Рабочая программа по физкультуре Коррекция 8 вида (Надомное обучение)


Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Физической культуре» составлена для индивидуального обучения на дому для обучающегося на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы под редакцией В.В. Воронковой. М: «Просвещение».
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
Программа составлена на 18 часов – в 3 классе.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- коррекция и компенсация физического развития;
- развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
- формирование, развитие и совершенствование двигательных навыков;
- развитие у обучающихся основных физических качеств, привитие устойчивого положительного отношения к занятиям физкультурой;
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса - формирование положительных личностных качеств детей для успешной интеграции их в обществе.
Преподавание курса связано с преподаванием следующих учебных курсов и опирается на их содержание: природоведение, развитие речи на основе знакомства с явлениями и предметами окружающей среды.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
- Гимнастика.
- Легкая атлетика.
- Подвижные игры.
Раздел «Гимнастика»
Физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. Простейшие виды построений, формирующие ориентировку в пространстве.
Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя – стоя, даются упражнения в исходном положении лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Они помогают ученикам овладеть комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Физическая нагрузка должна постоянно регулироваться за счет подбора упражнений, изменения исходных положений, числа повторений, интенсивности и последовательности их выполнения. Используются разнообразные упражнения, направленные на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.
Раздел «Легкая атлетика»
Включает ходьбу, бег, метание. Обучение элементам легкой атлетики осуществляется на основе развития у детей двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость, координация и др.).
Раздел « Подвижные игры»
В раздел включены подвижные игры разного вида: коррекционные, игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с метанием и ловлей, игры с прыжками.
Подвижные игры направлены на развитие двигательных и физических навыков у детей.
Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
Отличительной чертой данного курса является:
В каждый урок физкультуры в начальной школе включаются общеразвивающие и корригирующие упражнения:
- основные положения и движения рук, ног, туловища, головы;
- упражнения на дыхание;
- упражнения на развитие мышц кистей рук и пальцев;
- упражнения на формирование правильной осанки;
- упражнения на укрепление голеностопных суставов и стоп;
- упражнения для укрепления мышц туловища.
Особенности организации учебного процесса по данному курсу:
Основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из 4 основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны).
Используются такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценка (похвала, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. По возможности каждый урок включает элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры.
Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением ЦНС различной этиологии, возникающих на разных этапах индивидуального развития.
Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению позднотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.
У многих учащихся отмечается нарушение со стороны сердечно - сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акты с двигательной нагрузкой. Отмечаются отставания в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке. Встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.
Двигательная недостаточность детей особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, перекрестной координации движений, пространственной организации моторного акта. Недоразвитие речи приводит к недостаточному осмыслению обучающимися речевых инструкций.
Следует отметить, что среди учеников имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждения нервной системы.
Обязательным является контроль за физическим развитием и физической подготовленностью обучающихся, что позволяет отслеживать динамику их развития с момента поступления в школу до ее окончания.
Контроль осуществляется в форме тестирования дважды в год – в сентябре и мае на уроках физкультуры.
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Учебный предмет «Физическая культура» обеспечивает формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы; освоение правил здорового и безопасного образа жизни; способствует развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия; развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта – формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).
Результаты освоения курса. Курс «Физическая культура» в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором он является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «настоящий друг».
2. Уважать членов своей семьи, своих родственников, любить своих родителей.
3. Уважение к своему народу.
4. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
5. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные результаты
Регулятивные
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять.
Познавательные
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые вопросы учителя товарищей по классу, самим задавать вопросы.
4. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух тексты учебников, других художественных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Предметные результаты
Уметь выполнять строевые команды учителя, повороты направо, налево (переступанием);
отталкиваться двумя ногами от гимнастического мостика;
сохранять равновесие на гимнастической скамейке с предметом в руках;
лазать на четвереньках по наклонной плоскости вверх и вниз;
согласовывать движения рук и ног в лазании по гимнастической стенке;
коллективно переносить гимнастические снаряды.
Уметь выполнять высокий старт; бегать в медленном темпе 2 мин.; быстро пробежать 30 м ;прыгать в длину и высоту, толкаясь одной ногой и мягко приземляясь на две;
метать малый мяч с места правой и левой рукой.
Уметь выполнять повороты на лыжах на месте вокруг пяток в правую и левую стороны; выполнять спуск на лыжах
в основной стойке; преодолевать на лыжах 0,5 – 1,0 км.
Уметь подчиняться правилам игры.
Календарно-тематическое планирование по физической культуре.
3 класс (0,5 часов в неделю. Всего 18 часов)№
п/п Название раздела, темы Всего часов К – во часов Деятельность обучающихсяФормы контроля
1.
2.
3.
4.
5.
6. Раздел I.
Гимнастика:
Строевые упражнения
Общеразвивающие упражнения без предметов
Общеразвивающие и корригирующие упражнения
Элементы акробатических упражнений
Опорные прыжки
Ходьба
Построение в колонну, шеренгу по инструкции учителя. Повороты на месте (направо, налево) под счет. Размыкание и смыкание приставными шагами. Перестроение из колонны по одному в колонну по два через середину зала в движении с поворотом. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Реже шаг!»
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук.
Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений

Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, с большими и малыми мячами.
Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами
Перекаты в группировке. Из положения лежа на спине «мостик», 2 – 3 кувырка вперед (строго индивидуально).
Подготовка к выполнению опорных прыжков. Прыжок боком через гимнаст. скамейку с опорой на руки. Прыжок в глубину из положения приседа.
Ходьба в различном темпе, с выполнениями упражнений для рук.
Ходьба с контролем и без контроля зрения.
Наблюдения учителя
7.
8.
9. Раздел II.
Легкая атлетика:
Бег
Прыжки
Метание
Понятие высокий старт.
Медленный бег до 3 мин (сильные дети) Бег в чередовании с ходьбой до 100 м. Челночный бег (3х5 м) бег на скорость до 40 м. Понятие эстафетный бег (встречная эстафета)
Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед, до 15 м. Прыжки в длину (место отталкивания не обозначено) способом согнув ноги. Ознакомление с прыжком с разбега способом перешагивание.
Метание малого мяча левой, правой рукой на дальность в горизонтальную и вертикальную цель (баскетбольный щит с учетом дальности отскока на расстояние 4 – 8 м ) с места
Наблюдения учителя
Тестирование
Тестирование
10-11.
12.
13-14.
15-16.
17.
18 Раздел III .
Подвижные игры:
Игры зимой
Коррекционные
игры
Игры с элементами общеразвивающих упражнений
Игры с бегом и прыжками
Игры с бросанием, ловлей и метанием
Игры весной
«Снегурочка», «Вот так карусель!»
«Два сигнала», «Запрещенное движение»
«Шишки, желуди, орехи», «Самые сильные», «Мяч – соседу»
«Пятнашки маршем», «Прыжки по полоскам», «Точный прыжок», «К своим флажкам»
«Зоркий глаз», «Попади в цель», «Мяч - среднему»
«Гонка мячей по кругу»
Наблюдения учителя
Всего: 18 Перечень учебно-методического обеспечения
1.Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. М: «Просвещение» 2010.
2. Интернет-ресурсы
Лист внесения изменений.
Дата внесения изменений Раздел, тема Содержание изменений Подпись Согласовано с зам. Директора по УВР
РАССМОТРЕНО
на МО учителей нач. кл.
протокол №1
руководитель ШМО
_______/А.А. Бенькова/
«__» _________ 2016г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______/В.В. Салабутина/
«__» ___________2016г.