Классный час по экологии «Судьба земли у нас в руках!»


Классный час
«Судьба земли у нас в руках!»
Цель: прививать любовь к природе, учить беречь её :не ломать ветки, не рвать цветы, беречь окружающую красоту.
Эпиграф:
Жить в зелёном мире этом
Хорошо зимой и летом.Жизнь летает мотыльком,
Пестрым бегает зверьком.
В облаках кружиться птицей,
Шустро бегает синица.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе - друг!

В мире много разнообразных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.
16 сентября Международный день охраны озонового слоя Земли.
20 сентября День леса.
27 сентября День моря.
4 октября День защиты животных.
29 декабря День биологического разнообразия.
22 марта Всемирный день воды.
1 апреля День птиц.
18-22 апреля Дни заповедников и национальных парков.
22 апреля День Земли.
5 июня День охраны окружающей среды.
17 июня День борьбы с опустыниванием и засухой.
Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду.
Классный руководитель: «Природа дала нам в руки большую интеллектуальную и моральную силу, но часто используем эту силу как оружие против ближнего. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким», - так сказал Аристотель.
А теперь мы проведём конкурс эрудитов.
1.Что в переводе означает экология:
А.)наука о доме;
В.)наука о природе.
2.Какое растение называют сосной сибирской:
А.)лиственницу;
В.)кедр.
3.Где зимуют ласточки:
А.)в Австралии;
В.)а Африке.
4.Кит - это:
А.)рыба;
В.)млекопитающее.
5.Название «адмирал» носит:
А.)жук;
В.)бабочка.
6.с какой стороны дерева растёт мох:
А.)с северной;
В.)с южной.
7.Хвоинки сосны:
А.)двухгранные;
В.)трёхгранные.
8.Сколько пар ног у паука:
А.)три;
В.)четыре.
9.На стволе берёзы растёт гриб:
А.)чага;
В.)подберёзовик.
10.Какой газ используют для дыхания всех живых существ:
А.)кислород;
В.)углекислый газ.
ОТВЕТЫ:1-А,2-В,3-В,4-В,5-В,6-А,7-В,8-В,9-А,10-А.

Учитель: Ребята, мы с вами очень часто слышим и употребляем выражение «Природа-наш дом родной», «Берегите природные богатства», «Планета в опасности». Что они означают?
Ученик: Цветуща и прекрасна
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас
Ученик: Жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырьё для промышленности, лекарства и многое другое. В окружающую среду поступают углекислый газ и все отходы жизнедеятельности и хозяйственной деятельности людей. Долгое время считалось, что человек- царь и властелин природы, призванный ни с чем, не считаясь, покорять его и подчинять своим нуждам . Обретая невиданную власть над природой, изменяя её, человек ставит под угрозу не только здоровье Земли, но и само существование всего живого, в том числе и людей.
Ученик: Особенно от загрязнения страдают внутренние моря: Балтийское, Азовское, Чёрное, Японское, Северное. В Чёрном море уменьшилось количество рыб. Стадо черноморский дельфинов 40 лет назад насчитывало два с половиной миллиона голов. Теперь оно едва дотягивает до 100 тысяч. Около четверти коралловых рифов мирового океана уничтожены. Ещё 30% исчезнут в ближайшие 10 лет. Ежегодно 300 морских черепах из каждой тысячи погибают, проглотив плавающий в море пластиковый мусор. В Белом море каждые 4 из 100 тюленей гибнут по той же причине.

