Конспект урока по русскому языку Родительный падеж имени существительного


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеРостовской области «Волгодонский педагогический колледж»(ГБПОУ РО «ВПК»)
Конспект пробного урокапо русскому языку,проведенного в 3 «в» классе.Ершовой Ларисой АлександровнойМесто проведения: МБОУ СШ №22Дата проведения: 15.02.2017г.
Руководитель-консультант:Мищенко Татьяна Николаевна__________________________________Руководитель-наставникБурунина Марина Александровна__________________________________Заведующая педагогической практикой:Мастеренкова Инна Ивановна__________________________________Оценка:___________________________
Волгодонск2017г
Предмет: Русский языкКласс: 3ВТема: Родительный падеж имен существительныхТип урока: Урок-путешествиеЦели:
Познакомить  учащихся  с  родительном  падежом имен существительных, показать его особенности;
Закрепить знания об именительном падеже
Задачи:
формировать навыки обучающихся о родительном падеже;
уметь определять имена существительные в родительном падеже;
развивать у обучающихся орфографическую зоркость, связную речь, творческое воображение и логическое мышление;
обогащать словарный запас обучающихся;
прививать интерес к русскому языку на основе разнообразных форм упражнений;
Методы:
Словесные: беседа, объяснение, рассказ
наглядные: демонстрация, наглядные пособия
практические: упражнения
Формировать УУД:
Личностные УУД:формирование учебной мотивации, адекватной самооценки;умение делать выбор;формирование готовности открыто выражать свою позицию
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям;
формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
Предметные: закрепление навыка определения именительного и родительного падежей имён существительных;  выведение алгоритма действий.
Метапредметные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме
Межпредметные связи: Литературное чтение
Оборудование:
у учителя:
Русский язык: 3 класс, 2 часть, М.И. Моро. Школа России. «Просвещение» 2014, Презентация к уроку
у учащихся: учебник, тетради, карточки с заданиями
Организация пространства: Фронтальная работа, самостоятельная работа
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
1.Организационный момент Здравствуйте ребята, меня зовут Лариса Александровна и сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. Запишите число, классная работа в свои тетради. Приветствуют учителя.
Записывают число, классная работа в тетради. Регулятивные УУД: Формирование способности к организации свой деятельности
2.Актуализация знаний Ребята, по пути к вам на урок, я нашла вот эту карту. Пока вы записывали число, я изучила эту карту. На ней желтым цветом обозначено место золотых сокровищ, которые нужно найти. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по большой стране Существительной. Но чтобы найти сокровища, нам нужно пройти все испытания, которые встретятся на пути. Итак, поднимите руку кто готов?
Тогда мы отправляемся из этого кабинета.
Посмотрите ребята, это мостик, и нам нужно через него перейти. На каждом камне есть вопрос, и, ответив на все вопросы, мы сможем его перейти.
С каким падежом познакомились на прошлом уроке?
На какие вопросы он отвечает?
Какое словосочетание стоит в им.падеже?
Взять деньги
Говорить о Наташе
Хитрая лиса
Каким членом предложения является?
Употребляются ли предлоги в Им.п.?
Какое есть вспомогательное слово?
Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
Мы отправляемся дальше.
Слушают учителя
С именительным
Кто? Что?
Хитрая лиса
Подлежащим
Нет
Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль учебной деятельности.Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Познавательные УУД:
осуществлять логические действия обобщения, классификации по родовидовым признакам, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза
3.Работа по новой теме урока Пока вы перепрыгивали через камни, я нашла какое-то письмо. Давайте его прочитаем. (Даю одному из учеников читать)
КОГО же нет? Я очень беспокоюсь. 
ЧЕГО же нет? Отправлюсь я на поиск. 
Прошу, друзья, скорее помогите! 
Какой падеж, скорее подскажите! 
Правильно, родительный. На экране пропущена буква «Р»
Какая буква пропущена? Что вы знаете о букве и о звуке «р»?
Молодцы, но чтобы отправиться дальше нам нужно отгадать ребус.
Ребус про трамвай

Молодцы, и именно на трамвае мы поедем по нашей стране. А кто-нибудь знает, почему трамвай так назвали? А чтобы отправиться дальше, нам нужно записать это слово в тетрадь.
Давайте отдохнем на лугу и послушаем сказку про родительный падеж. Досмотрите до конца, и только самые внимательные смогут ответить на мои вопросы.О чем вы посмотрели мультфильм?
На какие вопросы отвечает?
От чего это зависит?
Какое слово помощник?
Ребята, но родительный падеж можно определить не только по вопросам и вспомогательному слову, но еще и по предлогам: у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, послеВы были очень внимательны и отлично справились с заданием. И мы двигаемся дальше по нашей стране и заходим в лес. У каждого из вас есть разноцветные карточки с заданиями. Ребята, вы должны написать эти словосочетания в тетрадь, указав сверху падеж. Но мы же путешествуем по лесу и на доске есть иллюстрации к вашим словосочетаниям. Кто хочет пойти к доске и записать первое словосочетание?
Вызываю по одному к доске
Карточки со словосочетаниями:
Гриб осины
Шишка сосны
Гнездо птицы
След медведя
Маленькая улитка
Копыта оленя
Вкусная клубника
На доске картинки, пишут напротив них, выделяя падежи записывая вопрос.
Один из учащихся читает письмо
Родительный
Согласная, имеет 2 звука: мягкий и твердый, сонорный, звонкий
Трамвай
Потому что он издает звук Трам-трам Прописывают словарное слово.
О род.падежеКого? Чего?
Одушевленнное или нет существительное
Нет
Выходят к доске, а остальные пишут в тетради
Гриб(чего?) осины
Шишка(чего?) сосны
Гнездо(птицы?) птицы
След(кого?) медведя
Маленькая (кто?) улитка
Копыта (Кого?) оленя
Вкусная(что?) клубника
4. ФизминуткаЦапля весело гуляла,
Всех лягушек разогнала,
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала,
Шейкой длинной повертела,
Всю округу осмотрела,
К солнцу сладко потянулась, потянулась,
Вся встряхнулась, вся встряхнулась,
И, укрывшись в камышах,
Затаилась, улыбнулась.
Выполняют физминутку5.Работа с учебником Но чтобы двигаться дальше нам нужно поработать с учебником. Откройте страницу 44, упр 78.
Выписывают предложения в тетрадь
Без терпенья нет уменья
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
6.Итог урока.
Рефлексия Ребята, посмотрите какое дерево, но на нем совсем нет фруктов. Давайте его украсим. Сзади фруктов есть вопросы, на которые нужно ответить.
С каким падежом познакомились сегодня?
На какие вопросы отвечает?
Почему назвали родительный падеж?

Какое вспомогательное слово?
С какими предлогами употребляется?
Ребята, вы такие молодцы! В конце каждого путешествия, всего находят клад, тем более мы искали его весь урок! Дам вот же он ребята!
Под деревом находится сундук с монетами
Родительным
Кого? Чего?
О слово родителяхНет
Около, у, для и т.дРегулятивные УУД: анализ и контроль результата деятельности.