Родительское собрание Поощрение и наказание ребенка в семье

Ставропольский край
Новоалександровский район
поселок Темижбекский
МОУ СОШ № 4


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



















Родительское собрание

Учитель 1 категории. Черницына Ольга Александровна.

Раздел: классное руководство.

Тема: «Поощрение и наказание детей в семье.»

Цели:
1) показать родителям, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям;
2) довести до сведения родителей, каким образом поощрять и наказывать ребенка, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Задачи собрания:
Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.
 Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей.

Форма проведения:
Круглый стол (обмен мнениями.)

Участники:
1) Директор школы
2) социальный педагог
3) психолог;
4) классный руководитель;
5) родители учащихся 5 класса.

Вопросы для обсуждения:
Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
Значение наказания и поощрения детей в семье.

Подготовительная работа к собранию.
Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме собрания.
Оформление презентации.
Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.
оформление памятки для родителей.
Анализ анкет.

Ход собрания.
Вступительное слово классного руководителя.
Тема нашего сегодняшнего собрания «Поощрение и наказание детей в семье.» В.Г.Кротов говорил: «Наказание – это причинение вреда причиняющему вред. Похвала – педагогический домкрат.» Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. Я сейчас зачитаю выдержки из сочинений наших детей и давайте посмотрим, каково же их мнение по данной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит. Важный показатель этих сочинений – что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают. (см.приложение.)
Мне как классному руководителю хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются наказанием и поощрением, уровень тревожности ребенка гораздо выше, а результаты учебной деятельности ниже. Значит, какой мы можем сделать вывод: «Принуждение, как метод воспитания не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребенка, хотя мы им охотно пользуемся.»



Сегодня на нашем родительском собрании присутствует психолог школы, Исакова Н.И. и социальный педагог Селеменева Ж.Н. которые являются внештатными инспекторами по охране прав детства.
Я бы хотела предоставить им слово.



Анализ анкет учащихся, Исакова Н.И. Мнение родителей. (см.приложение.)



Анализ анкет родителей, Селеменева Ж.Н. Мнение родителей. (см.приложение.)
Уважаемые родители, ознакомившись с результатами анкет в месте с психологом и соц.педагогом мы сделали вывод, что основной метод воспитания в ваших семьях - авторитарность.
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т.д. вы считаете, что ваше дело приказывать, а участь ребенка повиноваться. Хочу заметить, свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. Проявляя свою родительскую власть, вы проявляете слабость. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свое мнение, свои указания. Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред, сказываются на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой. Все это приводит к тому, что ребенок перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторониться общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так. А в отношения детей и родителей приходит отчужденность.


Я бы хотела представить вашему вниманию несколько ситуаций и услышать, как поступили бы вы в том или ином случае, прошу вас разделиться на группы.
(Педагогические ситуации к собранию. Родители работают по группам и высказывают свое мнение по каждой ситуации. Рекомендации психолого-педагогической службы.) (см.приложение.)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Учитель: В конце нашего собрания я бы хотела подарить вам памятки. (см.приложение.)

Итог собрания.
Главный метод воспитание – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Рекомендации.
Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их вопросам и по рекомендации психологической службы школы.















Приложение.
Педагогические ситуации к собранию. (см.приложение.)
Ситуация № 1
Одна мама рассказывает другой «Мой (Моя) кроме своих дружков ничего не знает. Мы его просим с ними не общаться, так он сразу меняется: перестает с нами говорить, если начинаем ему внушать что-то – закрывается в комнате, музыку включит, и никакого контакта»
Ситуация № 2
Родители постоянно ставили мальчика (девочку) за все провинности в угол. а однажды, будучи еще только в четвертом классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду.»
Ситуация № 3
В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче, делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
Анкета для родителей:
можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
что может послужить в вашей семье поводом для наказаний?
как реагирует ваш ребенок на наказания?
всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
как вы ведете себя по отношению к ребенку после того как наказали его?
какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье считаете наказанием?
принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребенка или каждый из родителей это делает в одиночку?
как долго помнит ваш ребенок наказание?
какие меры наказания в вашей семье исключены?
Анкета для учащихся:
воспитывают ли вас без наказаний?
что может послужить в вашей семье поводом для наказаний?
как вы реагируете на наказания?
всегда ли наказание эффективно воздействует на ваше поведение?
как ведут себя родители по отношению к вам после того как вас наказали?
какие меры воздействия на вас в вашей семье считаете наказанием?
принимают ли ваши родители совместное решение по поводу вашего наказания или наказывают вас по отдельности?
как долго вы помнит ваше наказание?
какие меры наказания в вашей семье исключены?
Мнение учащихся о поощрениях:
Меня хвалят, если_____________________________________ Мне дарят подарки, если_______________________________
Мне дарят деньги, если________________________________
Мне разрешают то, что я хочу, если______________________







Слайды для презентации.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERG
·EFORMAT 1415


«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети плачут. »

«Если бы я был волшебником, я бы сделал все дома без углов. Детей часто ставят в угол. Почему только детей наказывают, ведь взрослые тоже не всегда ведут себя хорошо.»