Конкурс «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»
Задание 1.Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом. Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых(Подорожник).Задание 2:Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум(торфяной мох) впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол).
Ученик: а теперь поговорим о животных и об отношения человека к ним. К сожалению, численность диких животных быстро снижается. Одни стали редкостью другие исчезли с лица Земли. Их численность сокращается и потому, что многие животные оказались в трудных условиях существования. С целью сохранения естественных ландшафтов, как мест обитания многочисленных животных в нашей стране определены законодательством территории с различными степенями охраны. Все они составляют систему эталонных, особо охраняемых территорий и объектов,это:
Заповедники;
Заказники;
Биосферные заповедники;
Памятники природы;
Национальные парки.
Ученик: Заповедники - это ценные в научно – природоведческом отношении мало изменённые человеком природно – территориальные комплексы, навсегда исключённые из хозяйственного использования. На заповедной территории нахождения человека (кроме охраны и учёных) запрещено.
Биосферные заповедники – это крупные саморегулирующиеся природные системы; они имеют международный статус, строго охраняемые участки, зоны посещений туристами, зоны отдыха и хозяйственно освоенные территории.
Заказники – это территории, на которых допускается хозяйственное использование части природных объектов; они создаются для сохранения и воспроизводства ценных природных комплексов или уникальных комплексов. В отличии от заповедников, заказники образуются лишь на время, необходимое для выполнения поставленных задач.
Памятники природы – это отдельные природные объекты, которые имеют научный, исторический, культурно – эстетический интерес.
Национальные парки – это значительные территории, где охрана природы сочетается с отдыхом людей. В мире существует 2,2 тыс. национальных парков в 124 странах.
Конкурс, в котором мы узнаем, кто из вас лучше всех сможет предсказать с помощью животных и растений погоду.
КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ»
А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА.
По поведению животных и растений предскажите погоду.
1.Рыба не клюёт – она сыта;
2.пчёлы сидят в улье и громко гудят;
3.ласточки и стрижи летают высоко;
4.птицы/воробьи, купаются в пыли;
5.благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
6.божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
7.раскрытые цветы кувшинки;
8.одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
9.поздно вечером сильно трещат кузнечики;
10.крот нагребает высокие холмики;
11.паук усиленно плетёт паутину;
12.голуби разворковались.

ОТВЕТ:А.)3,6,7,9,11,12;Б.)1,2,4,5,8,10 (по результатам конкурса, команда набравшая большее число жетонов получает звание лучший синоптик).

Классный руководитель: Человек берёт уже 2 % естественной биологической продукции планеты! Немного? Но как берёт! Ведь при этом он подрывает воспроизводящие силы природы. Да, от нас с вами мало что зависит. Но ведь и мы порой решаем вопрос: пожалеть, к примеру, лягушку или, растоптав её, спокойно пойти дальше? Лягушка мыслить не умеет… Кто о ней беспокоится?
У каждого живого существа есть своё законное место в биосфере. Истребите ту же лягушку – и биосфера будет больна. Так же точно, как заболел каждый из нас, если бы у него в крови пропали какие-то ферменты. С этой точки зрения вообще любая тварь ценна точно так же, как и человек. Такова жизнь, человек не может отменить законы – так он отменил бы самого себя…
– Земля наша плачет, тревогу бьёт.
Ее загрязняет и губит народ.
Реки, озёра, леса и луга
Не страдали так никогда.
– И воздух стал грязен и лес оскудел,
И океана таков же удел.
Лес от пожаров всё чаще страдает
И живность в лесу оттого погибает.
–Сегодня задача у мира одна,
Она по всему видно, очень важна,
Чтоб воздух стал чище и лучше рос лес.
Здесь проявить мы должны интерес.
–Не надо зверьё убивать понапрасну,
Пусть птицы поют, станет мир наш прекрасней!

Сама ведь природа не может спастись,
Так нужно чтоб люди за это взялись!
–Природу беречь – это дело святое.
Лишь вместе мы светлое завтра построим.
А если как прежде природе вредить,
То кто же тогда на земле будет жить?!
Исчезнуть растенья, грибы и бактерии,
Животные, птицы и прочее зверье
Исчезнем и мы, так опомнитесь, люди!!!
Цените природу, БЕРЕГИТЕ ЕЁ!!!
Ученик: Наша Земля серьёзно больна. Ее поразило вмешательство человека. Люди !!! Давно пора понять, что не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать, кристальная вода – чтобы пить, вся природа – чтобы жить. Давайте жить в согласии с природой и не нарушать ее законов и порядков, разумно использовать дары и богатства.
Земля у нас только одна. Это наш корабль в безбрежных просторах Вселенной. Этот замечательный корабль имеет всё необходимое для бесконечно долгого путешествия на нём. Но в случаи поломки этого корабля пересесть нам будет не на что. Следует беречь то, что имеем. Чтобы сохранить нашу Землю живой, цветуще и здоровой, надо заботливо и ответственно относиться к природе родного края!
Ученик: Берегите Землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!!!

И в заключении послушайте, что о ПРИРОДЕ говорили ВЕЛИКИЕ :«Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не принимаем и не признаем до тех пор, пока нас, как колесом не переедет». И. С. Тургенев
«Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном. Эта красота не всем раскрывается, а только тем кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы». В. А. Сухомлинский
«Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем».