Статься на тему: Экономическая практико-ориентированная среда как условие успешной социализации обучающихся


Лексина Елена Васильевна, учитель географии и экономики, заместитель директора по УВР,
классный руководитель ГБОУ СОШ № 425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-ПетербургаЭкономическая практико-ориентированная среда как условие успешной социализации обучающихсяЭкономика – это машины, сырье, налоги, законы. Но за всем этим стоит энергия человека, его желание и готовность пуститься в плавание
по непредсказуемому океану нашей нынешней экономики.
Е. Ясин
Нужно ли новому поколению, входящему в самостоятельную жизнь, знать основы поведения тех, кто будет его окружать, и с кем он будет взаимодействовать? Этот вопрос представляется риторическим. Очевидно, что экономически безграмотный человек обречен на более сложный жизненный путь и его решения во многих сферах общественной жизни зачастую будут оказываться ошибочными.
Школьному экономическому образованию в России уже более двадцати лет. С одной стороны, это совсем небольшой срок для становления принципиально нового направления в педагогике, поскольку в советской школе «Экономика» как отдельный предмет практически не изучалась. Но, с другой стороны, если за это время преподавание экономики не было прекращено, то это демонстрирует заинтересованность основных потребителей образовательных услуг – школьников и родителей, работодателей.
В обновляющейся российской школе все более очевиден тот факт, что кроме традиционного набора основ наук, преподававшихся в течение десятилетий, система образования, адекватная современным вызовам, должна дать ученикам прочные навыки и умения познания и самопознания, а в связи с вхождением страны в рыночную экономику – сформировать ключевые социально-экономические компетенции, позволяющие молодому человеку адекватно воспринимать реалии жизни общества. В результате Результаты преподавание экономики в школе и перспективы развития данного школьного предмета должны быть связаны, прежде всего, с требованиями всеобщего и доступного экономического образования, а также с целенаправленным формированием новой экономической культуры, позволяющей выпускнику школы свободно ориентироваться в сложном мире производственных и финансовых отношений.
Процесс социализации является объектом пристального внимания отечественных исследователей. Анализируя подходы к определению социализации, можно сделать вывод, что социализация, прежде всего, процесс адаптации личности к обществу, путём усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам, а так же процесс саморазвития и самореализации, в ходе, которого происходит актуализация усвоенной системы связей и опыта.
В контексте социально-педагогического исследования под социализацией необходимо понимать процесс усвоения человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
Экономическая социализация может быть определена как процесс становления экономического сознания и самосознания, усвоения культурно детерминированных моделей экономического поведения, активное воспроизводство индивидом накопленного социально-экономического опыта.
Базовыми видами экономической социализации являются:
1. Целенаправленная экономическая социализация – плановый процесс социализации, реализуемый через различные социальные институты, в соответствии с определенными нормами и требованиями общества.
2. Стихийная экономическая социализация – процесс социализации, имеющий ситуативный характер (через общение в семье и за ее пределами, через средства массовой информации).
3. Самовоспитание – самоорганизацию личности на основе имеющегося опыта и значимых ориентиров развития.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что «главная задача школы раскрытие способностей ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Среди качеств, необходимых школьнику для эффективной социальной адаптации, отмечены такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить, умение выбирать профессиональный путь.
В педагогической науке и практике существует множество точек зрения на определение подходов к преподаванию экономических знаний, но в настоящее время основным подходом считают практико-ориентированный, в основе которого лежат интересы самих учеников, помощь им в поиске и определении своей будущей социальной роли. Основная цель такого подхода – создание необходимых и достаточных организационно-педагогических условий, способствующих овладению школьниками ключевыми социально-экономическими компетенциями.
