Изучение влияния суточного хронотипа на объем кратковременной памяти (презентация)


Исследовательская работа на тему:«Изучение влияния суточного хронотипа на объем кратковременной памяти».Выполнил: ученик 11 классаМБОУ СОШ № 5 пгт. Сафоново-1 Маслов Максим. Научный руководитель: учитель биологии МБОУ СОШ № 5 пгт. Сафоново Величутин Д.А. Актуальность исследования В последние годы специалисты в области среднего образования разрабатывают новые учебные технологии, не задаваясь вопросами о влиянии нагрузок и перегрузок на организм школьников. К тому же не учитываются индивидуальные особенности организма, а исследование висцеральных признаков суточного хронотипа у школьников в различные периоды учебного года полностью не изучены. Поэтому, составляя режим труда и отдыха, а также расписание уроков и начало учебного дня администрация учебных заведений вообще не уделяет внимание этим вопросам, тем самым не обеспечивая для школьников оптимальных условий обучения, а значит и сохранения их здоровья. Цель работы: определить индивидуальные висцеральные признаки суточного хронотипа учащихся и изучить состояние эффективности работы и объёма кратковременной памяти старшеклассников в зависимости от них в условиях  МБОУ СОШ № 5 пгт. Сафоново-1.Задачи:изучить теоретические аспекты рассматриваемого вопроса;определить суточный хронотип респондентов;выявить объем кратковременной памяти учащихся старших классов в начале и в конце учебного дня в зависимости от их индивидуального хронотипа;дать оценку полученным результатам и сформировать рекомендации по составлению режима дня и улучшению памяти для старшеклассников с разными хронотипами. Объект исследования: учащиеся старших классов средней школы № 5 пгт. Сафоново- 1.Предмет исследования: оценка объёма кратковременной памяти старшеклассников по их индивидуальному суточному хронотипу. Гипотеза: учащиеся «жаворонки» будут иметь более высокие показатели объёма внимания в утренние часы, « голуби» - в середине рабочего дня, а учащиеся «совы» - в конце рабочего дня. Методы  исследования: Наблюдение за учащимися старших классов средней школы № 5 пгт. Сафоново-1Сравнительный метод полученной информации.Статистический и математический метод обработки полученных данных в ходе опроса. Понятие хронотипа и его виды Хронотип человека- типичный для данного человека характер   суточной активности. Виды хронотипов: Жаворонки. Самостоятельно и легко пробуждаются рано утром, активны в первой половине дня, после полудня наступает спад. Рано ложатся спать. Совы. Самостоятельно пробуждаются поздно, не ранее чем за 2-3 часа до полудня, пики активности приходятся на вечернее-ночное время, ложатся спать поздно, нередко после  полуночи. Голуби. Промежуточный тип, самостоятельное пробуждение утром, несколько позже «жаворонков», активность в течение дня постоянная, без заметных пиков и спадов, ложатся спать за час-полтора до полуночи. Ход работы.Анкетирование учеников 10 и 11 классов школы №5 пгт. Сафоново-1.Обработка результатов: подсчёт данных, сведение результатов в таблицы, построение диаграмм.Выявление количества людей каждого хронотипа и составление рекомендаций для каждой группы. Материалы и методы. Исследования объема кратковременной памяти проводились в 2 этапа в течении одного дня:на первом уроке (в 8:30);на шестом уроке (в 13:25).Тест Г. ХольдебрантаУ здоровых испытуемых в условиях основного обмена (то есть в утренние часы до завтрака при температурном и психическом комфорте в положении сидя) определяли за одну минуту частоту сердечных сокращений ( ЧСС) и частоту дыхания (ЧД).Частоту сердечных сокращений определяли методом измерения пульса за 1 минуту.