Внеклассное мероприятие по математике для 5-х классов Большая математическая игра


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей «Надежда»
муниципального образования
«Холмский городской округ» Сахалинской области
Большая математическая игра
Внеклассное мероприятие по математике для 5-х классов

Ямшанова Ирина Николаевна
учитель математики МБОУ лицей «Надежда» г. Холмска
МО «Холмский городской округ»
Сахалинской области
2015
Большая математическая игра
Большая математическая игра – это смотр знаний, умений и навыков учащихся по математике, как сформированных в начальной школе, так и при изучении курса математики 5 класса (в этом случае есть необходимость изменить содержательную часть некоторых станций). Целесообразно эту игру проводить в два тура: первый – после уроков вводного повторения, в начале учебного года, а второй – после уроков итогового повторения, в конце учебного года. Данная игра является одной из форм внеурочной деятельности по предмету, что особенно актуально с введением ФГОС ООО. Игра проводится в форме математического путешествия – кругосветки (можно к проведению привлечь старшеклассников или учителей математики). Лучше класс разбить на группы по 5 – 10 человек. На некоторых станциях («литературная», «музыкальная», «творческая») оценивается эрудированность, творчество, креативность всей группы учащихся. На станциях («хочу все знать», «блиц-турнир», «геометрическая», «текстовые задачи») учащиеся каждый индивидуально выполняет предложенные задания из программного материала начальной школы по математике. Каждое задание базового уровня оценивается в 1 балл, повышенного уровня в 2 – 3 балла. На станции «не сломай головы» ученикам предлагаются олимпиадные, логические задачи. По окончании кругосветки учитель составляет рейтинг учащихся по станциям, общий рейтинг игры (Приложение 1 Таблица рейтинга игры).
Сценарий внеклассного мероприятия
Форма проведения: кругосветка (путешествие по станциям).
Цель: развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их математической культуры; развитие коммуникативных способностей, креативности мышления, уверенности и раскованности в общении; воспитание культуры поведения при работе в группе, при индивидуальной работе.
Задачи: мотивировать учащихся на дальнейшее изучение предмета, формировать положительное отношение к математике и интерес к знаниям, воспитывать культуру поведения при индивидуальной и групповой работе.
Планируемые образовательные результаты
Личностные: понимать ведущую роль и значение математической науки для развития общества; проявлять творческое мышление, креативность, инициативу, находчивость и активность при решении математических задач.
Метапредметные:
регулятивные – формировать способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию в преодолении препятствий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативные – развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; аргументировать свое мнение и позицию;
познавательные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; структурировать знания; уметь использовать знако-символические средства; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Ресурсы: раздаточный материал.
Станции математической игры
«Хочу все знать»
«Блиц – турнир»
«Геометрическая»
«Текстовые задачи»
«Литературная»
« Не сломай головы»
«Музыкальная»
«Творческая»
Ход игры
Станция (этап) Деятельность учителя (организатора на станции) Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1. Мотивация к деятельности Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть всех вас в нашем лицее. Сегодня вы отправитесь в удивительное путешествие в мир математики. В этом путешествии вам предстоит двигаться строго по карте в соответствии с указанным маршрутом. На карте указаны места привала, где вас будут ожидать мои помощники – старшеклассники. Они приготовили для вас задания-сюрпризы, которые вам придется выполнять. Будьте внимательны! Всем успехов! Слушают учителя, задают уточняющие вопросы, получают карту игры. (Приложение 1 Карта игры) Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, слушать и понимать речь других.
Хочу все знать Организует работу учащихся; обеспечивает всех раздаточным материалом . (Приложение 2 станция «Хочу все знать») Слушают учителя (организатора), выполняют задания самостоятельно Познавательные: структурирование знаний.
Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в письменной форме.
Блиц-турнирОрганизует работу учащихся; обеспечивает всех раздаточным материалом. (Приложение 3 станция « Блиц-турнир») Слушают учителя (организатора), выполняют задания самостоятельно Познавательные: уметь выделять существенную информацию из математического текста; использовать знако-символические средства.
Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в письменной форме.
Геометрическая Организует работу учащихся; обеспечивает всех раздаточным материалом. (Приложение 4 станция «Геометрическая») Выполняют задания самостоятельно Познавательные: уметь использовать знако-символические средства.
Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в письменной форме.
Текстовые задачи Организует работу учащихся; обеспечивает всех раздаточным материалом. (Приложение5 станция «Текстовые задачи») Выполняют задания самостоятельно Познавательные: уметь выделять существенную информацию из математического текста; использовать знако-символические средства.
Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в письменной форме.
Литературная Организует работу учащихся. Задает вопросы, (Приложение 6 станция «Литературная») комментирует ответы. Слушают учителя (организатора), советуются с одноклассниками, отвечают на вопросы. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, аргументировать свое мнение и позицию, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, оформлять мысли в устной форме.
Не сломай головы Организует работу учащихся; обеспечивает всех раздаточным материалом. (Приложение 5 станция «Не сломай головы») Выполняют задания самостоятельно Познавательные: уметь выделять существенную информацию из математического текста; использовать знако-символические средства, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в письменной форме.
Музыкальная Организует работу учащихся.
Добрый день, сейчас вашему вниманию будут предложены фрагменты мелодий песен, в которых поется о школе, о математике, или в этих песнях встречаются специальные математические слова – термины. Вам предстоит угадать название или строчку из данных песен. Слушают учителя (организатора),советуются друг с другом, называют песни. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, аргументировать свое мнение и позицию, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, оформлять мысли в устной форме.
Творческая Организует работу учащихся; обеспечивает всех раздаточным материалом.
У каждого из вас на столах детали разрезанного квадрата («танграмма»). Вам нужно сложить как можно больше фигурок. (В случае затруднения вы можете обратиться к подсказке, которая размещена на доске) Слушают учителя (организатора), выполняют предложенные задания. Познавательные: уметь выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, аргументировать свое мнение и позицию, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, оформлять мысли в устной и письменной форме.
Подведение итогов (рефлексия) Ребята продолжают фразы, выбирая начало на рефлексивном экране:
Сегодня на игре я понял, что…
Было интересно …
Я научился…
Я могу…
Я выполнял задания…
Было трудно…
Я думаю, что у меня получилось…
Мне захотелось…
Теперь я знаю, что я буду… Отвечают на вопросы. По схеме рассказывают, что смогли, узнали, что знают. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий, оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин, С.Б.Суворова и др. ]; под ред. Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 287 с. : ил.
Петерсон, Л.Г. Математика. 3 класс. Часть 3. / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2013. – 80 с.: ил.
Петерсон, Л.Г. Математика. 4 класс. Часть 2. / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2014. – 96 с.: ил.
Фарков, А.В. Математические олимпиады. 5 – 6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. / А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 192 с. (Серия «Учебно – методический комплект»)
Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе. 5 – 11 классы / А.В. Фарков. – 6-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.: ил. – (школьные олимпиады )
Шарыгин, И.Ф. Задачи на смекалку. 5 – 6 классы : пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – 10-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – (МГУ – школе) – 95 с. : ил.

