Система независимой оценки качества образования в школе


Система независимой оценки качества модели ГОУ «Расширение социального партнёрства на основе ИОС школы»
Шишмарёва С. Л., заместитель директора по УВР
Ведерникова М.Ф., заместитель директора по НМР
Для полноценной и эффективной работы образовательного учреждения необходима система независимой оценки качества образования, которая даст возможность проследить динамику развития каждого ребёнка; оценить успешность усвоения обучающимися федеральных государственных образовательных стандартов, определить перспективы, направления работы педагогического коллектива образовательного учреждения по повышению качества образования обучающихся.
Независимая оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.
Независимая система оценки качества работы ГОУ школы формируется в целях:
-повышения качества и доступности образовательных услуг, конкурентоспособности школы;
-обеспечение полной, актуальной, достоверной информации потребителей о качестве работы;
-оказание содействия населению в выборе школы;
-формирование результатов оценки качества работы школы, и рейтингов их деятельности;
-стимулирования повышения качества работы школы
Объектом оценки является модель ГОУ. Формы независимой оценки качества образования разнообразны: публичные отчёты, открытая деятельность на основе ИОС, сертификация выпускников (портфолио, защита курсовых работ, НПК, зачётная система на основе публичного слушания); рейтингование и мониторинг показателей (количество участников СП, количество школ ДО); составление рейтингов по заданным критериям; мониторинг деятельности школ; оценка динамики ГОУ
К механизмам реализации независимой системы оценки качества работы организаций относим государственные органы и органы местного самоуправления. Они формируют управляющий совет, осуществляют организацию ежегодного проведения независимого социологического исследования с целью формирования рейтингов деятельности школ, осуществляют контроль за обеспечением информационной открытости (наличие школьной информационной образовательной интернет-сети), проводят анализ результатов независимых рейтингов и разрабатывают направления улучшения качества услуг (Образовательные программы развития, проекты школы), направляют результаты оценки и предложения общественных советов по улучшению качества услуг (корректируются перспективы развития школы). Общественные советы (педагогический совет, научно-методический совет, педагогический клуб, НОУ, родительский совет, самоуправление обучающихся, совет попечителей, профсоюзная организация) формируют предложения по образовательной деятельности, включаемых в систему оценки качества:
-показателям оценки качества, периодичности и способам получения информации;
- порядку оценки качества работы.
Общественные союзы определяют критерии эффективности работы, организуют работу по выявлению и анализу общественного мнения и рейтингов, направляют информацию учредителям ОО о результатах оценки и предложения по улучшению качества услуг. МОУ СОШ п. Тарбагатай обеспечивает социальные услуги в сфере образования. Школа обеспечивает открытость и доступность информации о своей деятельности: отчет по самообследованию, обеспечивает сбор информации по показателям, установленным общественными советами, разрабатывает план об улучшении качества образования и согласует с учредителями, размещает планы на сайте. Граждане-потребители услуг, профессиональные эксперты (участники стажировок) участвуют в опросах и высказывают мнения о работе школы и качестве предоставляемых услуг.
Модель ГОУ школы «Расширение социального партнёрства на основе ИОС », поэтому огромное значение в системе независимой оценки качества играет школьная социальная образовательная сеть «Школяры». Вся деятельность ГОУ открыта для родителей, общественности, обучающихся. На сайте они могут познакомиться с документами, программами, планами, положениями. Большое внимание уделяется публичным отчетам, самоанализу. Большое внимание уделяется сетевому взаимодействию. Вся деятельность в этом направлении открыта через деятельность блогов (Звёздочки Забайкалья), клубов по интересам («Виват, победа», «Стоп-кадр», «Живёт школа - живёт посёлок», Команда «Х-миссия» и др.), классам, предметам, где можно высказываться, делать замечания, вносить предложения, делиться впечатлениями, предоставлять информацию, предлагать. Огромную роль в независимой оценке качества играет приёмная директора школы, которому можно задать вопросы и получить на них ответы. Действует блог президента детской организации «Багульник», служба доверия, где социолог и психолог школы помогут найти ответ на решение какой-либо проблемы, помочь советом, подсказать. На сайте виртуальная учительская «Сотрудничество» огромное значение в независимой оценке качества имеет работа форума. На котором по предложенный проблеме каждый учитель может высказаться, внести своё предложение. Большое внимание мы уделяем сетевому взаимодействию с другими образовательными учреждениями через деятельность клубов: стажёров, выпускников. Участники стажировочных площадок, выпускники школы всегда в курсе всех школьных событий. Они с удовольствием общаются со школой. Педагогами на сайте «Школяры». Дают нам советы, вносят предложения.
