Научно-исследовательская работа ученика 1Г класса Что такое внимание и как его развивать


XVII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция «Педагогика и психология »
Тема
«Что такое внимание и как его развивать»
Выполнил:
Гинев Кирилл, ученик 1 «Г» класса
МБОУ школы № 72 Кировского района г. Самара
Научный руководитель:
Субакова Елена Николаевна
учитель начальных классов
Самара 2016 г.
Содержание
стр.
Введение 3
1. Внимание в жизни и деятельности человека 5
1.1. Определение внимания 5
1.2. Виды внимания 7
1.3. Важно ли быть внимательным? 9
2. Как научиться быть внимательным 11
2.1.Развитие основных свойств внимания 11
2.2 . Как я тренирую свое внимание 13
Заключение 16
Список использованных источников и литературы 17
Приложение 18
Введение
В сентябре я стал настоящим первоклассником. Передо мной открылся удивительный школьный мир с новыми знакомствами, друзьями, интересными занятиями и заданиями. Ощущаешь себя настоящим учеником, когда появляются трудные порой домашние задания и множество интересных творческих заданий. Это новый жизненный этап, в котором, как я вскоре понял, все намного труднее, чем было в детском саду и на подготовке к школе, поскольку учеба – это не только уроки за партой в классе, учеба – это еще и умение слушать и слышать учителя, запоминать много нового, это старание и аккуратность. Но, прежде всего, – это внимательность на уроках. Все дети начинают выполнять задания учителя с разной скоростью, правильно и нет, допуская ошибки или стараясь. Когда я выполнял какие-либо задания в школе, то часто замечал, что иногда очень невнимательно записываю под диктовку или списываю текст из учебника. И учитель неоднократно делал мне замечания, и говорил: «Кирилл, будь внимательнее!». Я, конечно же, хочу хорошо учиться и радовать маму с папой хорошими оценками в школе. Но умения быть внимательным здесь никак не обойтись. Мне стало интересно, что же такое на самом деле внимание, какую роль оно играет в жизни человека и как его можно развивать, чтобы это приносило пользу.  
Актуальность темы моей работы состоит в том, что сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Постоянная возбужденность, невнимательность, неусидчивость становятся главным препятствием в учебе. Невнимательный ученик не достигнет хороших результатов в учёбе. Быть внимательным – всегда залог успеха.
Цель работы – выявить и проанализировать, какими способами можно развивать внимание самостоятельно.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Поработать со словарем по определению слова «Внимание»;
Рассмотреть виды и свойства внимания;
Проанализировать несколько случаев, связанных с внимательностью человека;
Провести практическую работу на развитие внимания лично у себя;
Рассказать ребятам о том, что быть внимательным человеком – задача каждого из нас.
Гипотеза – я подумал, что внимание – не постоянное качество человека, а значит, я могу развивать это качество самостоятельно, с помощью множества элементарных действий и правил. И я решил над этим поработать.
Часть 1. Внимание в жизни и деятельности человека
. Определение внимания
Все, конечно, много раз слышали слово «внимание», «внимательный». И, наверное, все понимают, как важно быть внимательным и как плохо, а часто даже опасно, быть невнимательным. Если ученик невнимательно слушает учителя, значит, он не поймет задание и получит двойку. Невнимательный пешеход может попасть под машину. Что же такое внимание?
Определение слова внимание я посмотрел в толковом словаре С.И Ожегова:

Внимание – сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чём-нибудь. Например: Обратить внимание на что-нибудь. Отнестись со вниманием. Привлечь чьё-нибудь внимание. Принять во внимание.
Чтобы лучше представить себе, что такое внимание, рассмотрим такую ситуацию:
На беговой дорожке – участники соревнований. «На старт!» - дает первую команду судья. И все занимают правильную предстартовую позицию. Следующая команда судьи «Внимание!» Что происходит в этот момент? Для спортсменов должно быть важно только одно – услышать выстрел стартового пистолета и тут же побежать. Но они обязательно проиграют, если в этот момент станут рассматривать пролетающего над стадионом воробья, или подслушивать чей-нибудь разговор, или принюхиваться к запаху пирожков, которые проносят мимо трибуны продавцы.
И точно также любой человек не сможет ничего сделать, если не будет выбирать самое важное из всего, что он видит, слышит, чувствует, думает. В этом как раз главный помощник – это внимание.
Внимание, часто проявляясь, превращается у конкретного человека в его очень важную способность – внимательность.
Внимательность – это совокупность в чем-то близких качеств человека: собранность, осмотрительность, осторожность. В их основе лежит привычка внимательно исполнять любое дело. Под внимательностью понимается качество, раскрывающееся в особом отношении к людям, особой направленности личности на других. Внимательность стала в русском языке синонимом заботливости, доброжелательности, доброты.
Быть внимательным – значит уметь подмечать малейшие перемены в состоянии и самочувствии других людей, проявлять симпатию, уважение, признание, доброжелательность, интерес, вовремя оказать им поддержку или же, наоборот, оставить человека в покое, не быть назойливым, проявить такт. Быть внимательным значит формировать у себя такие ценные качества внимания, как способность сохранять высокую сосредоточенность продолжительное время, умение работать, не отвлекаясь, без ошибок выполнять любое серьезное задание, осуществлять постоянный самоконтроль. Воспитание внимательности немыслимо без самовоспитания внимания, способы которого мы и рассмотрим в дальнейшем.
1.2. Виды внимания
Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание проявляется уже на 10–12 день жизни ребенка. Ребенок увидел яркую лампу и дальше все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание. Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек, испытывающий чувство голода, не может не обратить внимания на запах пищи, звон посуды, вид тарелки с едой.
С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми, начинает формироваться произвольное внимание. Не все вокруг яркое и интересное, как раз рядом больше нужных дел. Этот вид внимания требует от человека волевых усилий, и чем раньше мы будем его развивать, тем раньше разовьются и трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность такие, необходимые в учебной деятельности.
Но возможен и такой случай, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, если человек увлечен работой, если ему очень интересна определенная деятельность. Такое внимание называется послепроизвольным.
Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой.
Внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно. Внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием.
В течение одного учебного дня я могу наблюдать за собой и заметить, какие виды внимания могут быть задействованы в различных ситуациях. Непроизвольное внимание срабатывает, например, по дороге в школу, когда я вижу на дороге кошку – внимание само по себе переключается на нее. Я очень люблю животных, и кошку в этот момент очень хочется взять на руки и погладить. Произвольное внимание очень часто помогает при решении задачек по математике или ответе на вопрос учителя – чем лучше и быстрее я хочу выполнить задание, тем больше нужно сконцентрировать произвольное внимание, чтобы добиться поставленной цели. Послепроизвольное внимание всегда имеет место быть на любимом уроке по окружающему миру, и, чтобы внимательно слушать учителя, я уже не прилагаю особых усилий, так как этот урок мне очень интересен.
Чтобы школьнику уже в младших классах добиться умения сосредоточиться, слушать, наблюдать, быть терпеливым и внимательным существует много простых, доступных каждому упражнений, которые помогут развить внимание. Эти упражнения рассмотрены во второй части работы.
1.3. Важно ли быть внимательным?
Каждый человек по-своему внимателен или рассеян. Но есть такие моменты, и их большинство, когда без внимательности нельзя обойтись никак.
В общении. Великое искусство чувствовать и понимать в разговоре не столько себя, сколько другого человека. Человека рассеянного видно сразу по стилю общения. Он не может сосредоточиться на собеседнике, ерзает и подергивает руками и разными частями тела, глаза бегают по сторонам и не могут зафиксироваться на партнере. С таким человеком общаться становится просто не интересно или даже неприятно.
В учёбе. Степень внимательности при обучении в школе, институте, на курсах напрямую влияет на результат обучения и дальнейшую жизнь и деятельность человека в целом.
Можно рассматривать каждую профессию и сделать вывод, что без высокой степени внимательности ни в одной профессии никак не обойтись.
