Конспект НОД Живая и неживая природа с использованием ИКТ в старшей группе


Итоговое занятие
«Живая и неживая природа».
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе.
Задачи:
-продолжать закреплять у детей знания о живой и неживой природе,
-умение классифицировать явления и предметы живой и неживой природы, - правильно называть явления природы, изображённые схематично, развивать умение самостоятельно делать выводы,
-развивать наблюдательность,
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:- схемы живой и неживой природы;- картинки живой и неживой природы.
 Ход занятия:
-Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.
– Ребята улыбнитесь друг другу.
Воспитатель: ребята послушайте стихотворение.
«Яркое солнце и голубое небо,горы, океаны,равнины, леса.Вода и песоки вокруг все живое.Как все это называем мы друзья?»(Природа)
А что такое природа? (Ответы детей) Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой. Всё что мы видим и наблюдаем -это природа.
Воспитатель: ребята послушайте стихотворение.
«Яркое солнце и голубое небо,горы, океаны,равнины, леса.Вода и песоки вокруг все живое.Как все это называем мы друзья?»(Природа)
А что такое природа? (Ответы детей) Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой. Всё что мы видим и наблюдаем -это природа.
Всю природу можно разделить на два огромных мира: Подумайте, как можно разделить природу на две группы?
Назовите признак живой природы:
Рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).
Помогите решить задачу
Если камень упал с горы и раскололся, то этот камень объект какой природы?
Неживой.
Почему? Ведь был один камень, стало много.
Нет признаков живой природы.
Да, ребята. Камень - это тело природы. Тела в природе могут изменяться.
Текучая вода в реке - это объект живой природы?
Нет.
Но ведь вода в реке движется?
Вода движется потому что, что земля круглая.
Игра на внимание «Что лишнее?» А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой.
Беседа: Дерево - объект живой природы, а бревно?
Объект неживой природы.
Почему? А можно ли назвать объектами природы ложку, стол, дом?
Нет.
А где люди взяли материал, чтобы сделать эти предметы?
Из природы.
Вывод: Человек для своего блага берёт как из живой, так и из неживой природы.
Неживой - песок - стекло,
вода в кране.
Вывод: это просто предметы, которые сделал человек из объектов природы, для своего удобства.
Физминутка: Ветер дует нам в лицо,Закачалось деревцо.Ветер тише, тише, тише,Деревцо все выше, выше”.
– О каком живом объекте природы мы говорили?
– О дереве.
– Докажите, что дерево относится к живой природе.
– Оно имеет все признаки живой природы. Оно рождается (появляется росток), растет, дышит, питается, размножается, умирает.
На примере растений, мы рассмотрим как развивается живой организм. Начнём с того какие растения бывают. (Строение растения.)-корень –главный орган растения.
Объясните схему: семечка- корень- росток- растение- почка- цветок- плод- семечка.
А все ли растения размножаются семенами?
(картофель, клубника, тюльпан).
На примере картофеля рассмотрим все сезонные изменения
Ребята, а куда необходимо посадить росток, чтоб он смог вырасти? ( в почву)
Что такое почва? (земля откуда растут растения).А почему?
Питательные вещества.
Что необходимо для роста растений.
Воздух, солнце и вода.
А воздух для чего нужен живым существам, в том числе и нам с вами.
А чем дышат растения?
И без воздуха всё живое не может обойтись.
Вы, сказали, что растению необходим свет. Откуда они его берут? (Солнце)
Зачем им нужен свет? Что произойдёт, если солнце исчезнет? (Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.)
Для чего нужна вода? (Ответы детей). Чтоб жить
А как растение пьёт воду из земли?
Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух, вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать.
Вывод: Живая и неживая природа связаны между собой.
Психогимнастика « Я растение».
« Представьте, что вы растения-малыши. Вас посадили в чёрную, а значит, плодородную землю. Вы ещё маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи- то добрые руки поливают вас, вытирают пыль, рыхлят землю, чтоб ваши корни дышали. Вы начинаете расти. Ваши лепесточки подросли, стебель становится крепким, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить вместе с другими красивыми цветами».
В природе существует 4 времени года.
В природе существуют природные явления
В неживой природе
Отгадывание загадок.
1.Без рук, без ног, а ворота отворяет. /Ветер/.(движение воздуха)
2.Мочит рощу, лес и луг. Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч – он вождь, Ты ведь знаешь, это - ...
(это не просто вода, а самое настоящее чудо, созданное самой природой! )
3.Красное коромысло, через речку повисло. /Радуга/. (солнце играет с капельками воды).
В живой природе.
1.Ветер листьями играет, Их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат - Это значит ... . (листопад)
2.Раскалённая стрела, дуб свалила у села. /Молния/.
  Гроза - бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями. Прекрасное, но в то же время, пугающее природное явление.
В природе существует много природных явлений.
Вывод: Природа она очень красива и беззащитна
Мы, часто к сожалению причиняем ей боль.
И спасти её может только человек.
А как человек может её спасти.
Природу нужно уважать,Она нам всем – родная мать.Она заботится о нас.Всегда спасает в трудный час.
Мы все должны её хранить,Беречь, любить и не забыть,Да, не забыть в недобрый часЧто лишь одна она у нас.
Наша с вами задача «Любить и охранять природу»