Презентация на тему Реализация здоровьесберегающих технологий в современной школе


РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. ОХРАНА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЬЕ – ЭТО САМОЕ ЦЕННОЕ, ЧТО ЕСТЬ У ЧЕЛОВЕКА. Н.А. СЕМАШКО Здоровье – этосостояние полного физического, психического и социального благополучия человека.динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЮ – ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ обучение гигиеническим навыкам; профилактика травматизма; профилактика злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья; формирование мотивации на ведение ЗОЖ; воспитание ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩНХ ТЕХНОЛОГИЙ К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни. ЗАДАЧА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;Пропаганда здорового образа жизни;Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью обучающегося и учителя. ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Приоритет заботы о здоровье учителя и обучающегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса. ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. Субъект-субъектные взаимоотношения — обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах. ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту ребенка.Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей. ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления. ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Задача учителя -качественное обучение предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;Нагрузка от дополнительных занятий в школе;Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения необходимо проводить: физкультминутки, примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса; определять и фиксировать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку; следить за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника,упражнения для ног,упражнения на ковре,релаксационные упражнения для мимики лица,потягивание,массаж области груди, лица, рук, ног,психогимнастика,упражнения, направленные на выработку рационального дыхания ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Направлено на – обеспечение психического здоровья обучающихся.Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечение комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов Цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Проявления гуманного отношения к детям: любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику ребенка и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Технология уровневой дифференциации обучения. Построение уроков с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающегося, использование разноуровневых заданий, в том числе и контрольных работ. Тем самым появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные обучающиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ повысить умственную работоспособность и сократить период адаптации к содержанию материала в начале урока;выбрать оптимальный ритм и темп урока;эмоциональность, артистизм педагога;исключить шумовое раздражение на уроке;использовать приемы поощрения, подбадривания обучающихся;проводить смену деятельности, практиковать нестандартные уроки;использовать основные эколого-медико-психолого-педагогические методы преподавания: внушение, погружение, ритмическую стимуляцию органов чувств;проводить динамические паузы;заканчивать урок за 1-2 минуты до звонка;не задерживать детей на перемену. Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;в интеллектуальном плане – обучающийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и ,безусловно, интерес к уроку.Оценка должна стимулировать интерес ребенка, а не быть наказанием.