Доклад на семинар «Психолого-педагогические основы валеологиче-ского подхода в дополнительном образовании как условие успешной социализации и саморазвития обучающихся. Опыт работы МБОУ ДОД ДДТ»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ (Россия)
Управление образования Администрации города Новочеркасска
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
дом детского творчества
Доклад на семинаре
«Психолого-педагогические основы валеологического подхода в дополнительном образовании как условие успешной социализации
и саморазвития обучающихся. Опыт работы МБОУ ДОД ДДТ»
Дата и время проведения: Подготовила: М.И. Салимова,
13.03.2014 г. в 11.00 час. методист МБОУ ДОД ДДТ
Место проведения:
МБОУ ДОД ДДТ
(г. Новочеркасск, ул. Пляжная, 19)

г. Новочеркасск,
2014
Актуальность темы здоровьесбережения сомнения не вызывает. «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья». Со словами немецкого мыслителя и философа Артура Шопенгауэра, сказанными им в 19 веке, и сегодня не поспоришь. Особенно если задуматься о том, как изменилась с тех пор жизнь, каким мобильным стал мир, сколько новых технологий появилось, каким воздухом мы дышим. Прибавим к этому неокрепший детский организм, школьные нагрузки и стресс, нерациональное питание, постоянное пребывание за компьютером – и перед нами серьезно пошатнувшееся здоровье учащихся.
Задача здоровьесбережения поставлена перед педагогическими работниками государством в «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях». Программой определены одиннадцать основных направлений организации воспитания и социализации учащихся образовательных учреждений. Здоровьесберегающее воспитание стоит в ней далеко не на последнем месте.
Может ли профессионально подготовленный педагог, просто взрослый и ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих обучающихся, его прогрессирующему ухудшению? Ответом на этот, во многом риторический вопрос, стала востребованность педагогами здоровьесберегающих образовательных технологий.
Педагогическая проблема не в том, надо или не надо в дополнительном образовании заниматься здоровьесберегающим воспитанием, а в том, что до сих пор их использование здоровьесберегающих технологий воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Некоторые считают, что достаточно заботиться о физическом здоровье обучающегося.
А психологическая составляющая данной проблемы состоит в интегративности и многогранности понятия «здоровье», в многочисленности факторов, на него влияющих. Существует даже теория волнового генома, которая доказывает, что в момент общения педагога с ребенком создается определенный волновой поток, который влияет не только на самого ребенка, но и его потомков. И здесь целесообразно говорить о качестве присутствия педагога на занятии. Поэтому есть определенная трудность в том, чтобы определить зону своего влияния, учесть и максимально использовать различные виды здоровьесберегающих технологий на своих занятиях.
Я хочу рассказать об опыте работы дома детского творчества по формированию здорового и экологически целесообразного образа жизни детей.
С целью создания в доме детского творчества здоровьесберегающей среды, были разработаны две подпрограммы «Здоровье» и «Здоровый росток».
Подпрограмма «Здоровье» является системообразующим компонентом воспитательной программы. Она разработана и действует с 2010 года. Ее цель – предоставление возможностей дому детского творчества для формирования духовно здоровой, социально-адаптированной, физически и творчески развитой личности; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Она решает следующие задачи:
формирование у детей потребности в здоровом образе жизни;
создание условий для реализации творческих способностей обучающихся (проживание «ситуации успеха»);
развитие гармоничных отношений обучающихя с социальным окружением;
повышение квалификации педагогов в вопросах охраны здоровья;
просветительская деятельность;
укрепление здоровья обучающихся через организацию двигательной активности и развитие творческих способностей.
Участниками подпрограммы являются обучающиеся, педагоги-организаторы, психолог, методисты, родители, педагоги дополнительного образования, сотрудники учреждений культуры города, спортивные организации, педагоги СОШ и другие социальные партнеры.
Подпрограмма включает три основных раздела, в которых указаны система целесообразных форм и методов воспитания обучающихся с учетом сохранения и развития их здоровья. Это - «Организация воспитательного процесса в ДДТ», «Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)», «Физкультурно-массовая, оздоровительная работа».Подпрограмма «Здоровый росток» по формированию у детей и подростков антинаркотической культуры реализуется с 2011 г. В основу данной программы положен опыт работы педагогического коллектива дома детского творчества в направлении формирования у детей и подростков установки на здоровый образ жизни, которая проводилась в рамках воспитательной системы.
