Проект Рука об руку для детей 5-7 лет


Проект «Рука об руку»
Разработал:
воспитатель высшей категории
Ижболдина Раиса Павловна
Актуальность:
Рождение ребёнка –главное событие в жизни семьи. В детях родители видят продолжение собственной жизни, связывают с ним свои надежды, мечты. Трудности психологического и материального порядка, неизбежно возникающие с появлением в доме малыша, обычно с лихвой окупаются теми счастливыми переживаниями, которые он доставляет.
Совсем по - другому обстоит дело, когда в семье рождается ребёнок с тяжёлым нарушением речи –ринолалией.
Родители чувствуют себя подавленными, виноватыми, им нелегко принять создавшуюся ситуацию, заметить прогресс в развитии ребёнка – инвалида, дальнейшее начинает видеться беспросветным.
Ринолалия –речевое нарушение, которое возникает при врожденных расщелинах губы и нёба, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи.
Анатомо-физические дефекты речевого аппарата приводят к нарушению жизненно важных функций: дыхания, питания, а впоследствии и речи.
Врождённые расщелины губы и нёба относятся к наиболее распространённым дефектам развития.
В настоящее время ежегодно по Пермскому краю рождается около 60 детей с данной патологией, нуждающихся как в медицинском, так и психолого-педагогическом сопровождении.
Важным условием успешной коррекционно-образовательной работы с детьми с ринолалией является сотрудничество всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей и специалистов.
Закон Российской Федерации об образовании гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детстве. Родители воспитанников… несут ответственность за их воспитание»
Из документов видно, воспитывает ребёнка –семья, а педагогам отводится роль профессиональных помощников.
Часто родители самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и педагогических знаний в вопросах воспитания и развития речи детей.
Цель проекта: Создание условий для успешной коррекции и развития речи детей с ринолалией через взаимодействие семьи, педагогов и специалистов.
Участники проекта: воспитатели и специалисты дошкольного учреждения и их дети с тяжелыми нарушениями речи гр.№1, 5 и их родители.
Ожидаемый результат: В процессе взаимодействия и специально организованной коррекционно –развивающей работы предполагается устранение речевых недостатков для последующего успешного обучения детей в школе и социальной адаптации, путём использования разнообразных форм работы с родителями и детьми (проектная деятельность, ИКТ технологии, «Школа родительской любви», клуб «Диалог» и др.)
I этап – Информационно-аналитический
Задачи:
1. Определить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
2. Определить степень готовности родителей к участию в коррекционном процессе и стимулировать их активность.
3. Проанализировать полученные данные и разработать перспективный план работы с родителями.
4. Выявить уровень речевого развития детей и познакомить родителей с выявленным уровнем речевого развития .5. Поддерживать связи с Центром по лечению и диспансеризации детей с врождёнными пороками развития челюстно-лицевой области,
с кафедрой логопедии ПГГПУ.
6. Обеспечить сопровождение коррекционной работы с детьми необходимыми специалистами (психолог, дефектолог, массажист, инструктор ЛФК).
Содержание работы:
Анкетирование родителей.
Индивидуальные беседы (выяснение представлений родителей об особенностях ребёнка с речевыми нарушениями и обсуждение результатов диагностики, из личного кабинета ребёнка)
Обучение педагогов инновационным технологиям.
Подбор и изучение методических материалов, литературы
Разработка перспективного плана работы с родителями «Школа родительской любви», клуба «Диалог».
Консультирование родителей о защите прав детей с ринолалией.
На базе ДОУ организация практики для студентов факультета педагогики и психологии детства ПГГПУ.
Проведение мастер - классов для студентов, педагогов, родителей.
Привлечение родителей к системе общественного управления в ДОУ.
Изыскание средств и заключение договоров с необходимыми специалистами для работы с детьми (психолог, дефектолог, массажист, инструктор ЛФК).
Материально-техническая база: обеспечение необходимыми техническими средствами (компьютеры, ксерокс, принтер)
и канц. товарами.
II этап - Основной (практический)
Задачи:
1. Реализовать ключевые мероприятия проекта.
2. Организовать «Школу родительской любви» (1 год), клуб «Диалог» (1 год) с целью активного участия родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми, обмена опытом между родителями, привлекаемыми в данный процесс.
3. Проводить совместную работу с Центром по лечению и диспансеризации детей с врождёнными пороками развития челюстно-лицевой области, с кафедрой логопедии ПГГПУ при создании методических пособий для работы родителей с детьми.
Содержание работы:
Проведение системы мероприятий для родителей через организацию «Школа родительской любви» (мастер-классы, выставки пособий сделанных руками родителей…), клуба «Диалог».
