Программа стажировочной площадки «Модель внутришкольной системы оценки качества начального общего образования на уровне учителя-предметника»


1.Информационный блок программы
1.1. Ф.И.О. разработчика Кортункова Эльвира  Шавкятовна1.2. Название программы «Модель внутришкольной системы оценки качества начального общего образования на уровне учителя-предметника»
1.3. Цель программы стажировки: Совершенствовать и развивать профессиональные компетенции педагогических работников в исследовании объектов оценки качества начального общего образования на уровне учителя-предметника с точки зрения организации их достижения и с точки зрения оценки их достижения, а также создание условий для повышения профессионального развития стажеров.
1.4. Задачи программы:
1. Установлениевзаимосвязи между образовательными результатами, организацией образовательного процесса и системой их оценки.
2. Разработка управленческих решений для достижения образовательных результатов.
3. Проектирование эффективноймоделивнутришкольной системы оценки качества образования на уровне учителя -предметника.
4. Овладение стажерами процедур оценивания предметных, метапредметных, личностных результатов.
5. Разработка стажерами форм представления результатов оценочных действий.
6. Разработка критериев стимулирования деятельности педагогических работников к обеспечению достижения образовательных результатов ступени начального общего образования.
7. Определение механизмов переноса разработанных способов в практику собственной образовательной организации или апробация данных способов в условиях собственного образовательного учреждения.
1.5. Ключевые идеи опыта
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования описываются новые учебные результаты, соответствующие новому видению учебного процесса и требующие новых подходов к оцениванию. Это значит, что школа несет обязанность по организации процесса оценивания в классе и разработке подходов, соответствующих требованиям стандартам к учебным результатам. На данный момент экспериментирование в этой области имеет характер отдельных претендентов, которые происходят в школах, реализующих, как правило, авторские программы.
 Предлагаемая программа предполагает работу стажировочной  площадки для педагогов общеобразовательных школ по проблеме системы оценки качества образовательных результатов  в условиях модернизации отечественного образования. На наш взгляд, предлагаемый  комплекс практикоориентированных образовательных услуг позволит решить задачи внедрения накопленного нами педагогического опыта  в практику работы педагогов, обеспечит рост их профессионального мастерства, будет способствовать опережающему развитию образовательных организаций в вопросах рационального управления педагогическим коллективом по интенсификации образовательных результатов школьников.
В данной программе педагогами начальной школы разработана функциональная модель внутришкольной системы оценки качества начального общего образования. Оценка сформированности личностных результатов осуществляется педагогом и психологом и имеет форму экспертной оценки и . Оценка метапредметных результатов строится как мониторинг качественных и количественных изменений в учебной деятельности. Оценка сформированности каждого УУД строится на критериальной основе. По критериальной системе оценивается и Портфолио. Однако оценка достижений .портфолио имеет качественный характер, т.к. сопровождается целым рядом документов.
Система оценки предметных результатов имеет трехуровневый характер.
Для организации продуктивной работы стажеров предполагаются аналитические (направленные на анализ состояния введения деятельностного подхода в практику ОО и самоанализ собственной деятельности), рефлексивные (направленные на выявление собственных проблем и достижений в ходе стажировки), проектировочные (направленные на освоение новых способов и средств практической деятельности) задания:
а) Круглый стол (определение стажерами личностно значимых целей обучения в рамках СП)
б) Организация проектной деятельности стажеров по проблемным темам программы стажировки.
в) Презентация-анализ стажерских проектов.
г) Организация самостоятельной деятельности стажеров над завершением проектов. Индивидуальное консультирование в удобных для стажеров формах для создания итогового проекта.
Успешно действующая  стажировочная площадка позволит:
- сформировать у педагогов и учеников представление об образовании как о системе разнообразных практик по оценки качества образовательных достижений;
- повысить эффективность работы школы, качество образовательных и воспитательных услуг;
- превратить школу в партнера других организаций образования;
- сделать значимым имидж школы и его влияние  на образовательную среду города и района.
