Орфографическая зоркость как орфографическое умение.


Орфографическая зоркость как орфографическое умение.
Орфографическая зоркость - это способность обнаруживать орфограммы, то есть умение ставить орфографические задачи.
Обнаружение орфограмм облегчают их опознавательные признаки:
1. Первый опознавательный признак - несовпадение звука и буквы, произношения и написания. Например: при написании слова сад в конце слова он отчетливо слышит звук (т). Это несовпадение обнаруживается только тогда, когда ученик не только слышит слово, но и видит (или знает) букву. Поэтому, первый опознавательный признак неприменим в самостоятельном письме. Но он эффективен в процессе тренировок, входе анализа написанного текста, комментирования.
2. Второй опознавательный - это звуки и сочетания звуков, которые дают наибольшее количество несовпадений с буквами, следовательно, создают опасность ошибки. К ним мы относим такие " опасные" места, как о\а, и\е, б\п, г\к, в\ф, д\т, з\с, ж\ш, а также сочетания жи, ши, чу, шу, ча, ща, здн\зн, стн\сн, нч, нщ и другие. Постепенно у детей вырабатываются автоматизированные реакции на эти звуки, сочетания, и это становится основой орфографической зоркости,
3.Третьим опознавательным признаком является позиция слитно\раздельно, предлог\приставка, окончания слов (падежные, личные и пр), шипящие в абсолютном конце слов, стыки морфем, особенно приставки и корня. Объектом внимания становятся морфемы - приставки, корни, окончания, интерфиксы (соединительные гласные в сложных словах), постфикс - ся (-сь) у глаголов. Эти признаки носят общий характер, но существуют и частные признаки, обслуживающие определенное правило, определенный тип орфограммы.
Например, для орфограммы "Заглавная\строчная буква" опознавательный признак - первая буква имени существительного, первое слово в предложении. По мнению Жедека П.С., таким образом, для успешного развития орфографической зоркости необходимо уже в младших классах выделять наиболее общие признаки орфограмм.
М.Р.Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
увидеть орфограмму в слове;
определить её вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи, постоянно подчёркивают и лингвисты, и психологи, и методисты (В.Ф.Иванов, С.Ф.Жуйков, П.С.Жедек, М.Р.Львов, М.М.Разумовская).
Эту зависимость хорошо осознают и опытные учителя. Так, каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму.
Решая грамматико-орфографическую задачу, младший школьник должен:
Увидеть орфограмму и осознать ее как задачу;
Определить ее тип: проверяемая или нет, к какой теме относится, вспомнить правила.
Определить способ проверки в общем виде в зависимости от типа орфограммы.
Определить "шаги" решения их последовательность, т.е. составить или вспомнить алгоритм решения задачи конкретно.
Решить задачу, т.е. выполнить действие по "шагам", не пропустив ни одного и не сделав ошибки.
Сделать вывод по правилам написания.
Написать без ошибки, аккуратно соблюдая требования каллиграфии,
Не потерять при этом общего смысла, содержания того текста который он записывает под диктовку.
Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением.
Как пишет М.Р.Львов, «отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Орфографические ошибки учащихся:
1.Нарушения правил написания морфем.
2. Слитно-раздельные и дефисные написания.
3. Неправильные переносы слов.
4. Ошибки в употреблении прописных букв.
5. Ошибки в непроверяемых словах.
6. Ошибки, свидетельствующие о непонимании значения слов, сочетаний.
7. «Графические» ошибки – замены, пропуски, искажения букв
Итак, работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Важно прежде всего научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже постепенно учить их решению.
«Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов». (Львов М.Р.)
Орфографическая работа в период обучения грамоте
В период обучения грамоте школьники учатся:
а) соотносить букву и звук — сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем и в простейших случаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных);
б) раздельно писать слова, т. е. средствами письма выделять слова как смысловые единицы;
в) переносить слова со строки на другую строку — на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений (например, не переносить и не оставлять на строке одну букву);
г) употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных.
Система обучения первоклассников постановке и решению орфографических задач
Вооружить детей знанием тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм: орфограммы слабых позиций.
Систематически и организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи учеников, не перегружая в то же время детей заучиванием каких-либо правил и других сведений.
Использование орфографических сказок. Наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу).
Выделение (подчёркивание) орфограмм.
Проведение словообразовательных упражнений по “Букварю” и «Прописи».
Обогащение словарного запаса первоклассников.
Орфографические умения, формируемые в курсе «Русский язык»
Орфографические умения формируются на основе знаний по грамматике, орфографии, фонетике, словообразованию.
