Возможности дополнительного образования для обеспечения и реализации потребностей современного ребенка в личностном развитии (из опыта работы)


Т.В. Кириченко,
педагог-психолог
МАУ ДО «Федоровский центр дополнительного образования»,
п.Федоровский, Сургутский район, ХМАО-Югра
Возможности дополнительного образования для обеспечения и реализации потребностей современного ребенка в личностном развитии
(из опыта работы)
«Нет в мире ничего сложнее
и богаче человеческой личности.
Её всестороннее развитие,
нравственное совершенство –
цель воспитания».
В.А. Сухомлинский
Учреждения дополнительного образования детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их воспитания, обучения и развития.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей, интересов, профессионального самоопределения и социальной адаптации детей и молодежи.
Главные задачи дополнительного образования – развитие творческих способностей детей, начальных профессиональных умений и навыков, профориентация и социально-профессиональная адаптация - пересекаются, дополняя друг друга, ведут к общей цели – обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.
Дополнительное образование несет дополняющую функцию в обучающей, развивающей, коррекционной и адаптированной деятельности образовательных учреждений.
МАУ ДО «Федоровский центр дополнительного образования» - это многопрофильное учреждение, в котором получили развитие научно-техническое, социально-педагогическое, художественно-эстетическое направления и направление сферы обслуживания дополнительного образования детей.
Федоровский центр дополнительного образования современное образовательное учреждение со своими традициями. Здесь уважают личность ребенка, с ним занимаются не только теоретической, но и практической деятельностью (проведение опытов, исследований, проектов, акций, профессиональных проб и т. д.).
Наше учреждение дополнительного образования представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля из предлагаемых 45 программ, с различным временем их освоения. А педагоги дополнительного образования включают обучающихся в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
Опыт работы подсказал нам, что использование перспективных образовательных технологий даёт высокий результат в обучении детей, поэтому педагоги МАУ ДО «ФЦДО» активно апробируют передовые педагогические технологии и методики, такие как:
1. Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую. Преобразующая деятельность обучающихся может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера.
2. Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.
3. Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объёмов информации, мы применяем компьютеризованные средства обучения.
4. Здоровьесберегающие технологии, направлены на сохранение физического, психического, нравственного и духовного здоровья.
5. Игровые технологии, способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров.
Формы работы с обучающимися, применяемые нашими педагогами дополнительного образования: профессиональные декады, проектно-исследовательская деятельность, олимпиады, конкурсы, экскурсии, создание портфолио обучающихся, индивидуальная образовательная траектория обучения, каникулярные мероприятия, сотрудничество с ВУЗами, социальное партнерство.
Выступая как субъект единого образовательного пространства в нашем поселении, центр наш работает по следующим направлениям:
1.С общеобразовательными организациями городского поселения Федоровский:
-осуществление интеграции общего и дополнительного образования детей на уровне территориального образования на основе принципов согласованности, комплексности, долгосрочности, разноуровневости;
-введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
-предпрофильная подготовка и профильное обучение;
-работа с одаренными детьми (выявление, развитие, поддержка);
-профориентационнаяработа: организация экскурсий профориентационного характера, проведение профориентационнных месячников по школам, психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения;
-реализация проектов в рамках социального партнерства.
2. Работа с детьми с ОВЗ. В нашем центре создана адаптированная среда для детей с ОВЗ, детей-инвалидов с целью раскрытия творческого потенциала ребенка через предметно-практическую деятельность в рамках занятий в объединениях («Кукольный театр», «Техническое конструирование и моделирование», «Создаем картину», «Приглашение к творчеству», «Мир в тарелке»), профессиональную ориентацию выпускников («Пользователь ПК», «Повар», «Портной», «Деревообработка»).
3.С образовательными учреждениями (ДДОУ) - мероприятия ранней профориентации.
4.С ОГИБДД России по Сургутскому району - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Но все же, профориентация является одним из основных направлений работы центра. В плане профориентационной работы задача педагогов дополнительного образования готовить школьников к самостоятельному выбору профессии, но не прогнозируя какие-то особо перспективные пути развития ребенка, а способствуя сначала всестороннему развитию, затем дифференциации и углублению интересов и склонностей.
Одно из направлений системы профориентационной работы педагога дополнительного образования – социально – профессиональная адаптация воспитанников, которое строится в соответствии с изучаемой специальностью, содержанием деятельности объединений и нацелена главным образом на реализацию каждого ребенка проявить себя, свои способности. Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных клубов, секций, кружков, они могут проявить инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе и учитывать интересы других. Школьное образование, ограниченное рамками классно-урочной системы, не позволяет приблизиться к полноценному решению обозначенных задач.
Промежуточный результат такой работы - зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием сюжетно-ролевых игр, экскурсий, конкурсов, учебных предметов, занятий в объединениях по направлениям: художественно-эстетическое, научно-техническое, социально-педагогическое - и группах по профессиональной подготовке.
Данная задача решается через организацию профессиональной ориентации и воспитательной работы по типам профессий через систему внеклассных занятий в объединениях.
Выбор правильного пути в жизни непосредственно связан с ранней профориентацией школьника, умелым использованием его потенциальных способностей.
В заключении хотелось бы отметить, что дополнительное образование – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде. И нашей целью работы является создание условий для поддержки и развития детей.
Литература:
1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. С. 122
2. Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей / А.К Бруднов //Воспитание школьников. - 2012. - №5. С. 105
3. Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей / А.К Бруднов //Воспитание школьников. - 2012. - №5. С. 108
4. Буйлова Л.Н. Обновление содержания дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Е.А. Филиппова //Актуальные проблемы развития художественно-прикладного творчества в учреждении дополнительного образования детей: метод. сб. - М., 2009. С. 223
5. Голованов В.П. Методика технология работы педагога дополнительного образования.-М.: Владос, 204.
6. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. — М., Владос, 2008. – С. 112.
7. Закон 273-ФЗ «Об образовании», ст.75. Дополнительное образование детей и взрослых.
8. Концепция развития дополнительного образования в РФ до 2020 года.
9. Корнева Н. Модель образовательной деятельности учреждения дополнительного образования инновационного типа / Н. Корнева, И. Буева // Внешкольник. - 2011. - №11. - С.12
10. Корнева Н. Модель образовательной деятельности учреждения дополнительного образования инновационного типа / Н. Корнева, И. Буева // Внешкольник. - 2011. - №11. - С.15
11. Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. /.А.И. Щетинская – Оренбург: ОЦДЮТ, 2007. С. 211
12. Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. /.А.И. Щетинская – Оренбург: ОЦДЮТ, 2007. С.118