Программа куржка Все цвета кроме чёрного ( второй год обучения)


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Советский район Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»

Утверждаю:
Директор РЦРТДиЮ «Созвездие»
Васянин О.Н.
Приказ №_____от______2013г.













Программа
деятельности кружка
«Все цвета кроме чёрного»






Автор:
Чалых Светлана Михайловна
Педагог дополнительного образования








г. Советский
2013 год


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА
«ВСЕ ЦВЕТА КРОМЕ ЧЁРНОГО»

Название программы
Программа деятельности кружка «Все цвета кроме чёрного»

Руководитель программы
Директор РЦРТиЮ «Созвездие» - Васянин О.Н.

Организация - исполнитель
г.Советский, ул.50-лет Пионерии, 4

Автор программы
Педагог дополнительного образования РЦРТДиЮ – Чалых С.М.

Цель, основные задачи программы
Цель:
-формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
- Задачи:
- формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
-расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
-формирование умения оценивать себя;
-формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
-развитие коммуникативных навыков;
-формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
- пробуждение интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении получении новых знаний;

Направленность
Социально – педагогическая

Возраст детей, на которых рассчитана программа
Учащиеся образовательной школы 8 – 9 лет

Срок реализации программы
Программа краткосрочная. Рассчитана на 1 год

Место реализации программы
Ханты – Мансийский АО – Югра, п.Алябьевский, СОШ

География участников
п.Алябьевский Советского района

Основные формы работы
Групповая, индивидуальная


Содержание
Паспорт программы деятельности кружка 1 стр.
Пояснительная записка. стр.
Цели, задачи, предполагаемый результат стр.
Формы организации занятий. стр.
Тематическое планирование на текущий учебный годстр.
Литературастр.
Приложение. Стр.








































Пояснительная записка

Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного», М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой.
Программа имеет социально - педагогическую направленность. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Ситуация с потреблением алкоголя, наркотиков среди детей остается катастрофической. Актуальность данной проблемы обусловлено тем, что в условиях трансформации современного общества возникает ряд проблем: детская преступность, алкоголизм и наркомания.
Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, социальных учреждений. Вопросов много. Одно можно сказать, что оставленные без внимания дети, если ничего не изменить, составят угрозу для общества.
Программа «Все цвета, кроме черного» это комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Поэтому я решила скорректировать программу М, М, Безруких «Все цвета, кроме черного» по предупреждению детей вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Время,   отведенное   на   занятия, предусматривает   теорию   и   практику.
Учебный план и программа второго года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, расширение знаний полученных раннее, совершенствование знаний и умений необходимых каждому человеку. Практические занятия «Учусь понимать других» направлены на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только позитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.


После обучения планируется видение игр, конкурсов – знатоков, праздников.
Форма проведения занятий:

Игра, игра-тренинг - потому что это интересно. Ролевые игры и упражнения-активаторы для психологической разминки учеников.
Форма круга - подчеркивает демократичность - важнейшее условие создания
безопасности и доверительной обстановки в группе.
Анкетирование позволяет лучше ориентироваться в ситуации.
Дети младшего детского возраста осваивают несколько видов игр. Сюжетно - ролевая игра: 3 класс «Испуганный ежик», «Просьба», «Отказ», «Твоя работоспособность», «Сделаем вместе», «Поддержка».
Курс не требует большого количества специального оборудования. Мебель должна быть легкой, чтобы ее можно было легко убрать во время игры. Достаточно одних стульев. Можно обойтись ковром на полу.
Самым необходимым материалом являются бумага, карандаши, краски, фломастеры, мяч. Рабочая тетрадь ученика является абсолютно необходимой.
Программа рассматривает проблемы профилактики вредных привычек и формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
Данный курс рассчитан на детей в возрасте 8-10 лет.
Цель программы:

формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение , употребление алкоголя и наркотиков.
Задачи:

формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
расширить знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
формировать умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;

   формировать представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
   развивать коммуникативных навыков  (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
   формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
пробуждать у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении знаний;
  просвещать родителей в вопросах развития  у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
Содержание программы отвечает следующим принципам:
   
возрастной адекватности используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
   научной обоснованности содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
   практической целесообразности содержание коми и к та отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением раннего приобщения к одурманивающим веществам;
  динамическому развитию и системности содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из после дующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа. Учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
   необходимость и достаточность предоставляемой информации детям предоставляется только тот объем ин формации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т. е. имеет для них практическую значимость;