В программе под редакцией Н. Ф. Виноградовой цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через:
осознанный подход со стороны учащихся к правилам русской орфографии, о навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге),
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Показатели орфографических умений
1.Уметь находить орфограммы и соотносить их с изученными грамматико-орфографическими правилами.
2. Уметь определять проверяемость и непроверяемость того или иного написания.
3. Составлять и использовать алгоритмы применения тех или иных правил.
4. Пользоваться словарями и справочниками, в т.ч. учебником.
5. Орфографическое комменитирование с разной степенью развёрнутости
6. Умение проверять написанный текст, собственный и чужой.
7. Объяснять и исправлять допущенные ошибки
Орфографические упражнения
1.Звуко-буквенный анализ слов, сопоставление звучания и написания.
2.Анализ и классификация орфограмм.
3.Орфографическое комментирование текста.
4.Диктанты (зрительный, слуховой, самодиктант, творческий)
5.Списывание с различными речевыми или грамматическими заданиями.
6. Работа с орфографическими словарями и справочниками.
7. Решение орфографических задач, т.е. объяснение хода проверки орфограмм, слов, их сочетаний.
8.Построение алгоритмов решения орфографической задачи (выполнение орфографического действия)
9.Орфографическое чтение или проговаривание слов и текста.
10.Составление тематических словариков трудных слов, объяснение их состава и образования.
11.Составление собственного текста и орфографическая проверка текста, взаимопроверка текстов, исправление ошибок, объяснение их причин.
Причины орфографических затруднений у младших школьников
1.Несформированность правильных приемов учебной деятельности, неумение учиться
2. Низкий уровень развития фонематического слуха.
3. Несформированность приемов самоконтроля.
4.Индивидуально-типологические особенности личности.
5. Слабая, неразвитая «орфографическая зоркость»
6. Низкий уровень развития произвольности.
7. Низкий уровень объема и распределения внимания.
8. Низкий уровень объема и распределения внимания.
9. Отсутствие самостоятельности, приобретённая беспомощность, «отметочная» мотивация.
10.Бедность чувственного и речевого опыта
Условия, необходимые для успешного обучения
Все причины школьных затруднений можно разделить на два больших блока:
1)нейропсихологические – несформированность внимания, памяти, мышления, слабость нервной системы…;
2) социально-педагогические – отношения в семье, со сверстниками и в школе.
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:
1) отсутствие существенных недостатков умственного развития;
2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
3) материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека;
4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.
Приёмы развития орфографической зоркости
Списывание с соблюдением алгоритма
Какографические упражнения - исправление умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
Письмо по памяти.
Выборочный диктант.
Свободный диктант.
Диктант с постукиванием.
Словарный диктант.
Орфографические минутки.
Включение школьника в разностороннюю деятельность, которая способна удовлетворять его духовные запросы и потребности, реализовать индивидуальные склонности, - важнейший фактор развития личности, формирования её интересов, грамотности.
Таким образом, орфографические упражнения влияют на развитие орфографической зоркости.
Работа даст положительный результат при соблюдении следующих условий:
1) тщательный отбор упражнений на орфограммы, которые вызывают трудность у учащихся;
2) создание благоприятного эмоционального психологического климата;
3) соблюдение определенной последовательность подачи различных видов упражнений;
4) систематическое выполнение орфографических упражнений;
5) постоянное отслеживание результатов;
6) постоянное использование алгоритмов для детей, у которых есть проблемы в орфографической грамотности
Для реализации необходима
I. Организация работы на уроке.Насыщение учебной деятельности упражнениями и видами заданий, требующими познавательной активности и самостоятельности по формированию орфографической зоркости.
Выявление новизны в известных детям словах, языковых фактах.
Ориентировка ребёнка в окружающей действительности как форма духовной потребности в познании.
II. Организация внеклассных занятий по углубленному изучению орфографии
III. Формирование банка методического обеспечения
IV. Проведение диагностик
V. Создание условий для участия детей в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
VI. Использование системы информационно – коммуникационных технологий.
6. Предполагаемые результаты
Формирование у ребенка способности к самоконтролю, необходимого для его включения в учебную деятельность.
Реализация творческого потенциала детей:
положительная динамика продвижения учащихся,
занятия в кружках, призовые места в олимпиадах
Список используемых источников
Аристова Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму // Начальная школа - 2009. - №1.
Грушников П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. - М.: Просвещение, 2008.
Жедек П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение. - 2011.
Жедек П.С. Орфографическая зоркость будущего учителя // Начальная школа - 2008. - №10.
Жедек П.С. Пути совершенствования обучения орфографии // Начальная школа - 2008. - №10.
Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа - 2009. - №8.
Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий - М., 2005.
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2008.
Львов М.Р. Хрестоматия по методике русского языка. - М.: Просвещение, 2006.