Паспорт проектной работы на тему«Рейтинговая система оценки знаний учащихся на уроках русского языка»

Паспорт проектной работы.


Название проекта: «Рейтинговая система оценки знаний учащихся на уроках русского языка»
Автор проекта: Кузнецова Лариса Николаевна
Учебный предмет: русский язык
Тип проекта: практико-ориентированный
Заказчик проекта: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа № 68».
Цель проекта: совершенствовать контрольно-оценочный компонент учебного процесса как средства повышения эффективности процесса обучения и формирования учебной деятельности школьников:
обучающую функцию (не столько регистрация имеющихся знаний, сколько расширение фонда знаний);
воспитательную функцию (формирование навыков добросовестного отношения к учебным обязанностям; стимулирующих интерес к учению, способности самостоятельно добывать знания, стремления к самооценке и самоконтролю);
стимулирующую функцию (воздействие на волевую сферу школьника посредством переживания успеха или неуспеха, понимания им собственных знаний);
диагностическую функцию (непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения и своевременная корректировка учебной деятельности).

7.Задачи проекта:
Совершенствовать традиционную систему оценивания учебной деятельности учащихся, дополнив её новыми формами.
Разработать методику использования рейтинговой системы оценки знаний учащихся (единый подход в выставлении оценки по набранным баллам, корректировка оценки ученика с учётом его личностных особенностей, определение степени обученности и успеваемости класса).
Сформировать банк рейтинговых заданий, ориентированных на личность.
Вопросы проекта:
Какие этапы урока оцениваются балльной оценкой?
Во сколько баллов оцениваются разные этапы урока?
Как суммировать баллы каждого ученика на уроке?
4. Как проверить объективность самооценки и взаимооценки учащихся?


9. Механизм рейтинговой оценки урока.

При планировании урока каждый этап его оценивается максимальным баллом. Оценка этапа в баллах должна соответствовать его значимости в плане урока, соответствовать главной цели и задаче урока.
Пример балльной оценке этапов урока.
1. Явка на урок, готовность к уроку – 1 б (балл). 2. Самоорганизация учебной деятельности – 3 б (самоорганизация - внимательное и вдумчивое выслушивание объяснения учителя, быстрое включение в работу, переключение внимания, т.е. это умение учиться). Выставление баллов за этот пункт проводится при подведении итогов урока. 3. Домашнее задание – 4 б. 4. Самостоятельная работа (тест, взаимоопрос и т.д.) – 10 б. 5. Изучение новой темы – 3 б. 6.Экспресс-контроль – 2 б. 7. За активность и смекалку – 2 б. ВСЕГО ЗА УРОК –25 б
10% от 25 б » 3 б 25% от 25 б » 6 б 51% от 25 б » 13 б
Перевод баллов в оценку:
“5” - 22–25 б
“4” 19–21 б “3” 13–20 б “2” 6–12 б “1” 0–5 б
4.Суммирование баллов ученика на уроке. Лист со списком класса, по ходу выставление “минусов» Число минусов”–это число потерянных за урок баллов.
Набрано:
Потеряно
Отметка

24–27 б
0–3 б
“5”

20–23 б
4–7 б
“4”

15–19 б
8–12б
“3”

0–15 б
12–27б
“2”

5. Оценивание некоторых этапов урока учащимися в ходе взаимоопроса, взаимопроверки. Учащихся надо учить объективной оценке знаний товарищей. На начальных этапах обучения я время от времени необходимо проверять объективность оценки. После взаимопроверки учащиеся сообщают полученные друг другом баллы, которые выставляются в журнал учителя. Затем с помощью игрального кубика определяется номер ряда и номер парты, учащиеся которой идут к доске и подвергаются перепроверке.
Если ответы их соответствуют выставленным ими друг другу баллам, то и весь класс получает оценки, выставленные учащимися друг другу. Если же ответы были хуже, тем самым выявилась необъективность оценки, то всему классу снижается на столько же баллов оценка этапа, как и этим учащимся. Впоследствии учащиеся выставляют оценки необъективно.
Аннотация:
Контрольно-оценочный компонент является составной частью учебного процесса, эффективность которого во многом зависит от продуманного и грамотно организованного контроля. Правильно используя оценку, учитель имеет возможность постоянно побуждать школьников к совершенствованию знаний и умений, к развитию критичности мышления, к выработке правильных оценочных суждений и к самооценке своего труда. Объективность оценки знаний и умений зависит от многих факторов: требований, предъявляемых учителем к знаниям и умениям обучающихся; методов, видов и средств выявления знаний и умений; разработки критериев и норм оценок и т.д. Традиционные педагогические оценки образуют порядковую шкалу, позволяющую ранжировать только относительные достижения учащихся. Поэтому необходимо искать другие способы оценки достижений учащихся, которые создадут благоприятные условия для стимулирования обучающихся к развитию их личностного потенциала. Одним из таких способов является рейтинговая система контроля знаний. Именно рейтинг дает возможность реализовать личностно ориентированное обучение, один из принципов, лежащих в основе современного российского образования, а также повысить объективность оценки знаний. Рейтинговую систему можно назвать иначе – балльная. В её основе лежит накопительный принцип. Можно использовать «оценочный лист», куда занесены все виды деятельности ученика на уроке или уроках за определенный период. Применение рейтинговой системы оценивания знаний в общеобразовательной школе становится актуальным, так как позволяет обучающимся самостоятельно реально отследить процесс усвоения учебного материала, преодолеть страх перед получением неудовлетворительной оценки, они свободно высказывают свое мнение, даже если оно не всегда верно (здоровьесберегающая среда); преподавателю - осуществлять мониторинг процесса обучения на всех этапах обучения и прогнозировать дальнейшее развитие каждого ученика и класса в целом, дифференцировать значимость оценок за выполненную работу, развивать нравственные качества личности.
Уроки с рейтинговой системой оценки знаний учащихся хорошо сопрягаются с любыми типами уроков и с технологией деятельностного подхода. Уроки получаются мобильными, ёмкими, проходят в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения между учителем и учащимися, то есть в духе истинного сотрудничества.
Приложение.
Урок русского языка в 6 классе «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Учитель русского языка и литературы МОУ « Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа № 68» Кузнецова Л.Н.

Цели и задачи:
закрепить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольной работе по данной теме;
развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей;
воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Ход урока.
I. Организационная часть. Готовность к уроку - 1 б
Вызов интереса к теме урока.
Вступительное слово учителя о целях урока.
Составление существительных из букв, встречающихся в слове транспорт. – 1б
Ответ: Имена существительные, составленные из букв слова транспорт: спорт, порт, нос, сон, рот, торт, пора, спор, сор, тон, нота, рост, рапорт.
(слайд 1)
II. Осмысление темы.
Проверка теоретического материала. – 3 б.
.
- вспомните, что такое имя существительное?
- чем отличаются существительные одушевлённые от неодушевлённых?
- приведите примеры существительных собственных и нарицательных.
- как изменяются имена существительные?
Тестирование по теме «Склонение». – 3 б
1. К несклоняемым относится имя существительное:
дочь;
плакса;
пальто.
Несклоняемым является имя существительное:
метро;
время;
фанера.
Именем существительными среднего рода является слово:
кофе
какао
авеню
Именем существительным мужского рода является слово:
пенальти
такси
ателье
К разносклоняемым относится группа существительных:
море, поле, горе;
племя, знамя, семя;
марля, доля, воля.
К третьему склонению относится имя существительное:
сыч
дочь
плач
Именем существительным общего рода является слово:
плакса
академия
стремя