Приложение 1
Карта игры

Таблица рейтинга игры
№ п\пФ.И. Текстовые задачи (балл) Блиц-турнир (балл) Хочу все знать (балл) Не сломай головы (балл) Геометрическая формула/ расчет (балл) Музыкальная (балл) Творческая (балл) Литературная (балл) Итого (балл) рейтинг

Приложение 2
Станция «Хочу все знать»
Задание 1. Расшифруйте название города, который в третьем тысячелетии до нашей эры был столицей Древнего Египта.
Выполните действия и заполните таблицу в ответе.
(70 ∙ 9 + 270) : 10 – 38 Ф
28 : 4 ∙ 6 + 8 И
(80 : 16 ∙ 29 – 68) : 11 М
(72 : 4 ∙ 5 + 30) : 2 С
(48 – 30) : 9 ∙ 80 + 56 О
(9 ∙ 4 – 3) : 11 Е
Ответ:
7 3 7 52 50 60
Задание 2. Расшифруйте имя наиболее известного царя Вавилона.
Решите уравнения и заполните таблицу в ответе.
90 : х = 5 Ру : 24 = 6 Х
80 ∙ 4 = х + 205 Пх – 40 = 122 М
5 ∙ х = 300 А
640 : (13 – х) – 78 = 82 У
90 ∙ х = 324 + 18 ∙ 2 И
50 ∙ х + 28 = 400 - 72 Й
Ответ:
144 60 162 162 9 18 60 115 4

Приложение 3
Станция «Блиц – турнир»
Задание 1. Составьте выражение по условию задачи.
Условие задачи Выражение
Турист прошел за три дня а км, причем в первый день он прошел в км, а во второй день с км. Сколько километров прошел турист в третий день? Лена нашла m грибов, а Коля – n грибов. Из них k грибов оказались несъедобными. Сколько съедобных грибов нашли Лена и Коля? В автобусе ехали а пассажиров. На остановке х пассажиров вышли, а у пассажиров вошли. Сколько пассажиров стало в автобусе? Мама купила себе на платье х м ткани, а на платье дочери – в три раза меньше. На сколько метров мамин отрез ткани длиннее, чем у дочки? В первом вагоне поезда едет а человек, а во втором – на 12 человек больше. Во сколько раз меньше людей в первом вагоне, чем во втором? Ворона Кагги-Карр пролетела за 4 часа а км. Какое расстояние она пролетит за 7 часов, если будет лететь с той же скоростью? Задание 2. Составьте выражения по схемам.
Схема Выражение

Приложение 4
Станция «Геометрическая»
Задание 1. Соедините название фигуры с ее изображением.

