Активные формы работы на уроках английского языка как условие повышения качества образования.


Активные формы работы на уроках английского языка как
условие повышения качества образования.
В настоящее время, когда английский язык приобрёл статус языка глобального общения- благодаря всеобщей компьютеризации-необходимо, чтобы человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, обладал умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, развитие коммуникативных способностей у обучаемых занимает самое важное место. Коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации. Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на английском языке формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребёнок захотел говорить, захотел не для получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости- одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. При её решении необходимо учитывать и тот факт, что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого ученика из пассивного созерцателя в активного и творческого участника процесса.
Однако, дети часто испытывают нехватку языкового опыта и чувствуют затруднения в языковом самовыражении. Для преодоления этих трудностей и создания позитивной мотивации я использую на уроках языковые игры, элементы театрализации, инсценирования, обобщающие уроки провожу в форме КВНа, конкурса, путешествия, викторины. Они активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс интересным. Атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий- всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую им свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Легче усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворённости- «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Часто дети сами подсказывают тему игры. Фразу «Let us play» они ждут с нетерпением. Их весёлый смех, желание говорить по-английски служат показателем заинтересованности, увлечённости. В своей работе использую различные виды игр, такие как, подвижные игры, игры-соревнования, игры с мячом(вопрос-ответ, перевод слова), ролевые игры. В основном игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографические и т.д. Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка. В качестве примера использования игр в учебной деятельности предлагаю такую игру. Глагол to have хорошо усваивается в игре «Button». Все ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладёт пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен угадать у кого она находится. Второй ведущий обращается к ученику:Button, button! have you button? – No, слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица; при этом он может задать три вопроса. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи.
Без «реальных» ситуаций общения невозможно научить ребят общаться с носителями языка. Созданию таких ситуаций во многом способствует ролевая игра. Она позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения, что делает её неотъемлемой частью и оптимальным средством обучения английскому языку. Например, по окончании темы «Покупки» учащимся предлагается разыграть диалоги «В супермаркете» в различных его отделах. Учащиеся сами выбирают роли продавца или покупателя. Или игра-путешествие по Великобритании, где один ученик выступает в роли экскурсовода, остальные учащиеся- туристы.
Одна из главных задач на уроке- обеспечение активной деятельности каждого ученика в течение всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого школьника. Реализовать эту задачу позволяет групповая форма работы. Это: работа в парах с постоянным или меняющимися собеседниками, малые группы и команды. Работа в малых группах отличается от парной работы не только количеством учащихся, но и характером задач общения. Обычно один из собеседников выполняет роль объективного свидетеля, его назначение- вводить в ситуацию, делать выводы, обобщать. Поэтому в малых группах принимают участие репортёры, корреспонденты, социологи. Деление класса на команды рассчитано на выполнение коммуникативных задач в виде конкурсов, соревнований, викторин. Большой популярностью пользуются уроки- КВНы.
       Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных, на мой взгляд, методов и приемов, способствующих развитию коммуникативных способностей учащихся:
·         создание на каждом уроке реальной  возможности коммуникации,
·         проведение компьютерных уроков,
·         создание и защита проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, и создание ситуаций, имитирующих языковую среду,
·         применение личностно ориентированного подхода, где  ученик- в центре учебного процесса,
·         включение учащихся в игровую  деятельность, что приводит к естественному желанию говорить на языке,
·     сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и коллективной,         самостоятельный поиск учащимися нужной  информации, 
·         развитие творчества,  умения работать и различными источниками информации.
На своих уроках я стараюсь создать естественные условия для общения, насколько это возможно: задания ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала, физкультминуток – всё это приближает речевую деятельность школьников к естественным нормам, активизирует ранее изученный материал. Например,  использую ситуацию «В международном лагере», реальные звуковые письма учащихся или  воспроизведение стихотворение, топика, диалогов с партнером ( кстати, хороший прием для корректировки произносительных навыков).
Мною применяются разные формы работы в классе: индивидуальные, парные, групповые, как способы подготовки к условиям реального общения. Что касается проектов, то выполняются они  с большим желанием учащимися, особенно младшими. Так, дети изготавливают матрешку-подарок иностранному другу в парах; ведут диалог знакомство
Включение учащихся в игровую  деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке, не вызывает скуки и утомления.    Применяю  также лексические, грамматические, фонетические игры.  Часто формой  моих уроков  бывает - игра-путешествие. Данная технология является основой моей системы работы в младших классах. Именно она обеспечивает ,во-первых, эмоциональное воздействие на учащихся,  во-вторых, способствует  актуализации опорных знаний, в-третьих, облегчает овладение речевыми навыками. Игровым фоном урока может быть выбран главный диснеевский герой Микки Маус, или мною выдуманные персонажи урока: ребята из разных англоговорящих стран, герои мультфильмов, девочка Аня из международного лагеря, или ребята называют себя именами детей англоговорящих стран в детском лагере, все это  приводит учащихся к естественному желанию говорить на языке, не вызывая скуки и утомления. Мною собран большой материал по игровым технологиям.
