Конспект урока на тему: Видоизменения побегов


Тема урока: Видоизменение побегов.
Демонстрационный материал: клубни картофеля, пророщенные на свету и в темноте; луковицы репчатого лука; комнатные растения; гербарий; таблица.
Ход урока
Введение
Проверка знаний.
Фронтальный опрос.
Какова особенность строения клеток пробки, с чем это связано?
Какое строение имеют клетки камбия?
Какие изменения происходят с растениями благодаря камбию?
Какими свойствами обладают лубяные волокна?
Где в стебле находятся ситовидные трубки и какую функцию они выполняют?
В чем особенность строения сосудов?
Где они находятся и какую роль играют в жизни растения?
Биологический диктант.
Под кожицей стебля находится слой клеток … (пробки).
Ситовидные трубки входят в состав … (луба).
Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сосудам … (древесины).
Усики гороха – это видоизмененные … (листья).
Стебель дерева состоит из коры, древесины и … (сердцевины).
Дыхание стебля с развитым пробковым слоем происходит при помощи … (чечевичек).
Между корой и древесиной находится … (камбий).
Образовательная ткань в стебле деревьев называется … (камбием).
Кожица стебля и пробка – это … (покровные ткани).
Основная часть
Как используются растением образующиеся в листьях органические вещества?
Клубень как видоизмененный подземный побег.
На доске нарисовать клубень, обозначить верхушку, основание, глазки (видоизмененные почки).
Сделать поперечный разрез клубня и показать на нем пробковый слой, луб, древесину, сердцевину.
Лабораторная работа «Строение клубня» (с.123).
Луковица как видоизмененный подземный побег.
Как размножаются луковичные растения?
Каким органом является луковица?
У каких растений есть луковица?
Рассмотреть чешуи наружного слоя луковицы и определить, какое они имеют значение. Разрезать луковицу вдоль. Определить, где находится донце. Найти верхушечную и боковые почки.
От какой части луковицы отрастают корни?
Как называются такие корни?
Что общего у луковицы с побегом?
Фитонциды: местонахождение, значение.
Как человек использует лук и чеснок?
Лабораторная работа «Строение луковицы» (с.123).
Корневище.
Рассмотреть корневище и сравнить со строением надземных побегов. Найти на корневищах чешуи и почки. Выяснить, какие корни развиваются на корневищах. Функции корневища.
Заключение
Вопросы.
Как доказать, что клубень картофеля – побег?
Как размножают картофель?
Какие органы образуют луковицу?
Какие вам известны луковичные растения?
Как человек использует знания о видоизмененных побегах?
Домашнее задание
Первый уровень сложности: параграф 27.
Второй уровень сложности:
Третий уровень сложности: найти загадки про видоизмененные побеги.
МедиаматериалыЗагадки.
Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставил … (лук).
Под кустом копнёшь немножко, выглянет на свет … (картошка).
Кто, ребята, не знаком с белозубым … (чесноком).
С перьями да не птица, в чешуе, да не рыба. (Лук).
У лысой головки
Есть глазки и бровки,
Глаза чуть-чуть раскосы,
А брови – безволосы. (Клубень картофеля).
Десять бочек туго
Вставлены друг в друга,
И только дно
У них одно. (Луковица, общее дно – укороченный стебель).
В земле веревочка,
А в ней – кладовочка (корневища лекарственных растений – пырея, ландыша, диоскореи, солодки).