Нравственное становление личности в современном образовательном пространстве


НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Р.Р. Галиева
Учитель биологии высшей категории
МБОУ школа№127 Октябрьского района городского округа город Уфа РБ
Воспитание - это, прежде всего проектирование способов отношений к людям и к самому себе, а также отношений к труду, к вещам, к природе, к обществу в целом. Личность есть совокупность собственных отношений к окружающему миру. При характеристике человека его отношение к другим является определяющим фактором. Поэтому важнейшей задачей формирования личности - это нравственное воспитание человека. Интеллектуальное развитие молодежи не представляется такой проблемы, как нравственное становление. Такое состояние обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит настолько четко, планово и в обязательном порядке, что отставание в этой сфере просто недопустимо. Духовная половина личности человека развивается непропорционально и неестественно. Одной из основных задач проектирования и формирования личности, наряду с интеллектуальным развитием, является нравственное воспитание молодого поколения. Под воздействием воспитания и накопления жизненного опыта, нравологического просвещения личность в своем сознании концентрирует достижения нравственной культуры общества. В результате человек в традиционных ситуациях поступает сообразно нравственным нормам, а с другой стороны, в свои действия включает творческие элементы сознания нравственный разум, интуицию, что способствует человеку принятию благовоспитанного решения в проблемных ситуациях. Так происходит развитие нравственности через достижение оптимального сочетания уже известных типических, традиционных норм поведения и новых, творческих элементов. Нравственное воспитание учащейся молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования. Оно направлено на формирование отношения человека к миру, к социальной среде и природе. Нравственное воспитание ставит целью выработку активной жизненной позиции личности, нравственных убеждений, привитие чувств гуманности, справедливости, добросовестности, порядочности, трудолюбия, заботы о благополучии страны, уважительного отношения ко всем народам и т.д. Актуальность проблемы нравственного воспитания обуславливается состоянием современного общества, фактом духовной деградации молодого поколения и отсутствием эффективной системы нравственного воспитания школьников.
При создавшейся ситуации в соответствии с общественными потребностями возникла необходимость разработки нового направления в науке о воспитании. Такое научное направление мы называем HPАВАЛОГИЕЙ, т. е. учением о нравственности. В МБОУ школа № 127 города Уфы с 2001 года ведется уроки нравственности, используя программу и методические пособия, разработанные А.З.Рахимовым и В.С.Казыхановым. Изучение нравологии в форме уроков нравственности по этой программе ставит следующие цели: - введение детей в мир новых представлений о том, что такое нравственность и чем она характеризуется, какое значение имеет в жизни человека и какую пользу приносит; какую роль играет эта дисциплина в познании самих себя, особенностей человеческих отношений, в саморазвитии и формировании лучших человеческих качеств; - данная наука способствует овладению не только теоретическими знаниями о нравственности, но и одновременно вооружает учащихся приемами и способами нравственной саморегуляции, самоуправлении и саморазвития; она готовит детей к духовно- нравственной самостоятельной жизни как теоретически, так и практически; - уроки нравственности нацелены на установление органической связи школы и семьи в нравственном воспитании школьников. Для реализации этих целей в программу включены жизненно необходимые знания из различных сторон современной духовности. Уроки нравственности строятся по технологии творческого развития Л.З.Рахимова, профессора БГПУ имени М. Акмуллы. Обучение нравологии основывается на личностно- ориентированном подходе. Личностно- ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Структура уроков I.Ориентировочно – мотивационный этап или этап постановки учебной задачи состоит из следующих элементов: проверка творческой домашней работы, выравнивание знаний, формулировка учебной задачи к данному уроку и создание ориентиры и мотивы ее изучения. II.Операционально – исполнительский этап. Это этап урока решения учебной задачи и формирования учебных действий. III.Рефлексивно- оценочный этап.Здесь имеется в виду шаговая рефлексия и завершение урока общей самооценкой. После выполнения каждого задания, учащимся предлагается самим оценивать свои знания (самооценка). На уроках учащиеся работают в группах. Самооценка ставится с учётом следующих критериев: Оценка «5» –если ученик может повторить усвоенный материал и объяснит товарищам. Оценка «4» –если ученик не может повторить последовательно и в полном объеме, не может выразить основную мысль. Оценка «3» –если может проговорить соседу по группе, но при использовании подсказки.
IV.Домашнее задание. Практическая часть занятий проводится в форме психонравственных тренингов, в качестве самостоятельной работы дети получают задания для совместной работы с родителями по составлению планов самовоспитания, их реализации и самоотчетов о результатах сформированности усвоенных нравственных понятий. Большое внимание уделяется изучению уровня нравственного становления, что включает в себя нраво-диагностику, методы нравственного воздействия и коррекции поведения. На каждом уроке изучается теоретический материал, дети усваивают духовно-нравственное понятие, дают им свои определения в процессе групповой деятельности. Уроки проходят не только в формах индивидуальной, но и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий характер обучения. На уроке дети свободно общаются, дискутируют, и сами определяют, кто будет отвечать по материалу. При решении проблем каждый старается принимать активное участие. Дети умеют аргументировать свои ответы, умеют радоваться, а хорошее настроение ведет к укреплению их здоровья. Учителя старших классов, применяющие технологию творческого развития А.З. Рахимова на уроках нравственности, всегда отмечают особо отличительные свойства выпускников. Среди положительных качеств учащихся выделяют творческое отношение к учебе, старательность, дисциплинированность, организованность, взаимопомощь, самокритичность, самоуправляемость, ответственное отношение к себе, нравственность. За восемь лет работы по данной системе стало понятно, уровень работоспособности и сформированности учебных навыков и творческих способностей у ребят высокий. Результаты диагностики показали высокий уровень интеллектуального развития, прочность полученных знаний и умений, способность к рефлексии. Уроки нравственности, строящиеся по технологии творческого развития, наряду с успехами в качестве усвоения материала развивает культуру умственного труда. Отмечается и такое отношение к учению, когда дети нетерпимо начинают относиться к проявлениям безответственности и легкомысленности. Данная система обучения у детей воспитывает познавательные интересы, мотивы, увлеченность, чувство радости познания и учения. Высокие положительные эмоции развивают у этих детей не только телесное, но и духовно - нравственное здоровье. Хочется отметить, что уроки нравственности способствуют формирование самооценки. Если учесть, что самооценка лежит в основе развития самосознания, то становится понятно, почему эти дети от других резко отличаются уровнем своего сознания, о чем свидетельствую результаты диагностики учащихся. Таким образом, уроки нравственности, в структуре нравственного становления личности, является воспитательным потенциалом современного образовательного пространства.