Разработка родительского собрания на тему Роль самооценки в личностном развитии ребенка



Разработка родительского собрания


«Роль самооценки в формировании личности ребенка»

(09.12.16.)









Подготовила:
Дуб О. В.

Классный руководитель
7в класса











2016-2017 учебный год



Дорогие мои родители! Я рада вас видеть в нашей уютной классной комнате. Сегодня мы поговорим о том, какова же «Роль самооценки в формировании личности ребенка на данном возрастном этапе». Нам предстоит :
Обсудить свои реальные возможности, которые будут способствовать формированию личности, умеющей жить достойно во благо себе и окружающим его людям.
Поговорить о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в 7 классе.
Выявить последствия заниженной и завышенной самооценки.
Сегодня мы собрались за круглым столом. Это неспроста.
Круг – это символ. Символ солнца, а значит тепла, света и жизни.
Круг – это символ единства, сплоченности, взаимовыручки.
Круг – это общество людей, среди которых мы живем.
Круг – это символ дружбы и того, что только сообща, все мы можем выстоять.
Круг – это наша планета Земля.
Все важные, волнующие людей вопросы принято решать за «круглым столом».

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубоких психологических и воспитательных знаний мы не добьемся желаемого результата.

Наши дети 7-классники находятся на таком возрастном этапе, когда ему необходимо самоопределиться и иметь собственную самооценку.

В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют послушания, учат подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают от трудностей. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим и ценен.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.

В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в себе. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
В подростковом возрасте, в таком, как наши дети, все несколько усложняется: появляется потребность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, утвердиться в обществе. В результате именно под влиянием оценки окружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.
(анализ Д.З.)
4. Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка.
На прошлом собрании я вас просила вместе с ребенком попытаться определить его самооценку. Если вы помните, я предложила нарисовать лестницу с несколькими ступеньками и определить место, на котором находится ваш ребенок.
На верхней ступени находятся самые удачливые люди. Они красивы, талантливы, уверены в себе, у них все получается хорошо, быстро. Их любят окружающие, ими восхищаются, на них равняются.
На самой нижней ступени – неудачники. Они неуверенны в себе, не обладают определенным талантом. Их сторонятся окружающие.
Все остальные находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже.

(выступление родителей)
- Чувство неполноценности может проявиться непредсказуемым образом. Например, это снижает эффективность учебы. Не вызывает сомнения тот факт, что оценки и качество работы зависят от того, уверенно или неуверенно чувствует ребенок себя. Если он все время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает сил и энергии для разрешения встающих перед ним задач.
Низкая самооценка влияет на выбор друзей. Это зачастую люди, критикующие, осуждающие. Почему? Потому что человек с низкой самооценкой видит себя именно таким: ни на что не способным. Не ставят перед собой труднодостижимых целей, критичен к себе.
Самым страшным последствием низкой самооценки является пристрастие к наркотикам. Подросток утверждается в собственной значимости и у него появляются ложные друзья.

(выступление родителей)
- На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей. Подростки с завышенной самооценкой часто игнорируют неудачи ради сохранения привычно высокой самооценки. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится эмоциональным, чаще всего неадекватным. В результате справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как заниженная. Неудача – происки врагов или сложившиеся обстоятельства. Он не признает своих ошибок, что негативно сказывается на дальнейших взаимоотношениях с окружающими людьми.

(выступление родителей)
- Понаблюдайте за ребенком. Если поведение меняется со сложившейся ситуацией, самооценка высокая при удаче и низкая при неудаче, то есть перспектива развития позитивной самооценки.

Дорогие родители, вы со мной согласитесь, что каким бы ни был ребенок, он для нас самый лучший. Он ассоциируется с ясным солнышком.

Работа с солнышками На основе услышанного попробуйте выявить те аспекты вашего к ним отношения, которые помогут сформировать позитивную самооценку вашего ребенка.

Американский ученый Дэвид Льюис изучал психологический климат семей, в которых росли дети с позитивной самооценкой. Он заметил, что при всем разнообразии этих семей есть многое, что их объединяет. Он выявил ряд специфических особенностей поведения родителей, которое способствует формирования позитивной самооценки.

Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка.
Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
Я предоставил ребенку комнату (или часть) в качестве его личного пространства.
Я показываю, что он любим таким, какой есть, а не за его достижения.
Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей.
Я внимательно отношусь к его индивидуальным потребностям.
Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ним наедине.
Я поощряю участие ребенка в планировании семейных дел и путешествий.
Я учу ребенка общаться свободно с людьми любого возраста.
Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
Я поощряю в ребенке независимость.

(выступление родителей)
Вывод.

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубоких психологических и воспитательных знаний мы не добьемся желаемого результата.

Ваш ребенок взрослеет, вместе с физическим взрослением наступает его умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал. От того насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень социального взросления.
Беседуйте с ребенком, говорите с ним о ближайших планах. Рассказывайте ему о своих победах и неудачах.
Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте желание доказать себе и другим возможность достичь большего.
Будьте сами примером ребенку.
15