   модульность структуры учебно-методический комплект может быть реализован на базе традиционных образовательных курсов, в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;
   вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся.
Работа по программе ожидает следующих результатов:

   полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
   дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
 дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
   дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Программа «Все цвета, кроме чёрного» построена по модульному принципу – их основным структурным и содержательным элементом является тематический модуль, отличающийся относительной законченностью и самостоятельностью.
Излагаемая программа  представляет  собой  систему взаимосвязанных  занятий,  выстроенных в  определенной   логике  и  направленных  на  формирование у  младших  школьников  необходимого  уровня психологической  готовности  к  школе в  сферах  обучения,  общения  со  сверстниками  и  педагогами,  мотивационной  готовности.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Предметные универсальные учебные действия:
- создание   условий  для  успешной  адаптации  в  школе,  класса;
- создание  у  детей  представления о  ценности  здоровья и  необходимости бережного  отношения  к  нему;
- сформированность  важнейших  учебных  умений  и  действий.
       
  Регулятивные универсальные учебные действия:
 - культурно-  познавательная,  коммуникативная  компетентность;
- приобретение  опыта  в  преодолении  возникших  трудностей;
 - расширение  кругозора,  сферы  актуальных  интересов и  способностей;
- оценивать правильность выполнения работ, вносить коррективы.
                    Личностные универсальные учебные действия:
 
  -обучение  планированию,  самоконтролю  и  взаимоконтролю;
 -развитие  способности  эффективно  строить взаимоотношения  со  взрослыми  и  сверстниками;
- формирование  установки  на  здоровый  образ  жизни;
- развитие  личностных  ресурсов  детей  за  счет  расширения  кругозора,  сферы  актуальных   интересов  и  способностей.  
Режим занятий
Расписание занятий внеурочной деятельности строится из расчета 2 часа в неделю. Всего за год 76 часов.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Структура  группового  занятия  со  школьниками  должна  включать  в  себя  следующие элементы: ритуал  приветствия,  разминка,  рефлексия  прошлого  занятия, основное  содержание  занятия,  рефлексия  прошедшего  занятия, ритуал  прощания.










УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения 3 класс


п/п
Тема
Всего
часов
Теория

Практика

1.
Водное занятие. Знакомство с программой. Правила т\б при работе на ПК.
2
1
1

2.
Уроки здоровья.
Что изменилось за год?
2
1
1

3.
Что такое дружба, или учимся дружить
2

2

4.
Учимся общаться
2

2

5.
Главный лепесток цветика- семицветика.
2
1
1

6.
Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить
2

2

7.
Как чёрные братья решили мир завоевать.
2
1
1

8.
Тренинг: «Хорошо ли мы знаем друг друга?»
2

2

9.
Тренинг: «Учимся дружить»
2

2

10.
Игра: «Планеты – это мы»
2

2

11.
.Физкульт – ура!
2
1
1

12
.Главная одежда человека
2
1
1

13
Тренинг: «Добро и доброта. Добрый ли ты?»
2

2

14
Тренинг: «Какой Я? Какой Ты?»
2

2

15
Игра «Твой день»
2

2

16
Беседа: «Твоё настроение»
2
1
1

17
Конкурс знатоков
2

2

18
Беседа: «Почему люди ссорятся?»
2
1
1

19
О злых чародеях Алкоголе и Никотине
2
1
1

20
Беседа: «Доброта творит чудеса»
2
1
1

21
Игра: «В гостях у Робинзона»
2

2

22
Тренинг: «Как вести себя со злоумышленниками»
2

2

23
Как работает наш организм
2
1
1

24
Законы питания
2
1
1

25
Таинственный незнакомец
2
1
1

26
Золотые ключики к сердцам людей
2
1
1

27
Как научиться разговаривать с людьми
2

2

28
Что такое интонация
2
1
1

29
Как научиться преодолевать трудности вместе
2
1
1

30
Как понять друг друга без слов
2

2

31
Для чего нужна улыбка
2
1
1

32
Беседа: «Твои поступки»
2
1
1

33
Умеешь ли ты дружить
2

2

34
Коллективное составление настольных игр
2

2

35
Настольная игра «Твой день»
2

2

36
«Счастливая страна-Детство»
2

2

37
Тренинг: «Я, ты, мы - вместе»
2

2

38
Итоговое занятие: «Я - ученик»
2

2


Всего
76 часов
18
58


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО»
     
