План-конспект урока химии по теме Алюминий

УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман
План-конспект урока химии 9 класс Учитель Селина Г.А.

Тема урока: Алюминий. Нахождение в природе, свойства, применение алюминия

Цель урока:
Углубить знания учащихся о металлах на примере алюминия. Изучить взаимосвязь строения атома и свойств алюминия. Показать практическое значение алюминия в нашей жизни. Развивать навыки в составлении схемы электронного баланса, решении расчетных задач.

Планируемые результаты обучения
Предметные. Знать нахождение алюминия в природе, его физические, химические свойства и применение, уметь записывать уравнения реакций, решать расчетные задачи.
Метапредметные. Развивать критическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, делать выводы, планировать и регулировать свою учебную деятельность.
Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, познавательную и информационную культуру, умение сотрудничать с учителем, одноклассниками.

Оборудование и материалы: периодическая система химических элементов, электрохимический ряд напряжений металлов, таблица растворимости, мультимедийный проектор, изделия из алюминия.

Структура урока
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение темы, цели урока. Обсуждение ожидаемых результатов. Мотивация учебной деятельности.
4. Актуализация опорных знаний.
5. Усвоение новых знаний.
6. Использование полученных знаний.
7. Контроль и коррекция полученных знаний.
8. Домашнее задание.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

ХОД УРОКА
1. Организационный этап. Создание позитивной рабочей атмосферы
2. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение темы, цели урока, ожидаемых результатов. Мотивация учебной деятельности.
3. Актуализация опорных знаний
Демонстрация изделий из алюминия: вилка, ложка, кастрюля, фольга, проволока. Что общего у всех предметов?
Какое место занимает алюминий в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева? Презентация, слайд 2.
Каково строение его атома? Составьте электронную формулу.
Презентация, слайд 3.
Где расположен алюминий в электрохимическом ряду напряжений?
4. Работа по теме урока. Усвоение новых знаний
Экскурс в историю. Слайды 4-9.
Проблемный вопрос. Существует ли в природе самородный алюминий? Дайте обоснованный ответ. Слайды 9,10.
Основываясь на знании общих способов получения металлов, предложите способ получения алюминия. Слайды 11.12.
Рассмотрите изделия из алюминия. Каковы физические свойства алюминия?
Проблемные вопросы. Почему вода в алюминиевом чайнике закипает быстрее, чем в эмалированном? Почему для приготовления мяса его заворачивают в фольгу? Слайды 13, 14.
Демонстрации.
Поверхность алюминиевого изделия процарапаем ножом. Почему свежий срез блестит ярче?
Демонстрация механической прочности оксидной пленки. Нагревание алюминиевой проволоки.
Слайд 15.
Химические свойства алюминия. Слайды 16-18.
Запись уравнений реакций в тетрадь.
Задание (по вариантам). Рассмотреть уравнения взаимодействия алюминия с веществами как ОВР. Составить схему электронного баланса (по одному уравнению из записанных ранее). Обсуждение. Сделать вывод. Восстановительные или окислительные свойства проявляет алюминий?

Применение алюминия. Слайды 19-27.

6. Закрепление. Использование полученных знаний

Проблемные вопросы.
Можно ли ставить скисать молоко, варить компот, борщ в алюминиевой посуде? Почему?
Почему в летнее время стекла окон закрывают алюминиевой фольгой?

Выполнение тестовых заданий №1-4 на стр. 167. Учебник химии, авторы
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.

7. Контроль и коррекция полученных знаний
Составьте уравнения реакций по схеме:
1вариант Al0 Аl+3
2 вариант Аl+3 Al0
Обсуждение и взаимопроверка написанных уравнений.

Решение задачи. 6г смеси алюминия с медью обработали серной кислотой. При этом выделилось 6,72л водорода (н.у.). Определить процентный состав смеси.
7. Домашнее задание
Изучить параграф 46, решить задачу №7.
Дополнительное задание: подготовить опорный конспект «Алюминий», сочинить стихотворение, сказку «Из жизни алюминия» (по выбору учащихся).
Комментарии к домашнему заданию.

8. Итог урока. Рефлексия
Достигли ли вы ожидаемых результатов?
Над какими навыками, умениями необходимо дополнительно поработать дома?
Что понравилось на уроке? Что не понравилось? Что для вас было наиболее сложным?
О чем хотели бы услышать на следующем уроке?

Выставление оценок с комментариями.
















15