МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сахабутдинова Г.Ф.
ГАПОУ «Нижнекамский индустриальный техникум», г. Нижнекамск
Уроки физической культуры часто воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее подчиненное значение по отношению к таким, как математика, физика, литература и др. Различные формы физической культуры, а также виды спорта в разной степени содействуют формированию социально значимых качеств личности, определяющих дифференцированное проявление учащимися предметно-практической и коммуникативной включенности в решение обще коллективных задач. Так же известно, что развитие того или иного двигательного качества существенно влияет на развитие психических процессов. Поддержание интереса и целеустремленности у обучающихся во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры или тренировке, и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физической культурой. Нами было проведено исследование, объектом которого явилась учебная мотивация студентов средне специального учебного заведения, предметом исследования – эмоциональная сфера студентов. Цель исследования – изучить учебную мотивацию студентов. Гипотеза исследования: у студентов отдающих предпочтение занятиям спорту уровень мотивации к обучению выше. Методом исследования послужили:
«Методика изучения учебной мотивации», авторы М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина;
«Опросник для измерения мотивации достижения»  разработанный Альбертом Мехрабианом и модифицированный Мадрудином Магомед-Эминовым. 
В настоящее время в науке используется прием, основанный на сравнении изучаемых объектов по одному или нескольким наиболее существенным признакам.Такая систематика позволяет вскрывать внутренние связи между объектами и закономерности их развития, служит платформой для обобщающих выводов и обоснованных практических рекомендаций [1].
Мотивация есть процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации [7].
Баланс стремления к успеху и желание избегать неудач могут различаться: одни больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое и не рисковать.
Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это зависит от многих факторов. Согласно Х. Хекхаузену, деятельность должна удовлетворять ряду условий:
1. Оставлять после себя осязаемый результат;
2. Оцениваться (качественно или количественно);
3. Требования к деятельности не должны быть ни слишком низкими, ни слишком высокими;
4. Для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным;
5. Деятельность должна быть желанной для субъекта и ее результат должен быть получен им самим.
Таким образом, росту внутренней мотивации способствуют следующие приемы:
Воздействие на мотивационную сферу в соответствии с возрастными психологическими особенностями.
Доброжелательный тон общения, уважение к внутреннему миру, оптимистический настрой способствуют формированию мотивации достижения.
Создание привлекательной цели, привлечение к оценочной деятельности, необычная форма обучения, тренинги мотивации достижений.
По результатам исследования было выявлено, что у студентов, отдающих предпочтение занятиям спортом, выбранные в ходе тестирования ответы, не отражают высокий показатель мотивации обучения имеющей личностный смысл. Вместе с тем, у 83 % опрошенных данной категории студентов итоговый уровень мотивации средний, способность к целеполаганию выше, ведущим мотивом обучения являются оценочный и позиционный. 98% обучающихся, предпочитающих заниматься спортом, характеризуются мотивом  «стремления к успеху». Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что развитие учебного мотива не зависит от интереса к спорту. Однако, мы можем предположить, что занятия спортом формируют у студентов позитивную мотивацию, стремление добиваться целей, двигаться к перспективе.
Итак, с учетом конкретных причин проявления обучающимися интереса к физической культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом. Для успешного сотрудничества с детьми и взрослыми современному педагогу и тренеру необходимо обладать качественной психологической подготовкой и умением реализовать ее в процессе профессиональной деятельности. Важно понимать индивидуальность человека как ценности, учитывать психические особенности людей на различных возрастных этапах, владеть опытом оснащения педагогической деятельности, осуществлять психологически обоснованное конструктивное взаимодействие с учащимися , быть субъектом реализации и восполнения собственных психических ресурсов[9].
Литература:
 Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие /          Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М. : Физкультура и спорт, 2000. – 265 c.
Немов Р. С.. Психология (пособие для учащихся 10-11 классов), М.: «Просвещение», 1990г.
Маркова С. Изучение учебной мотивации, М. 1984
Сапогова Е. Е. «Психология развития человека», М.: 2001г.
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: 2ч.- М.: Гуманитизд.центр Владос,2003.- Ч.2: Психология общения: 11 класс.
Бадьина Н. П. Показатели психологической комфортности ребенка в образовательном учреждении: Методические рекомендации для педагогов-психологов.- Курган,2006.- 65 с.
 Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР.1951, вып.36, С. 3-28.
Марищук, В. Л. Психодиагностика в спорте : учеб. пособие для вузов / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, Л. К. Серова. – М. : Просвещение, 2005. – 349 с.
Крутецкий, В. А. Психология: учебник / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1980. – 476 с.