Доклад. Портфолио учащегося, как форма фиксации и оценки его личностных достижений.

Портфолио учащегося, как форма фиксации и оценки
его личностных достижений.

Сначала вспомним, что такое портфолио?

Слово «Портфолио» - переводится с итальянского языка – «портфель, папка для документов.
Технология «портфолио» - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, как творческого характера, так и учебные результаты, выражающееся в грамотах, дипломах, свидетельствах победителя различного уровня конкурсов, конференций в определенный период времени.
Сегодня – эта инновационная форма предъявления достижений учащихся в учреждениях ДОД - очень актуальна.
В 2010 году президентом Российской Федерации была утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где сказано «Требуется развивать практику дополнительного образования, отрабатывать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы». И уже сегодня при поступлении в ВУЗы, кроме единого государственного экзамена, учитываются разностороннее развитие абитуриента, его индивидуальные достижения в разных направлениях, т.е. уже сегодня работает система портфолио.
Информация о Приемной кампании - 2017

Московский Университет имени С.Ю.Витте.


Учет индивидуальных достижений поступающих
при приеме на обучение
34. Поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение. Учет результатов индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения или в качестве преимущества при равенстве критериев ранжирования списков поступающих.
35. Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.
36. Поступающий представляет документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений.

Цель портфолио учащегося:
отслеживание, учет и оценивание индивидуальных достижений учащихся;
поддержка высокой учебной мотивации учащихся;
формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
успешная социализация учащихся.

Порфолио является современной эффективной образовательной технологией и помогает решить важные педагогические задачи:
Поддерживает высокую учебную мотивацию учащихся.
Развивает мотивацию дальнейшего творческого роста.
Формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Различают несколько типов порфолио:
Порфолио документов – это грамоты, сертификаты, дипломы..
Портфолио достижений здесь собираются: творческие и проектные работы, исследовательские работы, статьи, сочинения.