Хотелось бы остановиться на тех компетенциях, которые образуют ядро практической экономики, финансовой грамотности и основ потребительских знаний и предпринимательской деятельности:
•предметная компетенция («научиться быть»), основанная на системно-личностном подходе и направленная на формирование способности к критической оценке социально-экономических условий жизнедеятельности человека и их социальных, политических, правовых, технических, экологических и этических аспектов с точки зрения личности, предприятия, домохозяйства, государства, национальной экономики и мирового хозяйства;
•технологическая компетенция («научиться делать»), базирующаяся на деятельностно-ориентированном обучении и направленная на формирование способности решать возникающие в экономической сфере проблемы путем привлечения знаний, умений, собственного опыта и опыта других;
•коммуникативная компетенция («научиться жить вместе»), формируемая путем обучения в группах с применением активных методов обучения и направленная на формирование чувства социальной ответственности как наличия собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать в общественных процессах;
•социальная компетенция («научиться быть ответственным»), формируемая путем обучения в группах с применением активных методов обучения и направленная на формирование чувства социальной ответственности как наличия собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать в общественных процессах;
• образовательная компетенция («научиться познавать») как способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, находить нужную информацию.
Основные направления работы и результаты в условиях практико-ориентированной среды, направленные на достижение главной цели – повышение конкурентоспособности выпускника, представлены на схеме:
Направление работы Результаты Достижение цели
Практико-ориентированное обучение школьников экономике и предпринимательству Социально-экономические компетенции обучающихся КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ВЫПУСКНИКА
Профессиональная ориентация нового типа Представление о реальном мире профессий
Начальные профессиональные навыки
Осознанный выбор профессии Воспитание школьников
(духовно-нравственное, экономическое, трудовое, социальное) Уважение к истории и традициям народа,
Уважение к труду, профессии
Рациональное отношение к экономическим ресурсам и т.д.
Для достижения поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:
предметные задачи, формирующие систему знаний, умений, представлений и ценностей в экономической сфере и составляющие основу компетенций;
психологические задачи, состоящие в формировании у обучающихся психологической готовности к самостоятельной работе над когнитивной, эмоционально-волевой и нравственной сферами личности с целью достижения компетентности в экономической сфере деятельности;методические задачи, ориентированные на применение такой методической концепции, которая позволяла бы эффективно формировать компетентность старшеклассников и овладевать способами самостоятельного приобретения знаний, решения проблем;
воспитательные задачи, которые заключаются в формировании у обучающихся способности справляться с настоящими и будущими жизненными проблемами и самим активно строить свою собственную жизненную позицию.
Структура экономической практико-ориентированной среды включает внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя среда – это внутришкольные специально организованные экономические мероприятия, ремесленные и иные мастерские, кабинеты труда, классные кабинеты, оснащенные экономическими уголками. С 1994 года наша школа работает по программе развития - «Школа экономической культуры». До недавнего времени экономика в школе преподавалась со 2 по 11 класс. Мы Школа дважды удостаивались поощрялась миллионного гранта в национальном приоритетном проекте «Образования» как победители победитель конкурса школ, внедряющих инновационные образовательные программы. В связи с переходом на профильное обучение начиная с 8 – 9-х классов проводится предпрофильная подготовка по программе «Экономика» И.В.Липсица. В социально-экономическом профиле 10-11 классов преподавание проводится по программе «Основы экономической теории» С.И.Иванова Кроме того в 10 классе используется элективный курс «Основы маркетинга» С.Н.Гудырина, в 11 классе элективный курс «Основы менеджмента» С.В.Федина, Н.В.Фединой.
Из известных педагогических технологий мы отдаем предпочтение проблемному обучению, коллективной системе обучения, разноуровневой дифференциации, , исследовательским, проектным и игровым методам в обучении. Основной принцип деятельности может быть сформулирован так: «Знать - чтобы уметь, уметь - чтобы действовать!» И тогда даже обычный урок может превратиться в ситуацию выбора с подтверждением рациональности принятого решения. В тоже время актуальными остаются и другие формы занятий, такие, как, традиционные уроки, на которых важное место занимает диалог, обсуждение проблемных ситуаций, анализ статей, статистических данных, сообщения отдельных учащихся с использованием презентаций. Все эти формы способствуют формированию экономического мышления, т.к. ученик является активным участником процесса обучения.
