Программа Жизнь в многоликом мире для детей с умственной отсталостью

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»




П Р О Г Р А М М А
«Жизнь в многоликом мире»
(воспитание толерантности)


Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
Гете.


Пояснительная записка.

То, что происходит в обществе, где насилие существует в той или иной форме (войны, террор, насилие в семье, школе, среди сверстников) - все это требует разумных и целенаправленных действий по воспитанию толерантности. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы это слово стало привычным в общественном языке. Необходимо, чтобы понятие «толерантность» вошло в лексикон школьных педагогов.
Толерантность или терпимость – это стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей детей, обществом, в котором они живут, под влиянием взаимоотношений в семье, отношением ее членов к окружающим, а также общения со сверстниками и взрослыми.
Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, то есть взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения друг к другу. Особенно подростки характеризуются интолерантным поведением: повышенной агрессивностью, некритичностью мышления, бескомпромиссностью. В силу различных причин, толерантность не формируется у большинства детей естественным путем. Особенно тяжело это происходит у детей , имеющих ограниченные возможности здоровья. У «особых» детей проявляется нетерпимость к высказываниям и мнению друг друга, непонимание позиции родителей, педагогов, друзей, неумение представить себе, что перед ними другой человек со своей собственной логикой мышления, со своим поведением, желание навязать на других собственные мысли и качества. Необходимость решения этих проблем продиктована еще и тем, что толерантность людей, выходящих на большой жизненный путь, является фактом социализации и оттого, как подросток преодолеет данный кризисный период, во многом будет зависеть насколько понимающим, терпимым станет он в дальнейшем
Из вышеизложенного видно, что разработка программы по воспитанию толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья необходима.
Детей с ограниченными возможностями здоровья в силу их психофизических особенностей сложно научить толерантности, но можно поставить их в такую ситуацию, когда они получат опыт взаимодействия в этом мире и сами научатся выстраивать отношения с окружающими людьми на принципах толерантности. Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит через формирование у них установки на восприятие и действия в социальной действительности и в отношениях с другими людьми на основе таких личностных качеств, как уживчивость, неконфликтность, принятие другого таковым, каков он есть.
В процессе реализации данной программы сформируется осознание собственной взаимосвязи с окружающим миром, умение строить отношения с другими людьми, доброжелательное отношение друг с другом, взаимодействие с родителями. Должна сформироваться личность ребенка, обладающая толерантностью как важнейшим компонентом своей жизненной позиции.
Цель программы:
Формирование норм толерантного поведения, уважения к культурам, нравам и обычаям разных народов на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Задачи:
Формировать у ребят толерантное поведение и правильное отношение к проблеме толерантность.
Формировать нравственную культуру учащихся и родителей, толерантность в отношении других народов и культур.
Развивать положительное отношение к отличиям и самобытности других людей.
Скорректировать эмоциональную сферу воспитанников, способы выхода из конфликта, умение вести диалог.
Воспитывать доброту, гуманистическое, патриотическое отношение к народу, стране, в которой они живут.
Содействовать творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности.
Поддерживать процесс формирования позитивной самооценки.

Возрастное предназначение программы:
Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в 9 классе.
Принципы осуществления программы:
Принцип уважительного отношения к личности.
Принцип творчества и анализ ситуаций взаимодействия.
Принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся.
Принцип стимулирования самостоятельного выбора.
Программа «Жизнь в многоликом мире» призвана помочь воспитанникам выработать в себе понимание следующих принципов: разнообразие людей украшает и обогащает жизнь. Мирное сосуществование народов способствует социально-экономическому процветанию территорий, экстремизм разрушителен для его участников и для сообщества в целом, конфликт – процесс, который следует решать конструктивно. Очень важна социальная ответственность и способность каждого осмысленно применять общепризнанные нормы толерантности при принятии личных и общественных решений.
Курс состоит из 4-х блоков, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
Содержание каждого блока программы основано на взаимодействии, взаимодополняемости и взаимосвязи. Занятия проводятся в режиме воспитательного процесса в виде самостоятельных занятий, а также классных часов и классных мероприятий. Используется личный опыт воспитанников, развивается личностный потенциал, собственная позиция в отношениях с окружающими. Использованы такие формы работы, как интегрированные занятия, конкурсы, сюжетно-ролевые и правовые игры, устные журналы, правовые часы, беседы.
Методическое обеспечение программы.
Программа включает психолого-педагогический блок, который содержит диагностику уровня тревожности, эмоциональной устойчивости, толерантности обучающихся. Мероприятия блока проводятся совместно с педагогом-психологом.
Блок «Люди мира» знакомит воспитанников с историей и культурой своего народа, содействует воспитанию миролюбия, привитию умения жить с людьми других наций, формированию позитивного отношения к ценностям культур стран мира.
Блок «Права человека» предполагает мероприятия, содержанием которых являются такие понятия как свобода, права, ответственность, справедливость, достоинство личности.
Блок «Школа нравственности» предусматривает мероприятия, обеспечивающие проявление воспитанниками нравственной, гражданской позиции, усвоение норм и стандартов толерантного поведения, расширение социального опыта детей.
Главным средством воспитания толерантности является диалог, умение слушать другого, вставать на его точку зрения, понимать, сопереживать другому.
Все мероприятия проводятся с учетом возраста и психофизических особенностей детей.
В ходе реализации программы учащиеся должны уметь:
Формировать собственное мнение.
Учиться слушать других людей, уважать их суждения.
3. Уметь проявлять терпимость в общении с окружающими, стараться не вступать в конфликты.
Критерии оценки полученных результатов:
Расширить и углубить знания воспитанников по вопросу толерантности.
Снизить уровень конфликтности в группе, агрессии и насилия среди обучающихся, умение вести диалог.
Развивать эмоциональную устойчивость в различных жизненных ситуациях.
Коррекция самооценки воспитанников.
Формировать умения и навыки, необходимые для адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
Учебно-тематический план.
Психологический блок.
6.09.2010 г. Тест «Уровень эмоциональной устойчивости».
4.10.2010 г. Тест «Умеете ли вы влиять на других».
22.11.2010 г. Анкетирование «Профессии, которые мы выбираем».
6.12.2010 г. Тест «Внимательны ли вы?».
17.01.2011 г. Опросник «Уровень толерантности и этническое
самосознание».
21.02.2010 г. Тест «Насколько вы толерантны»
7.03.2011 г. Анкетирование «Толерантность – часть нравственной
культуры человека».
11.04.2011 г. Тест «Черты толерантной личности».
16.05.2011 г. Анкетирование «Школьный жаргон: миф или реальность»

