любознательность и интерес к теме, проводят самооценка уровня личных учебных достижений, осознают потребность и готовность к самообразованию, умеют объяснять необходимость знаний о видоизменениях побегов.
Содержание урока.
I.Ориентировочно –мотивационный этап (8мин)
1.Организационный момент.
Добрый день, ребята! Желаю вам прекрасного настроения и плодотворной работы.
2.Проверка творческого задания ( составление вопросов или кроссворда на тему «Стебель» ( дети выступают: на их вопросы отвечают одноклассники. ответы учитываются в конце урока при выставлении оценок)
3.Выравнивание знаний; Учитель задает вопросы классу
1) Что такое побег?
2)Какова роль стебля для растений
3)Чем представлены проводящие ткани стебля?
Дети отвечают, ответы корректирует учитель и ребята, делают выводы
4.Создание проблемной ситуации:
Могут ли побеги находиться под землей? – Ответы самые разные.
Попробуем по - другому:
Вот у меня черный ящик, отгадайте, что там находится.
1.Я вырос на грядке, характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слез доведу.(-Дети сразу лают правильный ответ.)
А давайте посмотрим, есть там лук: Есть! (достаю из ящика лук)
2.Неказиста, шишковата, а придет на стол она
Скажут весело ребята: «Ну рассыпчата, вкусна»! (ответы детей)
Посмотрим: Точно, вот она картошка!
Скажите, их можно называть побегом? Ответы самые неожиданные и разные.
А вот сегодня мы должны это доказать. Итак, тема - видоизмененные побеги.
А какие цели вы сегодня поставите?
Дети говорят: Изучить строение лука и картофеля, выяснить их роль для человека, доказать, что это видоизмененные побеги
II.Операционально – исполнительский этап.(30мин)
Чтобы доказать, что клубень и луковица - видоизмененные побеги, мы проведем исследовательскую работу. Для этого выполним лабораторную работу №8. Инструктивные карточки на странице 54-56 учебника.
Сначала проведем беседу, что вы знаете про клубень картофеля. -Дети рассказывают о том, как и зачем выращивают, какие полезные вещества содержатся в клубне.
А теперь откройте с.54, 2-3 абзац прочитайте самостоятельно, смотрите рис.41-42.В это время на доске слайд №2-строение клубня.
-Дети отвечают на вопросы учителя: Что такое столоны, где запасается крахмал у картофеля.
1.Внимательно рассмотрите клубень. Найдите глазки.
2.С помощью лупы посмотрите, что там в глазках (дети отвечают -почки).
3.Как определить, где верхушка и где основание клубня (ответы: где больше глазков там верхушка)
4.Тонкий поперечный срез клубня рассмотрите на свет. Сравните его с поперечным срезом стебля (рис.42; на доске слайд №3, настенная таблица, гербарий).Что вы обнаружили?
( дети говорят, что они похожи)
5.Капните на срез клубня йодом: что произошло? О чем это говорит?
( дети отвечают: клубень окрасился в сине-фиолетовый цвет. Это доказывает наличие в клубне крахмала)
6.Докажите, что клубень- это видоизмененный побег.( ответы: оба состоят из пробки, луба, древесины и сердцевины).
А сейчас откройте рабочие тетради с.21, оформите лабораторную работу "Строение клубня»
А сейчас немножко отдохнем: Физминутка (1мин)
1)Глубоко вдохните, потянулись вверх, опустили руки – выдохнули. Повторить 3раза.
2.Сделаем три приседания.
3)Упражнения для глаз: сильно зажмурьте глаза, откройте-3 раза повторить
Очень быстро поморгали в течение нескольких секунд.
Посмотрели вдаль, а потом ближний предмет. Повторить три раза.
Закончили .
Продолжим работу. Расскажите, что вам известно о луке. Дети рассказывают, как применяет его человек.
А теперь самостоятельная работа с учебником: с56, 2 абзац.
Где накапливаются питательные вещества ( ответы).
