Логопедическое занятие на тему Ударение. Ударный слог


23.12. Логопедическое занятие.
Тема: «Ударение. Ударный слог».
Цели:
Закрепить знания о гласных звуках, о смыслоразличительной роли ударения;
Закрепить навык правильной постановки ударения в словах;
расширять словарный запас, развивать умение подбирать обобщающие слова; развивать внимание, память и мышление;
Воспитывать любовь к предмету; уважение к учителю и своим одноклассникам.
Ход урока.
Организационный момент.
- Все встали. Подравнялись. У нас сегодня необычное занятие, пришли к нам гости, давайте с ними поздороваться!
- Добрый день, дорогие гости! Молодцы. Давайте наше занятие начнем со стихотворения «Прозвенел звонок».
Прозвенел опять звонок
Он зовет нас на урок
На уроке не зевать
А работать и писать.
- Молодцы, ребята. Садитесь.
Проблемная постановка цели занятия.
– Ребята, кто это? Кто знает?
- Молодцы, это Незнайка. Он написал предложения. Давайте, проверим. Если есть ошибки, то мы их исправим и поможем Незнайке (презентация).
Ваза стОит на столе.
Книга стоИт сто рублей.
На двери висит железный зАмок.
Принцесса пришла в свой красивый замОк.
В комнате висят полкИ с книгами.
ПОлки идут на войну.
- Какие ошибки допустил Незнайка в этих предложениях?
- Для чего нужно уметь правильно ставить ударение в словах?
(Ударение помогает различать слова, проверять написание гласных, на которые не падает ударение, делает речь красивой и выразительной).
- Молодцы, ребята. Очень помогли Незнайке, больше он не будет допустить ошибки.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом занятии? (Об ударении).
Актуализация опорных знаний.
Работа с таблицей «Гласные буквы».
- Назвать гласные буквы 1 ряда – А, О, У, Ы, Э (презентация)
- Назвать гласные буквы 2 ряда – Я, Ё, Ю, И, Е (презентация)
- Теперь ответьте на мои вопросы:
1. Сколько гласных букв в русском языке? (10 гласных букв)
2. Сколько гласных букв может быть в одном слоге? (только одна)
3. Как называется гласная буква, на которую падает ударение? (ударная)
4. Как называется гласная, на которую не падает ударение? (безударная)
Например: в слове улитка (презентация) где стоит ударение, где ударный слог…
- Кто придет к доске и разберет это слово.
А сейчас, разделите следующие слова на слоги, выделяя ударный слог громким хлопком (буратино, петушок, руки, вишня)
Игра «Допиши слова». Чей ряд быстро ответит? (ребята к доске запишут слова) (картинки внизу с названиями………………….)
Теперь, достаньте все бумажки, выпишите ИЗ ЭТИХ СЛОВ слова, в которых ударение падает на первый слог.
Письмо предложения по памяти.
В лесу у ёлки сидит пушистый зайчик.
(после сделать самопроверку, постановка ударения, назвать ударный слог в каждом слове).
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише-тише,
Деревцо все выше-выше.
Работа над новой темой.
На доске даны схемы слов и слова. Ваша задача, подбирать данные слова к этим схемам. Слова: белка, пенал, капуста, торт, молоко.
- Скажите, где ударный слог в каждом слове?
- Молодцы, со схемами хорошо умеете работать.
К доске выйдут 3 учащихся. Подбираете проверочные слова к данным словам, измените слова, так чтобы ударение падало на безударный гласный.. (нога река окно) (на доске записаны слова)
- Остальные будем изменять следующие слова, чтобы проверить безударные гласные: огород - огороды, гора – горы, стена - стены. Закрепление изученного материала.
Работа на карточках (парная работа).
Составь слова из слогов. Поставь ударения.
Тру, ба ман, кар кан, ста ста, рикпа, кру кро, лик ла, шко га, кни
Упражнение «Помоги Незнайке»
Логопед рассказывает учащимся о том, что очень важно уметь правильно произносить слова русского языка. Каждый культурный человек следит за своей речью, умеет правильно ставить ударение в словах. Давайте еще раз поможем маленькому Незнайке научиться произносить слова правильно.
Работа над словами: шАрфы, тОрты, крАны, свёкла.
Произношение, запись в тетерадях, постановка ударения, составление предложений.
Итог урока.
- Какую тему мы сегодня повторяли?
- Для чего важно уметь правильно ставить ударение?
- Кому непонятно суть нашей темы?
- Кто хорошо понял?
- Кому урок был интересным, те поднимите смайлики.
- спасибо вам за урок.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
села Бай-Даг Эрзинского кожууна РТ

Открытое логопедическое занятие
По теме: «Ударение. Ударный слог».
Учитель-логопед: Камзарова М.Н.
2013-2014 учебный год.