треугольник

квадрат

прямая
отрезок
окружность
луч
прямоугольник
эллипс

куб
параллелепипед
круг
Задание 2. Постройте отрезок длиной 3 см.
Задание 3. Постройте прямоугольник со сторонами 2 см и 3 см. Найдите периметр и площадь прямоугольника.
Задание 4. Вычислите площадь фигур.
Фигура Площадь

Приложение 5
Станция «Текстовые задачи»
Из 24 мотков шерсти связали 3 одинаковые кофты. Сколько мотков шерсти потребуется, чтобы связать 8 таких кофт?
На мельницу привезли три мешка пшеницы. В первом мешке 47 кг, во втором 45 кг, а в третьем на 52 кг меньше, чем в первом и втором вместе. Сколько килограммов пшеницы в трех мешках?
За 4 часа теплоход прошел 136 км. Сколько километров он пройдет за 8 часов, двигаясь с той же скоростью?
Блокнот, тетрадь и открытка стоят вместе 78 р. Блокнот и открытка вместе стоят 60 р., а открытка и тетрадь 41 р. Сколько стоит каждый предмет отдельно?
Саша, Алеша, Женя и Витя измерили свой рост. Получились следующие результаты: 149 см, 167 см, 158 см и 153 см. Известно, что Алеша выше Саши, но ниже Жени, а Витя меньше ростом, чем Саша. Какой рост имел каждый из мальчиков?
У котят и цыплят вместе 44 ноги и 17 голов. Сколько котят и сколько цыплят?
Станция «Не сломай головы»
Вычеркните в числе 4000538 пять цифр так, чтобы оставшееся число стало наибольшим.
Чашка и блюдце вместе стоят 25 рублей, а 4 чашки и 3 блюдца стоят 88 рублей. Найдите цену чашки и цену блюдца.
В семье 4 детей, им 5. 8, 13 и 15 лет, а зовут их Таня, Юра, Света и Лена. Сколько лет каждому из них, если одна девочка ходит в детский сад, Таня старше, чем Юра, а сумма лет Тани и Светы делится на3?
На прямой линии посажено 10 кустов так, что расстояние между любыми соседними кустами одно и то же. Найдите это расстояние, если расстояние между крайними кустами 90 м.
Ваня задумал число, увеличил его в 7 раз, вычел 9, разделил на 6, к результату прибавил 15, разделил на 3 и получил 8. Какое число задумал Ваня?
В трех коробках находятся конфеты, печенье и пряники. На одной коробке написано «конфеты», на другой – «печенье», на третьей – «конфеты или пряники». В какой коробке что находится, если содержимое каждой их них не соответствует записи?

Приложение 6
Станция «Литературная»
Задание 1. Перечислите пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.
Задание 2. Перечислите названия литературных произведений, в которых встречаются числа или математические термины (по возможности укажите авторов названных произведений).
Задание 3. Вставьте в пропущенные места нужные слова.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Царь Салтан с женой простяся,
На добра коня садясяЕй наказывал себя
Поберечь его любя.
Между тем как он далеко
Бьется долго и жестоко
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в …………… .Русская народная сказка «Бой на калиновом мосту»
Выезжает Чудо – Юдо шестиглавый змей, как дыхнет на все стороны – на три …………….. – все огнем пожег.
П.П.Ершов «Конек – горбунок»
Горбунок летит как ветер
И в почин на первый вечер
……….. сто тысяч отмахал,
И нигде не отдыхал
П.П.Ершов «Конек – горбунок»
По исходе же трех дней
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине,
Да еще рожу конька,
Ростом только в три ………… ,Да с ……………. ушами.
А.С.Пушкин «Зимняя дорога»
Ни огня, ни черной хаты,Глушь и снег навстречу мнеТолько ………….. полосатыПопадаются одне.
6.
Былина «бой Ильи Муромца с сыном»
«Он ведь мечет все палицу тяжелуюОн ведь мечет палицу сорока ……………»
Варианты ответа:
Килограмм Аршин Сажень Верста
Метр Пуд Вершок Сантиметр
Ведро Километр Литр Грамм