Блок «Люди мира».
13.09.2010 г. «Мы живем среди людей». (Личностное развитие). Беседа.
11.10.2010 г. «Родные люди, родственные отношения, кровное родство». Разговор.
08.11.2010 г. «В старину едали деды». Путешествие в старину.
13.12.2010 г. «Празднование нового года народами мира».
Устный журнал.

24.01.2011 г. «Искусство чайного стола». Развлечение.
14.02.2011 г. «Масленица». Беседа-праздник.
21.03.2011 г. «Что такое пост?». Познавательная беседа.
23.052011 г. Анкета «Референтомания».
04.04.2011 г. «Всеобщая декларация прав человека».
23.05.2011г. «Толерантность – путь к культуре мира». Познавательный час

Блок «Права человека».
20.09.2010 г. «Права детей – забота государства». Правовой час.
18.10.2010 г. «Мир детей в пространстве мира взрослых». Викторина.
15.11.2010 г. «Праздник народного единства». Познавательная беседа.
20.12.2010 г. «Кодекс об административной ответственности, Уголовный кодекс». Встреча с инспектором ПДН Ленинского района г. Тамбова.
31.01.2011 г. «Что в имени тебе моем?» Урок-размышление.
28.02.2011 г. «Мой взгляд». Правовая игра.
14.03.2011 г. «Всемирный день прав ребенка».
18.04.2011 г. «Наш адрес - Россия». Игра
08.05.2011 г. «Я имею право». Правовой урок.

Блок «Школа нравственности».
27.09.2010 г. Что такое «хорошо» и что такое «плохо» . Час
нравственности.
25.10.2010 г. «Нравственные законы нашей семьи». Разбор ситуаций.
29.11.2010 г. «О друзьях и дружбе». Нравственный час.
27.12.2010 г. «Еще раз про любовь». Шок-урок.
7.02.2011 г. «Россия – Родина моя». Этическая беседа.
28.03.2011 г. «О дружбе, доброте и отзывчивости». Литературный
ринг.
25.04.2011 г. «Подвигу народа жить в веках». Урок памяти.
30.05.2011 г. «Человек и труд». Беседа.

Содержание программы.
«Психолого-педагогический блок».
Цель: Исследование, анализ состояния тревожности обучающихся, мотивации конфликтного поведения, умения оценивать себя.
Содержание: Диагностика тревожности и агрессивности поведения учащихся.
Формы занятий: Тренинги, анкеты, опросники.
Блок «Люди мира».
Цель: Развитие и воспитание учащихся в духе открытости, понимание людей другой национальности, признания ценности многообразия культур стран мира.
Содержание: История, культура, обычаи, праздники России, других стран.
Формы занятий: Беседы, вечера отдыха, праздники, устные журналы.
Блок «Права человека».
Цель: Формирование представлений о ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой личности.
Содержание: Конвенция о правах ребенка (право на жизнь, имя, гражданство, образование), Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс РФ.
Формы занятий: Правовые часы, беседы, викторины, встречи.
Блок «Школа нравственности».
Цель: Формирование умений и навыков общения, правил поведения, воспитание терпимости, уважения к людям, умение выйти из конфликтной ситуации.
Содержание: Условия и мотивы социализации личности, нравственные ценности (доброта, уважение к людям, любовь к Родине, честность, уважение к труду. Взрослые и дети: проблемы и пути решения проблем.
Формы занятий: Уроки нравственности, ситуационные игры, этические беседы, анкетирование.
Программа «Жизнь в многоликом мире» разработана на основе программы «Школа толерантности».
Библиография.
Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России –М.,1998
Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решения – М.,Вербум-М.2003
Строганова Л.В. Воспитание толерантности – М.,2007
Северина О.А., Дронова Т.А. Воспитание у школьников толерантности - издательство «Панорама», 000 «Глобус», 2008
Гурьянов А. Воспитание толерантной личности. Воспитание школьников. – 2008. – № 4 – с.25-28
Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе. Воспитание школьников. – 2008. - № 7 – с. 33-38.



15