Корректор – ответственная работа, он проверяет текст на наличие ошибок, на соответствие стандартам оформления. Ему необходимо умение работать с многочисленными справочниками и словарями.
Бухгалтер работает с финансами, именно бухгалтер напрямую контактирует с банками, налоговыми службами, а также рассчитывает и выдает заработную плату для всех сотрудников. Если у такого специалиста будут ошибки в деятельности, несложно увидеть, чем это может грозить всему предприятию.
Водитель – ещё одна профессия, требующая концентрации внимания, ведь – это человек, отвечающий за жизнь пассажиров.
Операторам охраны, сидящим за мониторами слежения крайне важно обладать хорошей концентрацией внимания. От качества внимания этих людей зависит очень многое, иной раз чья-то жизнь. Так же, как и от качества работы полицейских, следователей, сыщиков.
Конечно же, невозможно представить себе рассеянного врача-хирурга или стоматолога и вообще любого специалиста из области медицины. В руках этих людей находятся здоровье и жизнь человека, и, будь невнимателен врач, страшно представить о последствиях такой невнимательности.
А если учитель будет невнимательно проверять тетради с домашним заданием? Тоже не радостные результаты получились бы.
В работе архитектора ошибки по невнимательности могут обернуться очень большими растратами на строительство либо же совершенно абсурдными ситуациями.
Если профессиональная деятельность идет рука об руку с внимательностью, то, как обстоит дело в нашей повседневной жизни?
Можно рассмотреть обычный день школьника. С утра (либо вечером) нужно внимательно проверить, все ли собрано в портфель, одеться, обратив внимание на чистоту своей одежды и обуви и прилежный внешний вид. Если школа находится через дорогу, то тут требуется повышенное внимание при переходе проезжей части. И, к слову, это требуется не только по дороге в школу. Проезжая часть представляет повышенную опасность и всегда нужно внимательно смотреть по сторонам, чтобы правильно перейти ее. Когда находишься уже в школе, нужно обязательно переобуться и, соответственно, не забыть пакет со сменной обувью. На уроках, как уже неоднократно говорилось, требуется повышенное внимание, чтобы хорошо усвоить материал.
Без сомнения, никому не хочется выглядеть как знаменитый «человек рассеянный с улицы Бассейной», о котором писал Самуил Яковлевич Маршак. Внимательный человек очень быстр и хваток в мыслях. Он никогда не остается позади, он всегда в курсе главных событий, и знает, в каком направлении он должен работать, чтобы добиться успеха. Нужно всегда стараться быть внимательным, а какими способами можно развивать навыки внимательности, рассмотрим далее.
Часть 2. Как научиться быть внимательным
2.1 Свойства внимания и способы их развития
У внимания есть ряд особенностей или свойств. Это объем, концентрация (или устойчивость), распределение, переключение. Очень важно понимать суть каждого свойства внимания, чтобы при решении задач на развитие внимания, знать, какое именно из них требует особого развития и усиленной тренировки.
По тому, сколько объектов можно сознательно удержать в короткий промежуток времени, судят об объеме внимания. При определении и развитии объема внимания помогут такие задания:
9 5 11 23 20
14 25 17 19 13
16 21 7 3 1
18 12 6 24 4
22 15 10 2 8
-Таблица Шульте: покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь. Хороший результат – суметь выполнить это задание за 20-30 секунд.
-Запоминай порядок расстановки предметов; запомни предметы и найди точно такие же; хорошо помогают в увеличения объема внимания задания с текстом: пересказ рассказа или выучить стихотворение наизусть.
Еще одно свойство внимания – устойчивость или концентрация – способность длительное время удерживать внимание на одном объекте. В развитии концентрации помогут такие игры-упражнения:
-Мозаики, пазлы, конструкторы, предполагающие внимание к мелким деталям. Это может быть любой труд или занятие, при котором нужно что-то мастерить руками. Также поожет перерисовывание геометрических узоров, картинки «Найди отличие», «Путаницы».
Следующее свойство внимания – распределение. Научиться делать несколько дел – работа очень трудная. В этом помогут эти задания:
-Счёт с помехой – например, считать вслух от одного до 20, и при этом на доске записывать числа в обратном порядке – от 20 до 1;
-Сосчитай сколько предметов на рисунке. Предметы могут быть спрятаны в рисунке или наложены друг на друга ( контуры предметов).
Переключение внимания – еще одно важное свойство внимания – сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Тренировать это свойство помогут, например, такие задания, как найди отличия, различные подвижные игры с мячом, или мини-игры «слово-действие», когда, например, услышав название овоща, нужно хлопать в ладоши, фрукта – топать ногами.Существует великое множество заданий и упражнений на развитие внимания (Приложение 1-10).Они могут быть в письменной, устной форме, в форме игры. Есть компьютерные флеш-игры на развитие внимания, это такие игры как «Три в ряд», «Запомни и найди пару», «Найди предмет» и многоие другие.
Таким образом, если внимание хорошо развивается, то, соответственно, развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
2.2 Как я тренирую свое внимание
Сегодня на полках книжных магазинов можно найти множество интересных журналов, книг, игр на развитие внимания. Мне всегда были интересны задания из них и я с удовольствие их выполняю.