Ключ к тесту по теме «Склонение имён существительных»:1. 3), 2. 1), 3. 2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1). (слайд 2)
Словарная работа. 4 б
Какое значение имеет слово академия?
Диктант «Угадай словечко!». (Учитель читает толкование, дети записывают само слово. Слова берутся из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось по теме «Имя существительное».)
Лицо, уполномоченное учреждением, предприятием для выполнения служебных, деловых поручений.
Стальной каркас железобетонных конструкций.
Строительный материал из вяжущих смесей с водой и заполнителями, твердеющий после укладки.
Основной род занятий, трудовой деятельности.
Возвышение для оратора.
Многоместная электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям.
Тонкие листы древесины для облицовки столярных изделий.
Ключ к диктанту «Угадай словечко». (слайд 3)
Агент, 2) арматура, 3) бетон, 4) профессия, 5) трибуна,
6) троллейбус, 7) фанера.
Составьте предложения, чтобы эти имена существительные были разными членами предложения (задание дается по рядам; первый ряд – подлежащее, второй – дополнение, третий – обстоятельство, все – сказуемое, можно работать в парах.) - 4 б

4.Повторение способов образования слов - 3 б
Какие по происхождению эти слова?
Иноязычные.
Можем ли мы сказать, как они образованы?
Нет.
А какими способами образуются русские слова?
Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход слова одной части речи в другую.
1. Разберите по составу слова: невежа, неточность, смазчик, стаканчик, зайчонок, подоконник, орешек.
2. Сделайте словообразовательный разбор этих же слов.
5. Повторение орфограмм, встретившихся в словах для разбора.
6. Работа с текстом . 5 б.


Золотой дождь.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики.
И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми.
Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит – закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломится, хлынет сверкающий водопад.
Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
Вопросы и задания.
1. Прочитайте текст и определите его основную мысль.
2. В каких словах мы встречаем орфограммы, изученные по теме «Имя существительное»? Объясните их правописание.
3. Объясните постановку знаков препинания в тексте.
Произведите морфологический разбор существительного.

7. Самостоятельная работа по карточкам - 3 б

8.Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе.

III. Заключительная часть урока. Подведение итогов. Самооценка


Набрано:
Отметка

24–27 б
“5”

20–23 б
“4”

15–19 б
“3”

0–15 б
“2”












Паспорт проектной работы.


Название проекта: «Рейтинговая система оценки знаний учащихся на уроках русского языка»
Автор проекта: Кузнецова Лариса Николаевна
Учебный предмет: русский язык
Тип проекта: практико-ориентированный
Заказчик проекта: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа № 68».
Цель проекта: совершенствовать контрольно-оценочный компонент учебного процесса как средства повышения эффективности процесса обучения и формирования учебной деятельности школьников:
обучающую функцию (не столько регистрация имеющихся знаний, сколько расширение фонда знаний);
воспитательную функцию (формирование навыков добросовестного отношения к учебным обязанностям; стимулирующих интерес к учению, способности самостоятельно добывать знания, стремления к самооценке и самоконтролю);
стимулирующую функцию (воздействие на волевую сферу школьника посредством переживания успеха или неуспеха, понимания им собственных знаний);
диагностическую функцию (непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения и своевременная корректировка учебной деятельности).

7.Задачи проекта:
Совершенствовать традиционную систему оценивания учебной деятельности учащихся, дополнив её новыми формами.
Разработать методику использования рейтинговой системы оценки знаний учащихся (единый подход в выставлении оценки по набранным баллам, корректировка оценки ученика с учётом его личностных особенностей, определение степени обученности и успеваемости класса).
Сформировать банк рейтинговых заданий, ориентированных на личность.
Вопросы проекта:
Какие этапы урока оцениваются балльной оценкой?
Во сколько баллов оцениваются разные этапы урока?
Как суммировать баллы каждого ученика на уроке?
4. Как проверить объективность самооценки и взаимооценки учащихся?


9. Механизм рейтинговой оценки урока.