Важной составляющей является исследовательская работа учащихся, основной основная функцией функция которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Учебно-исследовательская деятельность школьников рассчитана на два учебных года. Заключительным этапом является представление и защита работы на научно-практических конференциях. Учащиеся 10 класса представили исследовательскую работу по теме: «История и развитие рекламы» на Всероссийском форуме «Молодежная культура: два лица – свое и чужое». Учащиеся 11 класса представляли проектную работу по теме «Особенности развития управления качеством» на ежегодной конференции СПбГЭТУ «ЛЭТИ» «Абитуриент - Студент».
Активные формы обучения и, особенно, деловые экономические игры позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. Прямо по древнекитайской мудрости: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, включи меня в действие, и я тогда пойму». Игра позволяет воплотить индивидуальный подход в обучении. Она учит мыслить, позволяет ученику стать субъектом обучения, проявить свои индивидуальные личностные качества, она позволяет одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов.
Седьмой год команда нашей школы, состоящая из учащихся социально-экономического профиля, участвует в Открытом чемпионате России по деловым играм, став победителем игры в 2013 году. По мнению участников, игра разнообразит учебный процесс, повышает мотивацию, развивает навыки ведения дискуссии и аргументации своего мнения.
Внешняя среда представляет собой институциональное окружение школы.
Образовательный аутсорсинг – это инновационная технология привлечения внешних недостающих ресурсов, которая работает в новой экономической практико-ориентированной образовательной среде. Новая образовательная среда и аутсорсинговые технологии стимулируют взаимодействие социальных партнеров, способствуют повышению уровня профессиональной адаптации образовательного учреждения за счет более качественных базовых образовательных услуг, а также за счет развития инфраструктурных и специализированных услуг.
Профориентационные экскурсии на промышленные предприятия Санкт-Петербурга и Ленинградской области позволяют не только профессионально ориентировать старшеклассников школы, но и знакомят с планом экономического развития города, в котором мы живем. Кондитерское производство «Север-Метрополь», ОАО Судостроительный завод «Северная верфь», ГУП «Петербургский метрополитен», Телекомпания «ТВ 100» – вот неполный перечень предприятий, которые посетили обучающиеся.
Тесные связи у школы с представителями малого бизнеса Кронштадта, в мае 2013 года учащиеся 11 класса были приглашены в Дом предпринимателя. В ходе взаимодействия учащиеся они выполнили серию заданий и упражнений, стимулирующих развитие лидерских качеств и закрепляющих навыки работы в группе, имели возможность задать вопросы и, предложили разные проекты гостиниц, что являлось актуальным для развития туристического бизнеса нашего прекрасного района. В 2014 году запланирован практический курс «Составляем бизнес-план социального проекта»: серия практических занятий, помогающих сделать осознанный выбор одного из проектов, разработать и оформить идею, и главное – подготовить и публично защитить бизнес-план своего проекта. Традиционными стали встречи с представителями налоговой инспекции, которые проводят уроки налоговой грамотности.
Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Миру нужен самостоятельный человек. Еще на школьной скамье ребенка нужно научить ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения. Именно школа должна помочь состояться молодому человеку. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом - созданием для ученика условий свободы, творчества, уважения каждого отдельного ученика и совместное взаимодействие с миром, человечеством, с самим собой.
Список литературы:
Н.Н.Калинина, А.С.Прутченков. «Н.Н.Калинина, А.С.Прутченков Практико-ориентированное экономическое образование в школе: новые тенденции «Экономика в школе»» 1.2011.
С.А.Михеева. «Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитание» - М. «Вита», 2012А. С. Прутченков. «Интернет-технологии в школьном экономическом образовании»Н. В. Топекина. «Экономическая практико-ориентированная образовательная среда: профориентационный аспект».