Буклет Поощрение и наказание ребёнка в семье


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Тест ”Какой вы родитель?” Государственное образовательное учре- ждение Тульской области Тульская спе- циальная коррекционная общеобразова- тельная школа - интернат для обучающих- ся, воспитанников с ограниченными воз- можностями здоровья Поощрение и наказание детей в семье Государственное образовательное учреждение Тульской области Тульская специальная коррекцион- ная общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспи- танников с ограниченными возмож- ностями здоровья Психолог ЦДО Чернова Ирина Владимировна +7 (930) 899 - 90 - 89 Skype : iberiis Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми. Бал- лы Сколько раз тебе повторять? 2 Посоветуй мне, пожалуйста. 0 Не зная, что бы я без тебя делала. 1 И в кого ты только такой уродился?! 2 Какие у тебя замечательные друзья! 1 Ну, на кого ты похож(а)? 2 Я в твое время! 2 Ты моя опора и помощник(ца)! 1 Ну, что за друзья у тебя? 2 О чем ты только думаешь? 2 Какая ты у меня умница! 1 А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1 У всех дети как дети, а ты … 0 Какой ты у меня сообразительный! 1 Подсчитайте общее количество баллов. 5 - 6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отноше- ния способствуют становлению личности. 7 - 8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках пере- нести вину за недостатки его развития на са- мого ребенка. 9 - 10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Родители должны знать, как воспиты- вать, знать методы, приемы и средства воспитания, уметь практически ими пользоваться. Поощрение и наказание – методы вос- питания, но это не основные методы, а вспомогательные. Упражнять ребенка в правильном по- ведении надо с самого раннего возрас- та. Воспитывать – значит обязательно предъявлять требования. Без требова- ний нет воспитания. “ Но что делать, если дети не выпол- няют требований? ” - такой вопрос часто задают родители. Предъявляй- те требова- ния с самого раннего воз- раста, посто- янно увели- чивайте круг требований, усложняйте обязанности ребенка, осуществляйте контроль, ни- когда не ослабляя его. Когда ребенку нужна помощь – оказывайте ее. До- бившись послушания, важно устано- вить правильное взаимоотношение с детьми. Правила поощрения и наказания НАКАЗАНИЕ  Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.  Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.  За один проступок – одно наказание.  Недопустимо запоздалое наказание.  Ребенок не должен панически бояться расправы.  Не унижайте ребенка.  Если ребенок наказан, значит, он уже прощен.  Нельзя наказывать едой; сильно бить; об- зывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множе- ство раз, « усиливая » их весомость кри- ком.  Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь.  Не стоит наказывать ребенка трудотера- пией - после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать: - когда он болеет; - перед сном и сразу после сна; - во время еды; - во время работы и игры; - непосредственно после ду- шевной или физической трав- мы; - когда ребенок искренне старается что - то сделать, но у него не получается; - когда сам воспитатель находится в плохом настроении. ПООЩРЕНИЕ Поощрение - это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как « полезным », так и « вредным ». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил:  Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево.  Ребенок оценит искреннюю похва- лу, и в следующий раз будет ис- кренне рад сделать вам приятное.  Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его лич- ность.  Не хвалите ребенка за естественные вещи.  Не выражайте свое одобрение в фи- нансовом эквиваленте.  В семьях, где несколько детей, роди- тели должны следить, чтобы поощ- рение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или оби- ды.  Однозначно исключите метод поощ- рения – конфеткой и шоколадкой.  Поощрение должно следовать за хо- рошим поступком, а не обещаться заранее: « Сделай это, тогда полу- чишь вот это … ». Наказание “ это причинение вреда причиня­ющему вред. Похвала “ педагогический домкрат. В. Кротов