Рефлексивный портфолио – портфолио отзывов и рекомендаций, а так же письменный самоанализ самого автора.
кроме того, возможно
Комплексное портфолио - это комбинированные вариант, включающий несколько типов портфолио
Жестких требований по оформлению и ведению портфолио не существует. Нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включить в портфолио, т.е. никто не загоняет детей в рамки офисных форм документов, ... Этот вопрос решается конкретным учителем, группой учителей или методическим объединением.
В каждом образовательном учреждении должно разработано положение о портфолио учащегося, где прописаны: порядок, структура, рекомендации.
Я представлю свой опыт работы по формированию
портфолио творческих достижений учащихся студии моды «Стиль».
Девиз работы с портфолио учащихся студии моды «Стиль» звучит так: «То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым». Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован.
За основу я взяла «комплексное портфолио», которое включает в себя все три типа: портфолио документов, портфолио достижений и рефликсивный портфолио .
Структура портфолио размещена на слайде.
Первый раздел - Общая информация.
Сюда входит:
Титульный лист, который содержит основную информацию: ФИО, возраст, учебное заведение, период, за который представлены материалы, телефон, адрес, фото ученика.
Вторая страница - Самопрезентация – резюме или автобиография.
На третьей странице - Самооценка личности. Какой я? Я о себе. Рекомендуется написать Эссе (рассказ о себе).
Следующая страница - Моя семья, моя родословная, моя родина.
И еще одна страничка в этом разделе называется «Мои жизненные планы» - планы должны быть конкретными, иметь точные сроки исполнения. Главное – не забывать давать ответ на вопрос: «Что я собираюсь для этого сделать?»
Второй раздел - Социальная жизнь.
Сюда входят страницы:
Я и мои друзья.
Моя школьная жизнь
Мир увлечений.
Моя общественная жизнь.
Мои добрые дела.
Третий раздел - Мои «шедеврики», здесь рекомендуется разместить - рисунки, фотографии, стихи, поделки (фото).
Следующий раздел - Рабочие материалы – это папка с творческими и проектными работами, исследовательские работы, статьи, сочинения, доклады, вырезки из средств массовой информации, видеоматериалы, электронные отчеты (рабочая файловая папка)и др..
Раздел «Мои достижения» включает в себя – грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, свидетельства о дополнительных спец. курсах, о трудовом опыте – все это – в хронологическом порядке.
«Отзывы и пожелания» - следующий раздел, здесь – рецензии, заключения, характеристики, представленные педагогами, родителями, друзьями.
И заключительный раздел «Самоанализ и самооценка и «взгляд в будущее»», в котором - заполняется лист самоанализа планов и интересов в начале и в конце учебного года и таблица для исчисления итоговой оценки личных достижений обучающегося.
Роль педагога и родителей в работе с портфолио ученика.
Работа учеников с портфолио должна сопровождаться помощью взрослых: педагогов и родителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства и сотрудничества. Ответственность за оформление портфолио ложится на учащихся, родителей и педагогов. Но главную роль выполняет ученик.
Ученик должен:
самостоятельно формировать портфолио, САМОСТОЯТЕЛЬНО выбирать те или иные материалы;
самостоятельно оценивать свои результаты;
сам представлять себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.
Педагог:
является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, просветительская деятельность, обучение основам ведения портфолио; так же педагог
является организатором деятельности в данном направлении; организует выставки, конкурсы, презентации портфолио, информирует учащихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;
отслеживает индивидуальное развитие ученика;
является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий современного метода оценивания портфолио;
Родители оказывают помощь в:
в заполнении и оформлении портфолио;
осуществляют контроль исполнения портфолио.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
является ответственным лицом за внедрение в педагогическую практику современного оценивания - портфолио;
разрабатывает нормативную документацию, отслеживает результаты.
осуществляет просветительскую деятельность; консультирует педагогов по вопросам внедрения портфолио в образовательный процесс;
организует и проводит проблемные курсы;
организуют выставки и презентации портфолио.
Предупреждение ошибок при использовании портфолио
При работе с портфолио всеми участниками этой деятельности могут допускаться следующие ошибки:
Первая группа ошибок: сбор материалов портфолио.
Ошибка № 1. Нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ родители и педагоги пытаются включить в него материалы без учета мнения самого ребенка.
Ошибка № 2. Сбор материалов вместо ребенка, «по его поручению». Ребенок хочет, чтобы у него было свое портфолио, но заниматься им у него «не хватает времени» или он боится, что сделает «не так, как надо».
Ошибка № 3. Отказ ребенку в помощи при оформировании портфолио. Процесс формирования портфолио воспринимается взрослыми как сугубо личное дело самого ребенка. Родители и педагоги в этом случае отказываются помогать ребенку, ссылаясь на то, что сбор материалов для портфолио - «его сугубо личное дело». (Здесь необходимо определить «золотую середину»)
Вторая группа ошибок: формирование объема портфолио
Ошибка № 4. Сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио его авторы - составители довольно часто проявляют определенную однобокость, увлекаясь сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, сви детельств, удостоверений и т.д.)
Ошибка № 5. Включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. При сборе информации для портфолио учащиеся и особенно их родители стремятся включить все имеющиеся документы и материалы, вплоть до похвального листа за успехи в учебе в первом классе и т.д.
Третья группа ошибок: подмена идеи портфолио традиционными схемами
Ошибка № 6. Подмена систематической работы над портфолио разовой акцией.
Ошибка № 7. Завышенные требования к внешнему оформлению портфо- лио. В этом случае педагоги и родители предъявляют чрезвычайно высокие требования к внешнему виду портфолио школьника, например, оформление собранных материалов только типографским способом, или брошюрование материалов.
И еще одна ошибка
Ошибка № 8. Стремление оценить баллами все материалы портфолио. (даже рекомендательные письма, отзывы на творческие работы ученика и т.д.). Оценка тех или иных достижений, входящих в портфолио, должна быть как количественной, так и качественной.
Но в настоящее время необходимые нормативные документы, в соответствии с которыми бы оцнеивались материалы портфолио учащихся отсутствуют. Поэтому сегодня мы все обречены на эту ошибку...
Но, тем не менее, в условия ДОД, где отсутствует отметка в течение всего учебного процесса, портфолио как раз фиксирует уровень освоения образовательной программы. Более того, отметка здесь заменяется развернутой системой взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого, а так же, портфолио является богатейшим источником информации о росте и развитии учащегося.
Безусловная ценность портфолио в том, что оно способствует самосовершенствованию и самореализации – это форма целенонапрвленной, систематической и непрерывной оценки, а, главное, самооценки личностных результатов труда учащегося.

























13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 315