Данная программа основана на нескольких подходах:
подход альтернативной наркотикам деятельности;
подход, основанный на формировании жизненных навыков;
информационный (просветительский) подход;
каузальный поход (ориентированный на причины употребления ПАВ);
профилактика употребления ПАВ.
Название программы «Здоровый росток» отражает ее основную идею - формирование у детей здоровых установок и навыков ответственного поведения. Программа сопровождает процесс становления и развития личности обучающегося.
Данная программа реализуется в тесном взаимодействии участников образовательного процесса с такими социальными партнерами, как школы, спортшколы, детские сады, МБУК «Дворец культуры мкр. Донской», НГМОО «Спортивный клуб «Доские соколы», молодежная общественная организация «Молодая гвардия», МБОУ ЦППРиК «Диалог» в плане методической поддержки и участия в мероприятиях ДДТ.
Цель программы «Здоровый росток» - создание образовательного пространства, направленного на формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни.
Задачи программы:
привлечение детей и подростков мкр. Донской к подготовке и участию в мероприятиях различной направленности, в том числе пропагандирующих ЗОЖ;
предоставление детям и подросткам объективной научной информации о последствиях употребления психоактивных веществ;
формирование у обучающихся установки на здоровый образ жизни;
повышение личностной, социальной и коммуникативной компетенций обучающихся.
Основные направления деятельности по программе:
нормативная база;
диагностика, мониторинг;
информирование и обучение;
забота и поддержка;
образовательный процесс;
досуг.
За два года в рамках реализации программ было проведено более 70 мероприятий различного уровня по здоровьесбережению и валеологическому просвещению участников образовательного процесса с использованием следующих видов здоровьесберегающих технологий:
Медико-профилактические технологии:
уроки здоровья с элементами тренинга;
интерактивное занятие «Курение – мода или вредная привычка?»;
диагностика отношения к возможности употребления ПАВ;
беседа «Как поступить другу?»;
мультимедийная презентация «Легко ли быть молодым?»;
тренинг профилактики начала употребления табака у младших школьников;
беседа «Всемирный день отказа от курения»;
выставка рисунков «Спорт – это модно»;
тренинг профилактики начала употребления алкоголя;
дискуссия «Как уберечь себя от вредных привычек»;
беседа о вреде курения;
беседа «СПИД – чума 20 века»;
тренинг профилактики начала употребления табака;
праздник «Береги здоровье смолоду!»;
викторина ко Всемирному Дню здоровья;
занятие «Полезные привычки»;
«Спорт любить – здоровым быть». Игровая программа;
«Курочка Ряба». Спортивная театрализованная программа для младших школьников;
тематическое мероприятие «Секреты здоровья» для начальной школы;
«Посеешь привычку - пожнешь характер». Тематическое мероприятие;
«10 причин, чтобы не курить». Беседа о вреде курения.
Физкультурно-оздоровительные технологии:
соревнования по мини-футболу между дворовыми командами;
традиционный ежегодный городской спортивный праздник «Новое поколение»;
участие в областном турнире по русским шашкам;
шахматный турнир;
участие в областном конкурсе «Радуга талантов»;
«Веселые старты для малышей»;
участие в мероприятии «Альтернатива есть» (в рамках Всероссийской акции «Спорт как альтернатива употреблению наркотиков»);
спортивные соревнования «Мы выбираем спорт»;
спортивные эстафеты на свежем воздухе «Мы мороза не боимся!»;
баскетбольный марафон;
спортивный праздник «Новое поколение выбирает спорт!»;
спортивный праздник для первоклассников «Аты-баты, мы солдаты!»;
городской шашечный турнир;
соревнования по каратэ среди обучающихся объединения «Богатырь»;
«А ну-ка, мальчики!». Спортивное мероприятие;
игра «День Ильи Муромца и всех богатырей»;
шашечный турнир, посвященный Дню 8 Марта;
игровая программа «Если на улице капает дождик»;
игровая программа «Будь здоровым всегда»;
игровая программа «Веселые каникулы»;
спортивные состязания «Добры молодцы»;
спортивно-игровые эстафеты для младших школьников;
соревнования по настольному теннису;
шахматные бои;
участие в Первенстве РО среди девушек «Чудо-шашки»;
цикл спортивных мероприятий «Достойная смена»;
участие в Кубке России по быстрым шахматам «Детский рапир – 2012»;
спортивно-игровая программа «Твори своё здоровье сам»;
участие в Первенстве на кубок г. Зверево по киокушинкайкаратэ;
участие обучающихся объединения «Олимпик» в чемпионате Ростовской области по русским шашкам. Финал;
участие в сеансе одновременной игры с тренером-перворазрядником по шахматам Бабским А.Г.;
спортивно-игровая программа «Спортивное детство – здоровое будущее»;
«Здоровым быть здорово!». Спортивная эстафета;
спортивно-игровая программа «Олимпийский огонь»;
«Муравьиные забеги». Спортивно-игровая программа;
городской спортивный праздник «Новое поколение выбирает спорт» в рамках акции «Здоровым быть модно!»:
выставка детских рисунков «Мы любим спорт».