2. Содержательный блок программы
Стажировка модульного курса  включает в себя три относительносамостоятельных модуля и рассчитана на 24 часа.  Программа предусматривает комплекс различных форм обучения: мастер-классы, открытые  занятия, презентации педагогического опыта, организацию групповой, индивидуальной работы. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке модели внутришкольной системы оценки качестваобразования, разработки индивидуального маршрута развитияобучающихся.
2.1. Перечень необходимого оборудования
1. Диагностические анкеты для стажеров
2. Контрольные ведомости стажеров
Компьютерные программы
Вид программы Наименование программы Кем разработанаГде применяется
Операционная система Windows XP Корпорация Майкрософт На всех ПК
Офис MicrosoftOffice 2007 Корпорация Майкрософт На всех ПК
Антивирус Антивирус Касперского 6 Лаборатория Касперского На всех ПК
Система оптического распознавания текстов ABBYY  FineReader 8.0 AdobeSystemsIncorporatedНа ПК администрации школы, на учительских ПК
Электронно-программный комплекс КМ-школа ООО «КМ Образование» На всех ПК
Инструментальная среда для создания программно-педагогических тестов и адаптивного тестирования М-ТЕСТ СибирьСофтНа всех ПК
Графический редактор Photoshop CS AdobeSystemsIncorporatedНа всех ПК
Дополнительное оборудование
№ Наименование средств Количество
1 Модем 4
2 Принтер 3 в 1 27
3 Факс 1
4 Принтер 8
5 Телевизор 3
6 Видеокамера 1
7 Цифровой фотоаппарат 2
8 Интерактивная доска 5
9 Компьютеры в комплекте 45
10 Проектор мультимедиа 19
2.2. Программа стажировки:
Тема 1.   Место оценивания в современном образовательном пространстве. Образовательные результатыосвоения ООП НОО как объект оценивания на содержательной и критериальной основе (8 часов)
Цель изучения модуля - Структурирование, группировка и конкретизация планируемых результатов в соответствии со способами организации их достижения и способов оценки.
Содержание модуля: Управленческие решения для создания условий для достижения результатов ООП НОО. Внесение изменений в учебный план школы в связи с отражением в нем внеаудиторных и аудиторных занятий, урочных и внеурочных форм. Линейное расписание.
Личностные результаты. Социальный опыт как личностный результат. Структура УУД. Предметные результаты освоения ООП НОО, их уровневый характер.
Тема 2. Способы оценки образовательных результатов начального общего образования на уровне учителя-предметника(8 часов)
Цель изучения модуля - ознакомление слушателей с видами оценки: критериальной, уровневой, качественной и количественной, процессуальной и оценкой результата, персонифицированной и неперсонифицированной оценкой, внешней и внутренней оценкой.
Содержание модуля: Сравнение методов оценки: экспертного и объектизированного. Создание модели контрольно-оценочной деятельности на уровне учителя-предметника. Способы оценки результатов: личностных. Смыслообразование как показатель сформированности личностного результата. Оценка метапредметных результатов через использование зачетной системы, проектной деятельности. Инструментарий оценки личностных и метапредметных результатов. Оценка предметных результатов через включение в контрольно – измерительные материалы трехуровневых заданий. Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках.
Тема 3. Контрольно-измерительная деятельность на начальной ступени основного общего образования (8ч)
Цель модуля – ознакомиться с измерительными материалами, методиками  оценки образовательных результатов и формами представления результатов оценивания.
Содержание модуля: Разработка форм представления результатов оценочных действий в разрезе каждого оценочного действия (лист достижений, оценочный лист, экспертный лист, график индивидуального роста и др.)
Функциональные обязанности экспертов, проводящих контрольно-оценочные действия. Разработка требований к их компетенции.
Система стимулирования деятельности педагогических работников к обеспечению достижения образовательных результатов. Разработка критериальной базы.
2.3. Учебный план стажировки:
№ Формулирование понятийной и практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Семинар Стажерская проба Он-лайн занятие
1 Место оценивания в современном образовательном пространстве. Образовательные результаты освоения ООП НОО как объект оценивания на содержательной и критериальной основе (8ч)
Управленческие решения для создания условий для достижения результатов ООП НОО. Внесение изменений в учебный план школы в связи с отражением в нем внеаудиторных и аудиторных занятий, урочных и внеурочных форм. Линейное расписание.
