Программа профилактика суицида среди детей и подростков


Программа
профилактика суицида среди детей и подростков
 
Пояснительная записка.
По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое - среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в их окружении: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.
Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности подростки, потерявшие смысл жизни. Причиной суицида могут быть также алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.п. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий.
Цель программы:
Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся/
Задачи программы:
• выявление детей «группы риска», обучение данной группы методам релаксации и саморегуляции.
• межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций;
• пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся позитивного образа Я.
Принципы реализации программы:
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать  работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
 Содержание программы.
Исходя, из цели и задач программы работа проводится по следующим направлениям:
1. Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении:
Статьей 14 Федерального закона РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящихся в социально-опасном положении. Усилить внимание педагогов на выявление случаев жестокого обращения к детям в семье, выявление детей, нуждающихся в психологической, социальной помощи. Министерство образования России в информационном письме от 26 января 2000 г. №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» указывает, что жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.
• диагностика – тесты на определение личностной и реактивной тревожности, подверженности стрессу.
• создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению;
• проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска.
3. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся.
• Организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья;
• организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые и социально-значимые мероприятия.
4. Оптимизация межличностных отношений в школе.
Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися.
Оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
 Словарь терминов
Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни.
Суицидальная попытка – это целенаправленное действия по лишению себя жизни, не закончившиеся смертью.
Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана еѐ реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Толерантность – способность человека, принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с нимиСистема программных мероприятий
Просветительско-профилактическая деятельность
Работа с обучающимися ОУ
№ содержание работы сроки ответственный
1 Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в течение уч. года классные руководители, социальный педагог
2 Исследования социального статуса семей учащихся. Составление социологической карты октябрь классные руководители, социальный педагог, психолог
 
3 Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям октябрь Социальный педагог
4 Проведение индивидуальных профилактических мероприятий в течение уч. года Социальный педагог,психолог7 Психопрофилактические беседы:
- в поисках хорошего настроения
- профилактика курения
- как научиться жить без драки
- толерантность
- учимся снимать усталость
- как преодолевать тревогу
- способы решения конфликтов с родителями
- стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом
- грани моего Я
- я + он + они =мы
- способы саморегулирования эмоционального состояния
- как сказать НЕТ!
- не сломай свою судьбу! Подросток и наркомания в течение уч. года классные руководители, социальный педагог, психолог
 
 
 
 
 
 
 
 
Диагностика
1 Исследование социального статуса В течение года.
Социальный педагог, психолог
3 Тест «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г. Щур (изучение самооценки и уровня притязаний у детей) – 1 – 5 классы В течение года.
психолог
4 Исследование суицидальные наклонностей учащихся, З.Королева – 6-9 классы В течение года.
психолог
5 Исследование опасений и страхов у детей, А.И. Захарова – 1-5 классы В течение года.
психолог