Частоту дыхания определяли следующим образом: испытуемого в положении сидя брали за руку (как для исследования пульса), но наблюдали за сокращениями грудной клетки и считали дыхательные движения в течении 1 минуты. Затем показатель ЧСС делили на показатель ЧД с точностью до 0,1 секунды. Оценку результата проводят следующим образом: если полученный параметр соответствует 4,0 – 5,0, то испытуемый относится к «голубям»; если он превышает 5,0 – к «жаворонкам», если он меньше 4,0 – к «совам». Материалы и методы. Упражнение по Ф. Лёзеру «Тренировка запоминания логически не связанного текста. 1. Испытуемые должны за 20 секунд запомнить предложенные слова: глина, масло, бумага, сладости, логика, слон, глагол, прорыв, свеча, вишня. 2. Школьникам в течении 20 секунд демонстрируется следующая таблица с 12 двузначными числами,  которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке. Эффективность запоминания вычисляется по формуле: число правильно воспроизведённых слов делим на 10 и умножаем на 100, получаем процент эффективного запоминания.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}139147396583195123947187 Результаты исследования Выявление висцеральных признаков суточного хронотипа старшеклассников Результаты определения кратковременной памяти у группы «Совы»словацифры{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}№ уч-сяКол-во цифр (1 урок)Оценка результатовКол-во цифр(6 урок)Оценка результатовУлучшение результатов1650% 867%+2542 %975%+3758%758%без изменений4325 %542%+5542 %650%+6650% 758%+{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}№ уч-сяКол-во слов (1 урок)Оценка результатовКол-во слов(6 урок)Оценка результатовУлучшение результатов1330%660%+2550%880%+3440%770%+4440%880%+5550%880%+6660%660%без изменения Результаты определения кратковременной памяти у группы «Жаворонки»словацифры{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}№ уч-сяКол-во цифр(1 урок)Оценка результатовКол-во цифр(6 урок)Оценка результатовУлучшение результатов11083%867%-2975%758%-3975%650%-4867%758%-51083%867%-6758%542%-{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}№ уч-сяКол-во слов (1 урок)Оценка результатовКол-во слов(6 урок)Оценка результатовУлучшение результатов1880%660%-2990%770%-3880%770%-410100%990%-5880%770%-6990%660%- Результаты определения кратковременной памяти у группы «Голуби»словацифры{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}№ уч-сяКол-во цифр(1 урок)Оценка результатовКол-во цифр(6 урок)Оценка результатовУлучшение результатов1867%1083%+2975%1083%+3758%867%+4758%867%+5975%975%без измен.6867%867%без измен.{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}№ уч-сяКол-во слов (1 урок)Оценка результатовКол-во слов(6 урок)Оценка результатовУлучшение результатов1660%660%без измен.2550%10100%+3550%550%без измен.4770%990%+5550%880%+6660%660%без измен. Выводы. Большинство из обследуемых учащихся в возрасте 16 – 17 лет обладают суточным хронотипом «Сова» и «Голубь». Была выявлена разность объема кратковременной памяти, в зависимости от времени суток, у испытуемых принадлежащих к различным суточным хронотипам. Объем кратковременной памяти у сов и голубей увеличивается во второй половине дня, а у жаворонков наоборот- в утренние часы. Рекомендации.Если учащийся является жаворонком, необходимо, чтобы учеба приходилась на первую половину дня, либо не позднее 18 часов. Для лучшего пробуждения совам рекомендована утренняя зарядка и учебная деятельность во вторую смену.Голуби легко приспосабливаются к любому режиму труда, то есть бодры в любое время суток. Они считаются идеальными для школьного режима. Такие дети могут с легкостью настроить себя и заснуть в необходимое время, поэтому им не требуется разработка особого режима школьного дня.Если в одном классе одновременно будут обучаться учащиеся с различными биоритмологическим хронотипом то эффективность усвоения материала ими будет дисинхронной. А значит было бы целесообразно в плане лучшего усвоения материала и сохранения здоровья учащихся формировать учебные классы по индивидуальному суточному хронотипу. Спасибо за внимание !!!