Создание информационного стенда, буклетов для Центра ВПРЧЛО и родителей.
Проведение коррекционной работы с детьми с использованием новых технологий в соответствии с ФГОС.
Совместное создание учебно-методических пособий с педагогами и кафедрой логопедии.
Материально техническая база: приобретение наглядно-дидактических пособий, компьютерных и дидактических игр для коррекции речи, интерактивное оборудование (смарт-доски, столы, проектор...), информационные стенды (для Центра, родителей), оборудование для песочной терапии.
III этап – Заключительный (контрольно-диагностический)
Задачи:
Оценить уровень педагогической компетентности и уровень активности родителей (карта родительской активности Е.В. Бачева) по итогам проделанной работы.
Проанализировать динамику речевого развития детей.
Транслировать опыт работы среди педагогов.
Оценить эффективность внедрения проекта.
Содержание работы:
Анализ эффективности работы с родителями по вопросам речевого развития через опрос, отзывы и предложения.
Диагностика речевого развития детей на конец года.
Презентация проекта.
Перспективный план работы по проекту «Рука об руку для детей 5-7 лет с ТНР

Этапы Дата Форма работы Тема, содержание Участие родителей Участие педагогов
I Сентябрь 2015 г Родительское
собрание 1.Презентация проекта
родителям.
2. обсуждение участия родителей в проекте.
Оформление информационного стенда для размещения в Центре по лечению и диспансеризации детей с врождёнными пороками развития челюстно - лицевой области ПГМУ имени Академика Е. А. Вагнера Опрос: «Мой вопрос для обсуждения на встречах «Школы родительской любви» в рамках реализации проекта «Рука об руку» Подготовка презентации проекта: воспитатели Ижболдина Р.П. , Токранова Н. Я., учитель-логопед Сюр О.М.
Заведующий Е. Л. Новосёлова воспитатели Ижболдина Р.П.. , Токранова Н. Я. учитель-логопед Сюр О.М.
Октябрь 2015 г Анкетирование родителей. «Что я знаю о детстве» (Ананьева Т. В.)
«Что я люблю, и что мне не нравится в моём ребёнке» (Ткачёва В. В.)
«Анкета для родителей будущих первоклассников» (Бабкина Н. В.) Участие в анкетировании. Подбор и изучение методических материалов. Литература. Весь педагогический состав группы.
Ноябрь 2015 г Индивидуальные беседы. Выяснение представлений родителей об особенностях ребёнка с речевыми нарушениями и обсуждение результатов (из личного кабинета ребёнка). Участие в индивидуальных беседах. Заполнение личного кабинета детей.
Воспитатели Ижболдина Р.П. , Токранова Н. Я.
учитель-логопед Сюр О.М.
Разработка перспективного плана работы по проекту: «Школа родительской любви»
II Декабрь 2015 г «Школа родительской любви» 1 занятие
Тема: «Запоминай-ка!»
Мастер-класс:
• «Как развить слуховую память ребёнка?»
• «Мнемотехника в работе со старшими дошкольниками»
• «Приёмы быстрого запоминания букв, цифр»
• Двигательная, тактильная память.
• Использование интерактивного оборудования.
• «Играй и развивайся» в развитии памяти детей младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста. Активное участие в мастер-классе.
Составление меморандума встреч в проекте «Рука об руку» Составление буклета «Игры по развитию памяти у детей дошкольного возраста».
Воспитатель Ижболдина Р.П.,
учитель-педагог Сюр О. М.
Воспитатель Токранова Н.Я.
воспитатель Остробокова Н.В.
учитель-логопед
Князева Н. В.
Февраль 2016 г «Школа родительской любви» 2 занятие:
• Права родителей детей с ОВЗ.
• Что делать при отсутствии у ребёнка интереса к чтению книг?
• Формирование пространственных представлений ребёнка.
Блиц – опрос: «Лучший знаток детской художественной литературы».
Участие в играх на пространственную ориентировку.
Повторение правил меморандума встреч в проекте «Рука об руку» Заведующий
Е.Л.Новосёлова
Библиотекарь,
Воспитатель Ижболдина Р.П.
Учитель – логопед
Сюр Н.В., Князева Н.В.
Составить список необходимой литературы для прочтения детям 5-7 лет дома.
Апрель 2016 г «Школа родительской любви» 3 занятие:
Тема: «Хочу - Надо!»
• Развитие произвольного поведения старшего дошкольника.
• Знакомство с играми и упражнениями развивающими внимание, произвольность. Участие в игровом практикуме. Воспитатель Ижболдина Р.П.
Составление буклета «Хочу - Надо!» - игры для дома для развития произвольности.
Учитель – логопед Сюр О.М.
Воспитатель Токранова Н.Я.