Рейтингование играет большую роль в оценивании деятельности. В результате голосования на сайте общественности, родителей, обучающихся, педагогов была оценена деятельность детского самоуправления. Были определены номинации: лидер, ученик года, лучший спортсмен, самый активный ученик и т.д. Таким образом, мы видим, что сайт играет важную роль в системе оценивания.
Сайт школы «Школяры» занял третье место по краю в общероссийском рейтинге школьных сайтов.
Таким образом, вся эта деятельность способствует корректировке деятельности школы, определению перспектив дальнейшего её развития, что способствует повышению качества образования
2263140228600Рейтингование и мониторинг показателей (кол-во участников СП, ко-во школ ДО и т.д.)
00Рейтингование и мониторинг показателей (кол-во участников СП, ко-во школ ДО и т.д.)
4482465277495Мониторинг деятельности школы, оценка динамики развития школы.
00Мониторинг деятельности школы, оценка динамики развития школы.
3425190277495Составление рейтингов по заданным критериям.
00Составление рейтингов по заданным критериям.
996315277495Сертификация выпускников(портфолио, защита курсовых работ, НПК, зачётная система на основе публичного слушания
00Сертификация выпускников(портфолио, защита курсовых работ, НПК, зачётная система на основе публичного слушания
5025390965190053111399652000415289153670004152909651900Формы независимой оценки качества образования
-1371603175Публичные отчёты опросы публичная деятельность на основе ИОС
00Публичные отчёты опросы публичная деятельность на основе ИОС

Механизм реализации независимой системы оценки качества работы ОУ
Государственные органы и органы местного самоуправления Формируют управляющий совет, осуществляют организацию проведения независимого социологического исследования с целью формирования рейтингов деятельности школ. Осуществляют контроль за обеспечением информационной открытости ( наличие школьной социальной интернет-сети »Школяры»), анализируют результаты независимых рейтингов и разрабатывают направления улучшения качества услуг (образовательная программа развития, проекты школы). Направляют результаты оценки и предложения общественных советов по улучшению качества услуг.
Общественные советы (пед. совет, НМС, педагогический клуб, НОУ, род. совет, самоуправление обучающихся) Формируют предложения по образовательной деятельности, включаемых в систему оценки качества; -показателям оценки качества, периодичности и способам получения информации;
-порядку оценки качества работы. Определяют критерии эффективности работы. Организуют работу по выявлению и анализу общественного мнения и рейтингов. Направляют информацию учредителям ОУ о результатах оценки и предложения по улучшению качества услуг
МОУ СОШ п. Тарбагатай обеспечивает социальные услуги в сфере образования Обеспечивает открытость и доступность информации о своей деятельности: отчёт по самообследованию. Обеспечивает сбор информации по показателям, установленным общественным советом. Разрабатывает план об улучшении качества образования и согласует с учредителями. Размещает планы в школьной социальной сети.
Граждане – потребители услуг, профессиональные эксперты (участники стажировки, участники сетевых проектов) Участвуют в опросах и высказывают мнения о работе школы и качестве предоставляемых услуг.
Итак, огромное значение в системе независимой оценки качества играет школьная социальная образовательная сеть «Школяры». Вся деятельность школы открыта для родителей и общественности, через публичные отчёты, документы школы, через организацию деятельности на блогах, в клубах, на форуме, где организуется работа по созданию проектов, нормативных документов и т.д. Огромную роль в независимой оценке качества играет приёмная директора школы, президента детской организации «Багульник», служба доверия, клубы стажёров, выпускников, где задаются вопросы, пишутся комментарии, предложения. В систему независимой оценки качества включены различные конкурсы, проводимые профсоюзной организацией и различными государственными общественными организациями, публичная рейтинговая система школы, оценка её деятельности. Таким образом, корректируется деятельность школы, определяются перспективы дальнейшего её развития, что способствует повышению качества образования.
Литература:
1 Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями).
2 Ковалёва ГС, Логинова ОБ « Стандарт второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов в начальной школе»\\ « Школьные технологии» №1 2010
3 Лобашев ВД « Оценочная деятельность как составляющая учебного процесса» \\ «Школьные технологии» №3 2010
4Матяш НВ, Фещенко ЕМ «Диагностика профессиональной компетентности педагога – психолога» \\»Школьные технологии» №6 2008г 5 Михайлова М, Руссова О « Общественное управление школой- каким видит образование современный родитель, и что ожидают от него профессионалы» \\ Народное образование № 2 2009г