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка:
интерактивное занятие «При встрече друга, что ты скажешь?»;
«Танцы, танцы, только танцы». Выступление образцового детского коллектива эстрадного танца «Аделаида»;
городская акция «Радуга улыбок»;
флэш мобы в перерывах между занятиями;
«Яд сквернословия». Психологический тренинг.
Технологии валеологического просвещения родителей:
спортивная эстафета «Быстрее, выше сильнее» с участием родителей;
организация и проведение городского спортивного праздника с участием родителей;
«Веселые старты» с участием родителей;
беседа «Роль родителей в профилактике наркомании у детей и подростков»;
беседа «Выбираем спорт» с участием родителей;
«Веселые старты» для девочек с участием родителей;
городской спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»;
совместные занятия с родителями в объединении «Феникс»;
«Широкая масленица» с участием родителей.
С целью отслеживания результативности нашей работы проводятся диагностические исследования. Для наглядности их результаты сведены в общие таблицы и построены графики.
1. Результаты выявления отношения к возможности употребления ПАВ

Год обучения Количество
опрошенных Не имеют опыта употребления наркотических веществ и считают не допустимым в дальнейшем
2010-2011 230 100%
2011-2012 312 100%
2012-2013 289 100%
2. Результаты изучения социализированности личности обучающегося
(М.И. Рожков)
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Начало обучения
2011 год 7,1 % 33,6 % 20,9 %
Конец обучения
2013 год 1,2 % 36,5 % 62,3 %
3. Показатели активности обучающихся и родителей в мероприятиях ДДТ.
Учебный год Количество мероприятий Количество участников
2008-2009 15 997
2009-2010 16 1224
2010-2011 30 1974
2011-2012 33 2172
2012-2013 37 2435
4. Сохранность контингента
Учебный год Начало года
(количество человек) Конец года
(количество человек)
2008-2009 749 733
2009-2010 784 763
2010-2011 768 786
2011-2012 709 715
2012-2013 666 622
5. Количество призеров выставок, конкурсов, соревнований
Учебный год Количество призеров
2010-2011 126
2011-2012 210
2012-2013 287
6. Количество обучающихся, занимающихся различными видами спорта
в объединениях МБОУ ДОД ДДТ
Учебный год Количество обучающихся2010-2011 67
2011-2012 75
2012-2013 92
Уже несколько лет в доме детского творчества существует объединение «Здоровый росток» (п.д.о. Карачевцева Е.В.), в котором реализуется одноименная дополнительная образовательная программа. Она предназначена для детей 7-10 лет. Цель программы – формирование основ культуры здоровья у младших школьников. Она реализует следующие задачи:
формирование первоначальных знаний в области анатомии, физиологии, гигиены и валеологии;
обучение детей приемам самоконтроля, коррекции своего здоровья и самооздоровления с помощью оздоровительных упражнений;
укрепление здоровья детей за счет повышения их двигательной активности и гигиенической культуры;
организация спортивно-оздоровительных и досуговых мероприятий, способствующих проявлению положительных эмоций и укреплению психического здоровья;
развитие познавательных, творческих и двигательных способностей детей;
актуализация потребности обучающихся в самопознании, саморазвитии и побуждение их к формированию здоровья собственными силами;
содействие всестороннему и гармоничному развитию личности обучающегося;
формирование мотивации здорового образа жизни, безопасного и гигиенически разумного поведения;
воспитание у детей экологической культуры и культуры поведения через формирование нравственных, духовных и волевых качеств.