Доступность и посильность изучаемого материала по содержанию и объему отбираются с учетом возрастных особенностей  школьников. Следуя программе, строю уроки английского  языка так, чтобы они затрагивали темы, близкие интересам учеников: «Моя школа». «Я и моя семья», «Мои друзья», «Я и моё здоровье» и др. Ученик, его проблемы, интересы, жизнь находятся  в центре изучаемого.           Если на уроке говорится о семье, то дети с гордостью рассказывают о своих родственниках: родителях, дедушках и бабушках, приносят фотографии, рисунки, узнают об увлечениях и интересах близких людей, задумываются о своем отношении к ним.
Социокультурная направленность процесса обучения иностранному языку проявляется в использовании в разумных пределах лингвострановедческие сведений и фактов, название страны изучаемого языка. Это содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», повышает их познавательную, творческую, коммуникативную активность на уроках. Урок должен быть осмыслен учителем, пропущен через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном, технологическом уровне. Особое внимание уделяю  тематике, связанной с нашей страной. Стараюсь привить любовь к своей стране посредством английского языка. Например, урок по теме: «Английский - как международный язык», провожу беседу «Английские слова в русском языке». При изучении темы «Еда» мы выясняем, что некоторые слова не переводятся в английский язык, являются неизменными: blihi, borshch, . Важными считаю, привитие любви к Родине большой и малой через иностранный язык, привлекаю внимание детей на богатство нашей страны, известных людей России. /Путин знает немецкий, изучил английский язык /. Говоря о достопримечательностях России, прошу детей сделать сравнение с английскими странами. Итак, Moscow - London, St. Basil’s Cathedral -Big Ben , Red Square - Trafalgar Square etc.
Преобладание аутентичного материала происходит за счет отбора языкового материала, текстов, песен, ситуаций общения проигрываемых ролей, иллюстраций, звукозаписи, видеосюжетов и др.
        С самого начала обучения я начинаю знакомство с песенками на английском языке. Когда я включаю ту или иную песенку, глаза у детей загораются. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывается на произношении, говорении, аудировании.  На каждый праздник, случай, тему мы разучиваем  подходящую песенку. Подбираю несложные в языковом исполнении песни по темам, чтобы  их было легко понять. Мои дети знают много песен (Jingle Bells, Silent Night, Yesterday и др.). Далее в средних и старших классах разучиваем современные песни (My Heart Will Go On, I Feel Good, What A Wonderful World и др.). Разученные песни исполняем на уроках, внеклассных мероприятиях, Неделях иностранного языка.
Уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Сейчас имеется большое разнообразие мультимедийных  средств. Так, в УМК  “ENJOY ENGLISH”-входит обучающая программа “Enjoy listening and playing”, которая  оказывает неоценимую помощь как учителю, так и ученику . Использование этой программы на каждом уроке благотворно сказывается на аудировании, чтении, и практике устной речи.  В своей работе также применяю видео программы для учащихся.
     Систематическое применение квизов  после прохождения страноведческой темы развивает творческие, познавательные умения младших школьников, повышают интерес к ИЯ. Например,  после изучения тем «Рождество»,  «Визит в Лондон», «Визит в Вашингтон», «США», «Великобритания», «Знаменитости Америки» и т.д. с помощью квиза осуществляются  фронтальный опрос, проверка по ключу, высказывания учащихся  в форме микромонолога.
Отмечая все положительные стороны компьютеров, следует отметить, что никакие новейшие технологии не заменят живое слово учителя. Радость общения и творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и ученик.
Применяя игры на уроках, нужно помнить о некоторых моментах:
выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован; должно быть задействовано как можно больше учащихся; игра должна соответствовать языковым возможностям учащихся; языковые игры должны проводиться на иностранном языке; нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном материале, нужно применять их в меру, целесообразно и планово.
Примеры игр:
Игра «Запретное число»
Речевая задача: тренировать учащихся в счете.
Дети стоят в кругу и считают по очереди, но некоторые числа могут быть «запретными», например, четные числа, или числительные, которые делятся на «3». Учащиеся по очереди считают, вместо «запретного» числа ученик хлопает в ладоши.
Игра проводится в быстром темпе, учитель может при счете отбивать ритм. Если кто-то ошибается, выбывает из игры. Побеждает ученик, оставшийся последним.
Игра «Animals» («Животные»)
Речевая задача: тренировать учащихся в названии различных животных, в употреблении личных местоимений с глаголом to be.