Эти задания не только тренируют внимание, но и развивают навыки рисования, усидчивость, аккуратность.

Мои любимы задачи на развитие внимания – это филворды, когда нужно среди множества букв найти спрятанные слова, например, названия животных, профессий или цветов. Это очень полезные задания, они позволяют запоминать, как пишется то или иное слово, повышать словарный запас, развивают любознательность.

Подвижные игры и игры с мячом развивают способность быстро переключать внимание с одного предмета на другой. Эти игры еще полезны тем, что развивают физически. Играя с ребятами на улице, я укрепляю здоровье, тренирую ловкость, выносливость.
Чтобы тренировать объем внимания, я читаю и пересказываю короткие рассказы и учу пока небольшие стихи наизусть.

Очень интересный способ тренировки внимания на уроках в школе я узнал, когда готовил эту работу. Он заключается в том, чтобы не просто слушать учителя, а в умении приказать себе: «После урока я должен задать по рассказанной теме 2-3 неглупых вопроса учителю». Если стараться делать так как можно чаще, то слушать и воспринимать информацию на уроках становится гораздо легче и интереснее.
Эти несложные задания помогут быть более внимательным и усидчивым. Выполняя множество из этих упражнений не только в школе, но и дома, самостоятельно, я через некоторое время заметил, что на уроках мне стало гораздо проще сконцентрироваться, записать под диктовку, запомнить домашнее задание устно. И результат не заставил себя ждать.

На некоторых уроках тоже есть задачки на внимательность, которые мне даются уже с легкостью. Но главный предмет, на котором без внимательности обойтись никак нельзя – это математика. Здесь требуется особая точность и развитие навыков внимательности как нельзя лучше помогут справиться даже с самой сложной математической задачкой.
Заключение
Внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека. Чтобы внимание было сконцентрировано в нужный момент на нужном предмете, его нужно постоянно развивать с самого раннего возраста. Делать это можно с помощью ряда несложных задач:
1. Приобретать и использовать книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
2. Играть в различные игры, развивающие все свойства внимания.
3. Взрослым учить детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое — в знакомом.
Результаты проводимой мною работы показали, что развивать внимание самостоятельно можно и очень интересно полезно. Выполняя интересные задания на внимательность, я через некоторое время заметил, что на уроках мне стало гораздо проще сконцентрироваться, записать под диктовку, запомнить домашнее задание устно, я стал легче воспринимать учебный материал и как следствие этого, повысилась успеваемость. Кроме того, развивая внимание можно воспитывать много хороших качеств, таких как самостоятельность, организованность, аккуратность, которые очень помогут и в школьной и во взрослой жизни.
Список использованных источников и литературы
Коллекция идей. Спецвыпуск №1\2016. – Конлига-Медиа. – М.,2016
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Шведовой Н.Ю. – М.,1996
Раскраска-отгадалка «Машины». – Эгмонт Россия ЛТД. – М.,2015
Холодова О.А. За три месяца до школы:Задания по развитию познавательных способностей. – М.:Издательство РОСТ., 2009
ПриложениеЦель: Развитие слухового внимания.
Внимательно послушать стихотворения, попытаться заметить неточности, ошибки.
1. Это правда или нет?
Теплая весна сейчас.Виноград созрел у нас.Конь рогатый на лугуЛетом прыгает в снегу -Поздней осенью медведьЛюбит в речке посидеть.А зимой, среди ветвей«Га-га-га» — пел соловей.Быстро дайте мне ответ —Это правда или нет?
2.Это Оленьке известно:Что взяла, клади на место!Только девочка мала:Забывает, где взяла.На кроватку ставит кружку,На паркет кладет подушку.Прячет ботики в буфет.Все на месте или нет?Если мама промолчала,Надо делать все сначала:На буфет нести подушку.На паркет поставить кружку,Сунуть ботики в кровать.Кажется, не так опять?Оля смотрит виновато:Нет, стояло все не там...Помогите ей, ребята,Все расставить по местам.
Игра –«Хамелеон».
Цель: Развитие концентрации внимания.
Ход игры:
Ведущий рассказывает, что хамелеон — это ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от того места, па котором она находится. Таким образом она маскируется, прячется, чтобы ее не нашли враги. Например, если хамелеон сидит на серой скале, он становится серым, если на зеленом листке, то зеленым и т. д.
Затем ведущий задает вопросы: какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красной кирпичной крыше, на желтой соломе, на черном камне, на шахматной доске, на спине жирафа?
Дети должны отвечать быстро, после чего обсуждаются верные и неверные ответы. Можно изменить условия: побеждает тот, кто быстрее ответит, или тот, кто допустит меньше ошибок.
Тренировочные упражнения на внимание.
Перед вами ряд чисел. Под каждым быстро напишите, сколько ему не хватает до 20: 8, 3, 5, 2, 4, 1, 9, 7, 6.
Подчеркните слова, в которых слоги состоят из трех букв: пример, молоко, танк, тара, таракан, лак, пирамида, пирог, кол, колос, корова, игра, шорох, хорошо.3.Подчеркните слова, ударение в которых падает на второй слог: картина, завод, пример, отмель, откос, мороз, ком, машинист, машина, трава. 4. Среди множества букв найдите и выпишите слова (названия предметов)
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЩМОРЖ
БРПТЯЖЭЦБУРАНСГЛЮГБЕИОПАЛКАФСТУЧА
АОСМЕТЛАОУЖЕЛААВТОБУСИОХПСЯЗВАЖ