Актуальность программы заключается в том, что она комплексная, направлена на формирование основ здорового образа жизни, основ экологической культуры.
Новизна программы заключается в организации образовательной деятельности обучающихся на основе валеологически структурированного занятия. Такой подход позволяет поддерживать умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всего занятия, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.
Нестабильная социально-экономическая обстановка приводит к росту негативных явлений и вредных привычек в молодёжной среде, снижает общий уровень духовности. Такая тенденция требует усиления воспитательной работы и развития новых форм организованного досуга, ориентированных на общечеловеческие ценности, показывающих глубину и целостность мироздания, единство всего живого, позволяющих подросткам почувствовать себя продолжателем культурных традиций своего народа и всего человечества. Необходимо, чтобы различные формы работы объединялись в целостную систему обучения, где осуществлялся бы комплексный подход, в результате которого укрепление физического здоровья неразрывно переплеталось бы с формированием морально-этических принципов, развитием общей культуры и становлением интеллектуальных способностей растущего человека.
Такой системный подход осуществляется в рамках объединения каратэ-до, работающего по программе «Богатырь» (п.д.о. Лаврик В.М.).
Новизна программы состоит в том, что она рассчитана на возраст обучающихся от 5 до 17лет, с различным уровнем физической и психологической подготовки, что является отличительной особенностью от других программ по восточным единоборствам. Занятия по данной системе привлекают большое количество желающих и вызывают интерес у людей различного возраста, поэтому нередко на занятия вместе с детьми приходят и их родители.
Работа ведётся на базе дома детского творчества с 2007 года.
Обучающиеся объединения «Богатырь» являются членами Федерации Ростовской области Киокусинкай каратэ.
За последние 3 года ребята завоевали более 40 призовых мест в городских и областных соревнованиях. Более 50 обучающихся объединения «Богатырь» получили сертификаты соответствия различным Кю-уровням. Основной целью программы является воспитание гармонически развитой личности и формирование активной жизненной позиции ребенка посредством приобщения его к здоровому образу жизни и самосовершенствованию на основе всестороннего изучения боевых искусств, их философских, исторических, этических, социально-культурных, медицинских и других аспектов. Она основана на постепенном формировании двух психофизических состояний:
гармонии психики и тела, при которой наступает согласие в стремлениях и действиях личности и осуществляется их взаимный контроль;
гармонии человека с окружающим миром, для которой характерно соответствие личности биологическим и физическим законам природы и удовлетворение потребностей в согласии с потребностями других людей и общества.
Большое внимание уделяется использованию технологий обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Психорегуляция включена в учебно-тематический план программы.
Уже 20 лет в доме детского творчества реализуется дополнительная образовательная программа «Аделаида» и с этого учебного года программа «Пластилин» для младшей группы Образцового коллектива эстрадного танца «Аделаида» (п.д.о. Николенко М.И.).
Коллектив является победителем многочисленных областных, Всероссийских и международных конкурсов, участником губернаторских концертов, концертов, организованных Управлением культуры и Управлением образования Администрации города Новочеркасска.
Миссия программы, по которой занимается коллектив, – обеспечить формирование гармонии тела, физическое, эмоционально-психологическое развитие и ценностную ориентацию обучающихся в процессе освоения ими современной танцевальной культуры.
Актуальность и значимость образовательной программы связана с тем, что изучение быта, нравов, традиций танцевальной культуры развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, побуждают способность видеть, ценить и сознавать красоту в жизни и искусстве; развивать воображение и творческие способности, закладывать основы художественной культуры современного человека.
Здесь происходит тесное переплетение физкультуно-оздоровительных здоровьесберегающих технологий с технологиями обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, потому что физические нагрузки стимулируют выработку «гормонов радости» - эндорфинов, а значение музыки для психорегуляции человека трудно переоценить. Плюс изучение приемов саморегуляции на занятиях актерским мастерством, что безусловно способствует формированию здорового и экологически целесообразного образа жизни детей.
Работа педагогов дома детского творчества в направлении формирования основ ЗОЖ в детской и подростковой среде отмечена грамотами Управления образования Администрации города Новочеркасска: в 2011 г. программа «Здоровый росток» заняла 3 место в городском конкурсе образовательных программ по формированию в подростково-молодежной среде антинаркотической культуры, а в 2012 г. - 2 место в этом же конкурсе.