«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо когда не разговаривают. »





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Мнение учащихся о поощрениях:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Литература по подготовке к собранию.
Родительские собрания. Средняя и старшая школа. 5-11 классы. + новые собрания. М.: «ВАСКО», 2005, 256с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
Астахов А.И. «О школе, о земле, о хлебе» М., 1984.
Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. Минск, 2005.
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
Управление воспитательной системой школы, проблемы и решения/ Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селевановой, Е.И.Соколовой, 2007.
Овчинникова И.Г. Отцовство. М., 1981.




Форма проведения:
круглый стол.
Цели:
1) показать родителям, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям;
2) довести до сведения родителей, каким образом поощрять и наказывать ребенка, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Задачи собрания:
Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.
 Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей.
Вопросы для обсуждения:
виды наказания и поощрения в семейном воспитании.
значение наказания и поощрения детей в семье

«Наказание – это причинение вреда причиняющему вред. Похвала – педагогический домкрат.» В.Г.Кротов

Родительское собрание. Тема: «Поощрение и наказание детей в семье»

Черницына Ольга Александровна.
Учитель истории и обществознания
1 категории.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Анализ анкеты учащихся

1.Воспитывают ли вас без наказаний?
5чел. – да, 12чел. – нет.
2.Что может послужить в вашей семье поводом для наказаний?
11чел. - плохая учеба, 5чел. - долгие прогулки, 1чел.-непослушание.
3.Как вы реагируете на наказания?
7чел. – спокойно, 5чел. – плохо, плачу, психую, 2чел. – положительно, 2чел. – никак, 1чел. - ухожу из дома.
4.Всегда ли наказание эффективно воздействует на ваше поведение?
12чел. – да, 4чел. – не всегда, 1чел. – никак не действует.
5.Как ведут себя родители по отношению к вам после того как вас
наказали? 6чел. – хорошо, 4чел. – также как и до наказания, 3чел. – не знаю, 2чел. – ласково, 2чел. – не разговаривают.
6.какие меры воздействия на вас в вашей семье считаете наказанием?
7чел. – ругают, 5чел. – не пускают гулять, 2чел. – не разговаривают, 2чел. – заставляют работать, 1чел. – не разрешают смотреть телевизор.
7.Принимают ли ваши родители совместное решение по поводу вашего наказания или наказывают вас по отдельности? 15чел. – по отдельности, 2чел. – совместно.
8. Как долго вы помнит ваше наказание?
14чел. – долго (от 1-го дня до недели), 3чел. – не долго
9.Какие меры наказания в вашей семье исключены?
16чел. – насилие, 1чел. - виселица.


Меня хвалят.
За все – 6чел., за учебу – 7чел., за уборку по дому – 4чел.
Мне дарят подарки
На день рождения, новый год – 12чел., тогда когда я попрошу -3чел.,
всегда – 2чел.
Мне дарят деньги
На день рождения, новый год – 12чел., тогда когда я попрошу -
3чел., всегда – 2чел.
Мне разрешают то, что я хочу
Мне всегда все разрешают – 4чел., за хорошие оценки (выполненные
уроки)– 6чел., когда уберусь в доме – 3чел., мне все равно -1чел.,
если я сделаю все, что потребуют родители.


Анализ анкеты родителей


1.Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
Да – 5чел., нет -11чел., наказывать можно, даже нужно – 1 чел
2.Что может послужить в вашей семье поводом для наказаний?
Опоздание с прогулки – 6чел., учеба – 8чел., не послушание – 3чел., все, что угодно – 1чел.
3.Как реагирует ваш ребенок на наказания?
По разному – 6чел., спокойно – 5 чел., переживает – 2чел., молчит – 2 чел., возмущается –
1чел., обижается – 1чел.
4.Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
Да – 10чел., иногда – 5чел., никак не действует – 1чел.
5.Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того как наказали его?
Жалко – 9чел., выдерживаю паузу – 3чел., не разговариваю – 2чел., строго – 1чел., также как и до наказания – 2чел.
6.Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье считаете наказанием?
Запрет на что-либо – 8чел., ругаем – 9чел.
7.Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребенка или каждый из родителей это делает в одиночку?
В одиночку – 5чел., совместно – 3чел., в зависимости от ситуации – 9чел.
8.Как долго помнит ваш ребенок наказание?
Долго – 6 чел., не долго – 4чел., по разному – 7чел.
9.Какие меры наказания в вашей семье исключены?
Насилие – 16чел., любой вид наказания приемлем – 1чел.


ПАМЯТКА
«Как поощрять ребенка в семье.»

1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
3. Словесно выражайте одобрение пусть даже самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
5. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т.д.
6. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему.
7. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи и при этом учите его, их принимать, не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к нравственным проблема
8. Для поощрения своего ребенка используйте моральные поощрения, придуманные вами, которые в последствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружеские шаржи.
9. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, научите своего ребенка распоряжаться ими разумно.
10. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходовать без анализа самим ребенком и вами.
11. Учите своего ребенка принимать и ценить поощрение родителей.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!