Личностные результаты. Социальный опыт как личностный результат. Структура УУД. Предметные результаты освоения ООП НОО, их уровневый характер. - 4 2 2
2 Способы оценки образовательных результатов начального общего образования на уровне учителя-предметника(8 часов).
Сравнение методов оценки: экспертного и объектизированного. Создание модели контрольно-оценочной деятельности на уровне учителя-предметника. Способы оценки результатов: личностных. Смыслообразование как показатель сформированности личностного результата.
Оценка метапредметных результатов через использование зачетной системы, проектной деятельности. Инструментарий оценки личностных и метапредметных результатов. Оценка предметных результатов через включение в контрольно – измерительные материалы трехуровневых заданий. Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках. 1 4 2 1
3 Контрольно-измерительная деятельность на начальной ступени основного общего образования (8ч)
Содержание модуля: Разработка форм представления результатов оценочных действий в разрезе каждого оценочного действия (лист достижений, оценочный лист, экспертный лист, график индивидуального роста и др.)
Функциональные обязанности экспертов, проводящих контрольно-оценочные действия. Разработка требований к их компетенции.
Система стимулирования деятельности педагогических работников к обеспечению достижения образовательных результатов. Разработка критериальной базы. - 3 4 1
Итого 24ч 1 11 8 4
В результате стажеры получат возможность:
Результат 1. Повысить  информационную компетентность в освоении теории и методики организации оценочной деятельности образовательных результатов на уровне учителя-предметника.
Результат 2. Освоить практические способы проектирования собственной модели оценки качества образовательных результатов.
Результат 3. Ознакомиться с деятельностной технологией,   формами и методами оценочной деятельности.
Результат 4. Повысить компетентность стажера в роли эксперта по оцениванию результативности развития и социализации личности.
Способы оценки результатов:
Оценка эффективности деятельности стажировочной  площадки осуществляется на основе следующих критериев:
полнота выполнения основных мероприятий, заявленных в учебном плане;
удовлетворенность потребителей услуг стажерской площадки (на материале круглого стола и опроса слушателей);
масштаб распространения инновационного опыта на основе стажировок (на основе информации от учебных заведений слушателей по завершении ими данной образовательной программы);
качество программно-учебного обеспечения стажерской практики;
качество ведения отчетной документации по стажировке (дневник стажера, комплексный отчет, учебный план, проекты слушателей).
       Итоговая оценка носит комплексный характер. Для фиксации результатов оценки разработаны оценочные ведомости, а в случае использования устных или письменных опросов  будут составлены проверочные листы с ответами для экзаменатора (оценщика) в целях обеспечения объективности оценки. Для подтверждения освоения данного модуля обучающимся необходимо индивидуально или в составе малой группы 2 – 3 раза доказать, что данная компетенция сформирована. При этом каждый член группы имеет фиксированные обязанности. Для объективности оценки обязанности членов группы перераспределяются при каждом повторении действия. 
ОТЧЕТ О  СТАЖИРОВКЕ
Ф.И.О.стажера___________________________________________________________
Цель стажировки__________________________________________________________
________________________________________________________________________
Место стажировки________________________________________________________________
Срок стажировки_________________________________________________________________
Итоги работы стажера_____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Краткий отзыв ОУ, где осуществлялась стажировка_________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
М.П.                           Консультант стажера______________________________
Практические результаты, рекомендуемые стажером для улучшения учебно-методической и научной работы_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Подпись руководителя ______________________________
«______»________________________20_____г.
  Список использованной литературы
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342с. - (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: - М. Просвещение. 2011. - (Стандарт второго поколения).
Рутковская Е.Л., Иванова А.Ф., Гостева Ю.Н. и др. Оценка метапредметных результатов в 5 классе / Под ред. Г.С. Ковалевой М.: Просвещение, 2012 - 80 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:Просвещение.2010 (2012) гг.
Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной среде: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ Е.В.Чернобай.- М.: Просвещение, 2012. - 56с. - (Работаем по новым стандартам).
Интернет-ресурсы:
Сайт Министерство образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru(нормативно-правовое поле ФГОС ООО).