При планировании урока каждый этап его оценивается максимальным баллом. Оценка этапа в баллах должна соответствовать его значимости в плане урока, соответствовать главной цели и задаче урока.
Пример балльной оценке этапов урока.
1. Явка на урок, готовность к уроку – 1 б (балл). 2. Самоорганизация учебной деятельности – 3 б (самоорганизация - внимательное и вдумчивое выслушивание объяснения учителя, быстрое включение в работу, переключение внимания, т.е. это умение учиться). Выставление баллов за этот пункт проводится при подведении итогов урока. 3. Домашнее задание – 4 б. 4. Самостоятельная работа (тест, взаимоопрос и т.д.) – 10 б. 5. Изучение новой темы – 3 б. 6.Экспресс-контроль – 2 б. 7. За активность и смекалку – 2 б. ВСЕГО ЗА УРОК –25 б
10% от 25 б » 3 б 25% от 25 б » 6 б 51% от 25 б » 13 б
Перевод баллов в оценку:
“5” - 22–25 б
“4” 19–21 б “3” 13–20 б “2” 6–12 б “1” 0–5 б
4.Суммирование баллов ученика на уроке. Лист со списком класса, по ходу выставление “минусов» Число минусов”–это число потерянных за урок баллов.
Набрано:
Потеряно
Отметка

24–27 б
0–3 б
“5”

20–23 б
4–7 б
“4”

15–19 б
8–12б
“3”

0–15 б
12–27б
“2”

5. Оценивание некоторых этапов урока учащимися в ходе взаимоопроса, взаимопроверки. Учащихся надо учить объективной оценке знаний товарищей. На начальных этапах обучения я время от времени необходимо проверять объективность оценки. После взаимопроверки учащиеся сообщают полученные друг другом баллы, которые выставляются в журнал учителя. Затем с помощью игрального кубика определяется номер ряда и номер парты, учащиеся которой идут к доске и подвергаются перепроверке.
Если ответы их соответствуют выставленным ими друг другу баллам, то и весь класс получает оценки, выставленные учащимися друг другу. Если же ответы были хуже, тем самым выявилась необъективность оценки, то всему классу снижается на столько же баллов оценка этапа, как и этим учащимся. Впоследствии учащиеся выставляют оценки необъективно.
Аннотация:
Контрольно-оценочный компонент является составной частью учебного процесса, эффективность которого во многом зависит от продуманного и грамотно организованного контроля. Правильно используя оценку, учитель имеет возможность постоянно побуждать школьников к совершенствованию знаний и умений, к развитию критичности мышления, к выработке правильных оценочных суждений и к самооценке своего труда. Объективность оценки знаний и умений зависит от многих факторов: требований, предъявляемых учителем к знаниям и умениям обучающихся; методов, видов и средств выявления знаний и умений; разработки критериев и норм оценок и т.д. Традиционные педагогические оценки образуют порядковую шкалу, позволяющую ранжировать только относительные достижения учащихся. Поэтому необходимо искать другие способы оценки достижений учащихся, которые создадут благоприятные условия для стимулирования обучающихся к развитию их личностного потенциала. Одним из таких способов является рейтинговая система контроля знаний. Именно рейтинг дает возможность реализовать личностно ориентированное обучение, один из принципов, лежащих в основе современного российского образования, а также повысить объективность оценки знаний. Рейтинговую систему можно назвать иначе – балльная. В её основе лежит накопительный принцип. Можно использовать «оценочный лист», куда занесены все виды деятельности ученика на уроке или уроках за определенный период. Применение рейтинговой системы оценивания знаний в общеобразовательной школе становится актуальным, так как позволяет обучающимся самостоятельно реально отследить процесс усвоения учебного материала, преодолеть страх перед получением неудовлетворительной оценки, они свободно высказывают свое мнение, даже если оно не всегда верно (здоровьесберегающая среда); преподавателю - осуществлять мониторинг процесса обучения на всех этапах обучения и прогнозировать дальнейшее развитие каждого ученика и класса в целом, дифференцировать значимость оценок за выполненную работу, развивать нравственные качества личности.
Уроки с рейтинговой системой оценки знаний учащихся хорошо сопрягаются с любыми типами уроков и с технологией деятельностного подхода. Уроки получаются мобильными, ёмкими, проходят в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения между учителем и учащимися, то есть в духе истинного сотрудничества.


Заголовок 1 Заголовок 215