Как вы объясните запах лука и почему мы плачем, когда чистим лук? ( ответы самые разные).Запишем в тетрадях новый термин: Фитонциды - это летучие вещества лука, убивающие бактерий. А теперь работаем по инструкции на с.56 учебника.
1. Внимательно рассмотрите внешнее строение луковицы.
Какое значение имеют сухие чешуйки? (ответы)
2.Изучим внутренне строение луковицы на продольном срезе. Расскажите , что вы там видите? Используйте рис.43 в учебнике и слайд №4, настенную таблицу.( ответы)
3.Докажите, что луковица - видоизмененный побег. Ответы: есть донце- видоизмененный стебель, сочные видоизмененные листья, почки.
4.Где накапливаются запасные питательные вещества? (ответы).
А теперь, откройте рабочие тетради, с21, выполните задание «Строение луковицы).
Заполните таблицу на с.22 в рабочей тетради.
Сделайте выводы.(дети высказывают свое мнение, доказывают верность своей точки зрения)
III.Рефлексивно- оценочный этап (6мин)
Учебники закрыли, тетради сдаем на проверку. Выполним тест. Отмечайте на этих же листках, обводите кружочком правильный ответ.
Вариант 1
1.У картофеля крахмал запасается в
  а) корнеплодах  б) корнях   в) клубнях      г) листьях
 2. Корневище отличается от корня тем, что:
  а) располагается в почве  б) имеет узлы и чешуйчатые листья
   в) обеспечивает вегетативное размножение
   г) запасает питательные вещества
 
 3. Клубень – это видоизменённый побег, так как для него характерен:
   а) стебель   б) почки и листья    в) стебель и почки г) почки
 4. Столон – это:
   а) побег у картофеля, на котором образуются клубни
   б) клубень картофеля
    в) корнеплод моркови         г) корневище ландыша
5. Запасные питательные вещества накапливаются в луковице в:
            а) корнях            б) донце            в) почках            г) листьях
Вариант 2
1.Побег состоит из:
 а) стебля и корня                  б) стебля, корней и почек
  в) листьев и цветков              г) стебля, листьев и почек.
 2.Корневище характерно для растения:
  а) картофель        б) тюльпан         в) ландыш         г) чеснок
3. Луковица, в отличие от клубня:
    а) имеет запас питательных веществ
   б) обеспечивает выживание растения в период засухи
    в) располагается в почве
   г) образована видоизменёнными мясистыми листьями
4. Клубень картофеля – это:
  а) плод      б) подземный побег    в) наземный побег   г) стебель
5. Побег у картофеля, на котором образуются клубни,  называется:
 а) глазки    б) донце       в) столон            г) корневище
Ответы:
Вариант 1   1 – В   2 – Б   3 – В   4 – А   5 – Г   
Вариант 2   1 – Г   2 – В   3 – Г  4 – Б    5 – В
Самопроверка ( ответы на доске). Поднимите руки, у кого нет ошибок, у кого 1ошибка и так далее учитель выясняет как усвоили дети данную тему. Итак, какие цели мы ставили? (ответы).
Что узнали сегодня? (ответы)
Какие выводы сделаем? (ответы)
Можно предложить детям вот эти стихотворения
1.Клубень картофеля - это не плод!
Он на подземном столоне растёт.
Вот кора и древесина,
Камбий, в центре - сердцевина.
На толстом стебле есть глазки,
Из них появятся ростки.
На свету он зеленеет,
И семян он не имеет.
Так запомни же навек
Клубень – это сам побег!
2.На стебле укороченном
С названьем звонким – донце
Чешуи-листья сочные
Одеты в позолоту.
В сочных листьях сахар есть.
 Фитонцидов здесь не счесть.
Если будут фитонциды
В нашей комнате летать,
То про насморк и простуду
Можно смело забывать
Объявление оценок тем, кто активно участвовал на уроке.
Домашнее задание. § 10 читать ,уметь пересказывать,
с.53-корневище- изучить самостоятельно
Творческое задание (на выбор одно)
1.с 58 №1
2.С.58 №2
3.Сделать книжку-малышку «Видоизменения побегов».
Всем спасибо за урок. До свидания!