1.Уроки здоровья
В раздел входят  игры и психологические упражнения, направленные   на  развитие  познавательной  и  эмоционально- волевой  сферы,  навыков адекватного  социального  поведения  школьников. Вместе  с  тем, еще  необходимым  элементом всех  занятий  должны  быть  психотехники,  направленные  на  развитие  собственно  групповых  структур  и  процессов,  поддержание  благоприятного  внутригруппового  климата, сплочение  и  организационное  развитие детского  сообщества.
2.Учусь понимать других  
Данный раздел определяет  собой  совокупность  психотехнических упражнений  и приемов,  направленных  на  решение задач  данного развивающего  комплекса. Приоритет  отдается  многофункциональным  техникам,  направленным  одновременно  и  на  развитие  познавательных  процессов,  и  на  формирование  социальных  навыков,  и  на  динамическое  развитие  группы. Важен также  порядок  предъявления  упражнений  и  их  общее  количество.  Последовательность  упражнений  должна предполагать  чередование  деятельностей,  смену  психофизического  состояния  ребенка:  от подвижного  к  спокойному,  от  интеллектуальной  игры  к  релаксации    и др.
На занятиях предполагается выполнение следующих видов заданий:
анализ литературных отрывков;
тестовые задания для развития самооценки;
творческие задания (составление рассказа, логические задачи, игры );
тренинговые задания.
3.Познавательно-развлекательные мероприятия Большинство мероприятий носит игровой характер, участвуя в них, дети могут проявить свои творческие, организаторские способности.





ЛИТЕРАТУРА

1. М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного» Москва центр «Вентана-Граф» 2003г.
2. И. В. Плющ, А. П. Третьякова, Н. О. Герьянская - «Организация деятельности по профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях» Новосибирск НИПК и ПРО 2004г.
3. С. Б. Белокурова, В. Ю. Климович - «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивление распространению наркомании» Центр планетариум Москва 2003г.





















Календарно – тематическое планирование кружка «Все цвета кроме чёрного»
3 класс «Учусь понимать других»
2 год обучения
Дата
Тема занятия
Количество часов



Теория
Практика

04.09
Водное занятие. Знакомство с программой. Правила т\б при работе на ПК.
1
1

11.09
Уроки здоровья.
Что изменилось за год?
1
1

18.09
Беседа: «Что такое дружба, или учимся дружить»

2

25.09
Тренинг: «Учимся общаться»

2

01.10
Беседа по сказке «Цветик - семицветик». Главный лепесток цветика- семицветика.
1
1

08.10
Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить

2

15.10
Как чёрные братья решили мир завоевать.
1
1

22.10
Тренинг: «Хорошо ли мы знаем друг друга?»

2

29.10
Тренинг: «Учимся дружить»

2

06.11
Игра: «Планеты – это мы»

2

13.11
Физкульт – ура!
1
1

20.11
Беседа «Главная одежда человека»
1
1

27.11
Тренинг: «Добро и доброта. Добрый ли ты?»

2

04.12
Тренинг: «Какой Я? Какой Ты?»

2

11.12
Игра «Твой день»

2

18.12
Беседа: «Твоё настроение»
1
1

25.12
Конкурс знатоков

2

08.01
Беседа: «Почему люди ссорятся?»
1
1

15.01
О злых чародеях Алкоголе и Никотине
1
1

22.01
Беседа: «Доброта творит чудеса»
1
1

29.02
Игра: «В гостях у Робинзона»

2

06.02
Тренинг: «Как вести себя со злоумышленниками»

2

13.02
Беседа: «Как работает наш организм»
1
1

20.02
Беседа: «Законы питания»
1
1

27.02
Таинственный незнакомец
1
1

06.03
Золотые ключики к сердцам людей
1
1

13.03
Тренинг: «Как научиться разговаривать с людьми»

2

20.03
Беседа: «Что такое интонация»
1
1

27.03
Тренинг: «Как научиться преодолевать трудности вместе»
1
1

02.04
Тренинг: «Как понять друг друга без слов»

2

09.04
Беседа: «Для чего нужна улыбка»
1
1

16.04
Беседа: «Твои поступки»
1
1

23.04
Умеешь ли ты дружить

2

30.04
Коллективное составление настольных игр

2

07.05
Настольная игра «Твой день»

2

14.05
«Счастливая страна-Детство»

2

21.05
Тренинг: «Я, ты, мы - вместе»

2

28.05
Итоговое занятие: «Я - ученик»

2


Всего: 76 часов
18
58


Заголовок 2 Заголовок 315