Конспект урока окружающего мира в 1 классе Традиции и взаимопомощь в семье

КОНСПЕКТ УРОКА
учителя начальных классов Ямалутдиновой Э.Р.
по предмету «Окружающий мир» 1 класс
тема «Традиции. Взаимопомощь членов семьи»
раздел «Человек среди людей»

Цель: закрепить знания учащихся о семье и её функциях; формировать понятие о семейных традициях; убеждать в необходимости взаимопомощи и сотрудничестве между членами семьи.
Пособия и оборудование: мультимедийное оборудование; презентация; конструктор ЛЕГО, в т.ч. с напечатанными на них высказываниями о семье; табличка со словами «семья», «взаимопомощь», «традиция».
Ход урока:
Организационный момент.
- Сегодня мы с вами будем рассуждать о самом дорогом для человека, о семье и её ценностях. Для того, чтобы обратить внимание людей на проблемы семьи, 15 мая отмечается Международный День семьи (слайд №1).

Актуализация знаний по теме «Семья».
Работа с конструктором ЛЕГО «Дом. Семья».
- Семья не может жить без дома, поэтому сегодня на уроке мы будем его строить. Давайте вспомним, что же такое семья, какие её функции? (ответы детей: семья – группа живущих вместе близких родственников)
- Выберите правильное высказывание для постройки основания дома, неверные высказывания складывайте отдельно (приглашаются 6 мальчиков, которые из 12 блоков конструктора ЛЕГО выбирают по 2 блока одного цвета. На каждом блоке написаны противоположные высказывания о семье):
малознакомые люди / родственники;
живут в 1 квартире / у каждого своя квартира;
каждый отдыхает отдельно / все отдыхают вместе;
у каждого свой кошелек / вместе распределяют доходы и расходы;
вместе ведут домашнее хозяйство / у каждого свое хозяйство;
члены семьи любят и уважают друг друга / члены семьи равнодушны друг к другу.
Беседа по вопросам.
После ответов учащихся из 6 блоков по расчерченной схеме 1 ученик выстраивает основание «дома»; другой – обобщает знания по теме «Семья и её функции» при помощи слайда №2.
- Из ваших портфолио я узнала, что многие из вас проживают не только с родителями, но и с бабушками, дедушками и другими родственниками.
- Подсчитайте членов своей семья и поднимите руки те, у кого в семье 2, 3, 4, 5, 6 членов семьи?
- Должны ли дети знать имена и отчества всех членов своей семьи?
- Если дедушка и бабушка живут не с вами – являются ли они членами вашей семьи?
- Самому младшему члену семьи может быть несколько дней от роду, а самому старшему может быть и 100 лет; на классном часе о ВОВ мы узнали, что в нашем классе есть семьи, в которых прадедушки и бабушки видели войну; так кто же будет самый уважаемый и мудрый?
- Главная обязанность семьи: воспитание детей и уход за больными и старыми.

Новая тема «Традиции. Взаимопомощь в семье».
Обсуждение фрагмента мультфильма «Нехочуха».
- А теперь посмотрите, как относится мальчик к своей бабушке из мультфильма «Нехочуха». После просмотра ответьте на вопрос: что вам не понравилось в данном сюжете?

Работа с учебником / электронным учебником с.116.
- Теперь давай те посмотрим, как обстоят дела в семье Ивановых. Расскажи, кто кому помогает?
- Понравились ли вам дети в этой семье? Можно сказать об этой семье, что они друг другу помогают?
- В данном случае можно говорить о взаимной помощи. Из каких слов состоит это слово? (на доске лист со словом «взаимопомощь»)

Высказывания детей и работа с конструктором ЛЕГО «Как я помогаю семье».
- А как вы помогаете своей семье? Давайте построим стены у нашего дома, используя помощь каждого (учитель показывает образец для работы; ученики выходят к доске по рядам, говорят по 1 предложению о том, чем и как они помогают родителям и прикрепляют свой кирпичик к дому от конструктора ЛЕГО).
- Когда вы помогаете членам своей семьи, говорите ли вы о том, что мыть посуду или полы пылесосить – это работа для мальчиков или только для девочек? (в семье все делается сообща, в меру своих сил и возможностей).
Все зависит от традиций, установленных в семье.

Беседа и рассказ учителя.
- Понять, что же такое «традиции», мы сможем, если вспомним национальные праздники. Во многих семьях большое значение придается национальным традициям: посещение мечети и церкви, исполнение обрядов, празднование религиозных праздников (слайд №3). В нашем классе учатся татары, русские, ребята, смешанных национальностей. Расскажите, какие национальные праздники отмечаются в вашей семье? (Курбан байрам, Навруз, Сабан туй, Масленица, Рождество Христово и др.) Национальные традиции передаются из поколения в поколение, от бабушек и дедушек нашим мамам и папам, а потом – нам и нашим детям.
- Что должно быть самым главным среди людей разных национальностей, чтобы не было войны? (Быть терпимым по отношению к другим религиям, в этом случае все будут жить в мире и согласии).
Рассказ учителя по итогам анкетирования родителей.
- Для сегодняшнего урока я провела опрос среди родителей: какие традиции прижились в ваших семьях. И сегодня родители помогут нам разобраться, что же такое современные семейные традиции (слайд №4). Послушайте, что они отвечали:
отмечено многими родителями: ведение семейного альбома; совместный трудовой десант; отмечать вместе День возникновения семьи; дарить подарки, сделанные своими руками;
совместный выбор подарков;
читать с папой сказку на ночь;
существование в семье талисманов;
поездка в выходные на детские мероприятия, на прогулку за город или в деревню проведать бабушку;
сажать и копать картошку;
печь куличи на Пасху.
- Посмотрите на слайд и попробуйте ответить на вопрос: для чего старшее поколение передает традиции младшему поколению? Для чего нужны традиции? (традиции объединяют людей, показывают всем членам семьи, что она для вас самая важная, что вы все одна команда, дает приятные ощущения). Можно ли сказать, что старшее поколение помогает нам научиться жить сообща, уважать свою семью?

Итог урока.
- У слова «семья» есть еще одно значение: объединение людей, сплочённых общими интересами.
- Можно ли назвать наш класс – семьей?
- Нужно ли говорить о взаимопомощи в нашем классе? Никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге
- Можно ли придумать традицию для нашего класса? Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно.





15