Реализация ФГОС нового поколения в современной школе


О федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
Современные международные исследования в области качества образования, (в частности Международный проект "Исследование качества чтения и понимания текста" (Progress in International Reading Literacy Study. PIRLS). представляющий собой мониторинговое исследование качества образования с целью сравнения уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира (40);
Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Third International Mathematics and Science Study) (Третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования) (48 стран):
Международная программа оценки знаний и умений учащихся (PISА) (57 стран), нацеленная на осуществление сравнительной оценки математической и естественнонаучной грамотности, умения понимать тексты различного типа и решать проблемы. Ключевой вопрос исследования: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе?) указывают на явный отход от ориентации на предметные знания й умения как результаты образования, на выход в сферу надпредметных умений, компетентностей в различных областях жизнедеятельности школьника (не только собственно в познавательной или учебной).Как известно, российские учащиеся не показывают высокие результаты в рамках данных исследований, сильно уступая своим сверстникам во многих странах мира в умении работать с информацией: в умении решать практические, социально- и личностно значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт. Основная причина, как утверждают аналитики, заключается в том, что их не учат тому, что в них проверяется. В других же измерениях качества образования, в которых оценивается именно уровень усвоения школьной программы, у российских школьников очень хорошие показатели.
Между тем, как показывает исследование востребованности на рынке труда разных способностей человека, проведенное Массачусетским технологическим институтом, становятся невостребованными рутинные когнитивные операции (простое запоминание и воспроизведение правил и фактов, вычисления по заданным формулам). И нарастает востребованность нерутинных когнитивных операций, то есть умения решать проблемы, не имея готовых шаблонов.
Исследование мнений российских учащихся о первоочередных задачах школы говорит о следующем; учащиеся исходят из того, что школа должна в первую очередь готовить к самостоятельному решению различных жизненных проблем, обеспечивая подготовку к будущей трудовой деятельности.
Анализ ответов родителей учащихся на тот же самый вопрос показал, что их позиции в основном совпадают с позицией учащихся, однако, родители больше ориентированы на «знаниевые» результаты образования, а дети - на развитие потенциала личности, который выражается в умении действовать самостоятельно и творчески.
Все это предопределило необходимость реформирования отечественной системы образования и, как следствие, введения нового Федерального государственного образовательного стандарта.
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
С 1998 года при организации учебного процесса образовательные учреждения руководствовались основным документом: Обязательным минимумом содержания образования, с 2004 года нормативным документом стал Стандарт среднего (полного) образования, который регламентировал цели обучения, минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников (учащийся должен знать, уметь).
Концептуальное основание нового ФГОС - это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование.
Главное отличие ФГОС второго поколения - переход от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности и развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие. Вектор смещения акцентов нового стандарта:
Как учить? - обновление средств обучения
Ради чего учить? - ценности образования
Чему учить? Обновление содержания (формирование УУД)
Понятие и сущность УУД. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Еще одна особенность ФГОС второго поколения - это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет.
И еще один принципиальный момент - преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.
Что касается минусов, то очевиден пока один - требования к условиям реализации стандарта. Совершенно ясно, что государство, заключая "общественный договор", должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан не только с увеличением оплаты труда учителя, но и с развитием материально-технической базы российской школы, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.
Отличия стандартов первого и второго поколений:
По целям образования. Стандарты 1 - го поколения содержали жесткие требования к содержанию образования вплоть до перечисления тем, которые, которые для учителя становились предметом преподавания, а для учащихся предметом усвоения.
В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием учащихся через описание результатов образования и условий их осуществления.
Структура стандарта: Приведены ОУУН и способы деятельности, которыми должен овладеть ученик; система требований через цели изучения предмета, обязательный минимум содержания; требования к уровню подготовки по каждому предмету. Новый ФГОС- включает требования: к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре этой программы и к условиям ее реализации.
Идея: 2004 - приобретение системы прочных фундаментальных знаний; ФГОС Ы идея функционально грамотной личности. ФГОС нацеливает на смену образовательной парадигмы (цели): вместо передачи суммы знаний - развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности (знания и умения как средство развития личности)
Опенка достижения планируемых результатов: в 2004 году нет, ФГОС: в итоговой оценке выделены две составляющие - результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику их образовательных достижений + результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения учащимися основных формируемых способов действий.
Вчера - сегодня.
Учительпроверяет д/з: «Выучили перескажите!». Ученики практически осваивают усвоенную информацию (с опорой на собственный жизненный опыт).
Учительобъясняет новую тему: «Сидите и слушайте!» Учитель создает ситуацию - ученики определяют тему, проблемный вопрос, сами открывают (в диалоге с учителем, в учебнике) новые знания.
Учитель проверяет усвоенный на уроке материал: «Как поняли, повторите!» Ученики делают самостоятельные выводы по теме.