Учащиеся стоят в кругу. Каждый участник с рисунком животного или держит в руках игрушку. Дети по очереди называют животное соседа справа и свое животное.
Р1: Не is a rabbit. I'm a monkey.
Р2: Не is a monkey. I'm an elephant. Etc.
Игра «Передай вопрос».
Для этой игры понадобится мяч.
Задача данной игры – развитие навыков устной речи.
Учитель передает мяч ученику и задает вопрос. Ученик, ответив на вопрос, передает мяч другому ученику со своим вопросом и т д.
Учитель передает мяч ученику и задает вопрос. Ученик, ответив на вопрос, передает мяч другому ученику со своим вопросом, и т д.
Игра «Снежный ком».
Эта игра помогает ученикам быстро запоминать НЛЕ. Первый ученик называет слово, второй повторяет слово первого, третий – слово первого, второго, свое и т д. При необходимости слова переводим на русский язык.
Игра «Поезд»
Задача данной игры – отработка глаголов и модального глагола can.
Дети выстраиваются друг за другом, как вагоны поезда, двигаются по классу, при этом отрабатывают в речи глаголы и выполняют соответствующие движения, также идет отработка модального глагол can в речи.
Teacher:
fly(дети руками имитируют полет)- Can you fly?- No, I can’t - Can you dance?- Yes, I can.
Игра в прятки “Hide-and-seek”
Задача данной игры – развитие навыков устной речи и произношения
Дети становятся в круг, один ученик (по желанию) рассказывает считалку “One potato, two potatoes…”. Тот, на кого выпадут слова “Bad one”, прячется в классе. Все остальные ходят по классу и рассказывают стихотворение A B C D E F G
John is hiding far from meLooking here, looking thereI can’t see him anywhere
Для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными являются такие формы общения, какдраматизация и ролевая игра.
Драматизация – представления в виде сцен, рассказов, сказок, забавных историй, а также сюжетных картин. Задача учащихся состоит в том, чтобы воплотить заданную тему и сюжет в акт речи. Для организации таких заданий учителя английского языка могут использовать Книгу для чтения, дополнительные материалы для чтения, а также видеоматериалы.
Ролевая игра может изображать элементарные коммуникативные акты (покупка, поздравление, знакомство и т.п.) Могут быть и такие ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные социальные роли (библиотекаря, врача, почтальона).
Как показывает практика, действенным средством развития положительной мотивации являются ролевые игры, участие в различной проектной деятельности, КВН- ы, викторины.
Учащиеся начальных классов не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Учитывая потребности в движении учащихся начального звена, на своих уроках я провожу двефизкультминутки: для развития мышечной активности и зрительную гимнастику, стараюсь во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы). Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.
Примеры физкультминуток:
1)
Hands up, hands down, hands on hips, sit down.Hands up, hands to the sides, bend left, bend right.One, two, three hop! One, two, three stop! Stand still!
2) Для проведения физкультминутки я в своей работе использую песню
«If you are happy and you know it …»
Дети с удовольствием выполняют движения и исполняют песню.
3) Для снятия усталости глаз провожу специальные электронные физкультминутки (прилагается компьютерный вариант).
Говоря о средствах, способствующих развитию интереса к английскому языку, нельзя не остановиться на пении.
Используя пение на уроке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память, несет большой эстетический и воспитательный потенциал. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость.
1) Для запоминания форм глагола to be, мы с ребятами поем песенку
«Iamyouare»на мотив песни «В лесу родилась елочка».
I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.
или
I am happy you are happyHe is happy she is happyIt is happyWe are happy they are happy to.
Учащийся 5 класса после использования этой песни на уроке придумал свою песню на этот мотив со словом «Sorry».
2) Названия цветов хорошо запоминаются под мотив песни «В траве сидел кузнечик».
Brown green and blue and whiteBlue and white white and blueBrown green and blue and whiteRedandblackandyellow3) Детям очень нравится песня о временах года (компьютерная презентация песни, где прекрасные слайды с картинами о временах года).
Spring is greenSummer is brightAutumn is yellowWinter is white
Дни Рождения моих учеников никогда не остаются без внимания.
Песня “Happy birthday” помогает нам в этом.
Happy birthday to youHappy birthday to youHappy birthday dear MashaHappy birthday to you
May your birthday be brightFrom morning to nightMay your birthday be brightFrom morning to night
Заключение
Уроки иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. Особенно важно это учитывать, работая в специальной школе, где в основе каждого урока должен лежать дифференцированный подход с элементами нетрадиционных методов обучения.
Говоря о детях младшего школьного возраста, при выборе технологии их обучения нужно учитывать психологические и возрастные особенности младших школьников (повышенную эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения. Учить языку - это искусство, малышей – искусство искусств.
От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.