Пояснительная записка к мастер классу Использование технологии критического мышления на уроках ОБЖ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
мастер класс
«Развитие критического мышления»
на уроках ОБЖ
Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Формирование критического мышления - одна из актуальнейших задач современного обучения, она обусловлена требованиями ФГОС.
Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Методические задачи:
Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
Ход мастер-класса
Организационный момент.
- Я рада видеть вас сегодня на моем мастер - классе,
Педагоги часто задают себе вопросы: как научить обучающихся самостоятельно добывать знания, как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность? Познакомившись с технологией «Развитие критического мышления», я нашла ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них.
1 этап: знакомство с технологией развития критического мышления
Технология развития критического мышления начала развиваться в России с 1997 года. В основе технологии лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на любых уроках и во внеурочной деятельности. 
Использование ТРКМ в рамках любого предмета:
дает возможность учителю формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные способности учащихся, проводить рефлексию их и собственной деятельности, двигаться дальше в планировании и ведении уроков, а также в профессиональном саморазвитии;
способствует самоопределению учеников, формирует самостоятельность их мышления и деятельности;
влияет на цели учителя и результаты образовательного процесса.
Приемы и методы ТРКМ
Технология критического мышления включает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Уроки на основе ТРКМ отличаются трехфазной структурой: вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (стадии) приемов и методов.
Первая стадия - вызов
Ставится задача - «вызвать» (восстановить в памяти, побудить вспомнить) имеющиеся у учащихся знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную деятельность.
Приемы и методы: кластеры, верные и ошибочные утверждения, «мозговой штурм», ключевые слова, тематический видео- и аудиоряд.
Работа индивидуально, в парах и группах. Учащиеся получают информацию, выслушивают, записывают, обсуждают ее.
Вторая стадия - осмысление
Ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием подходов критического мышления - осмысленного чтения или слушания. Учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы, работают с новой информацией (фильм, лекция, материал учебника).
Приемы и методы: ведение «бортового журнала», мышление под прямым углом, Фишбоун, Инсерт, ролевая игра, таблица ЗХУ.
Третья стадия - рефлексия
Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят ее с уже знакомой им и, используя знания, полученные на стадии осмысления, творчески перерабатывают.
Приемы и методы: дискуссия, написание творческих работ (синквейнов, эссе и др.), заполнение кластеров.
2 этап: А сейчас я вам предлагаю перейти к практической части нашего занятия. Тема которого "Формирование понятия здоровый образ жизни средствами современных педагогических технологий".
- Предлагаю вам разделиться на две группы. Каждая группа будет работать отдельно от другой. А затем мы вместе выработаем определение понятия «здоровый образ жизни».
- Итак, начнем. Перед вами два листа бумаги. В течение нескольких минут вам требуется написать на нем созвучные с выражением «здоровый образ жизни » слова, словосочетания.
Работают. Пишут.
- Поговорим об основных составляющих понятия, которые вы указали.
Правило №1. Здоровое питание
От нашего питания зависит очень многое.
Сейчас я вам буду зачитывать пословицы, а вы постарайтесь их закончить (на экране):
- хочешь, чтоб тебя уважали, не говори много;
- хочешь быть здоровым – не ешь много;
- умеренность - лучший врач;
- не в меру еда-болезнь и беда.
Правило №2. Отдых и сон
Продолжаем заканчивать пословицы:
- сон – лучшее Лекарство;
- от хорошего сна – молодеешь;
- выспался – будто на свет народился.
Правило №3. Третье правило – отказ от вредных привычек
Все ли вредные привычки вы выделили на листах.
- Послушайте поучительную легенду, которая возможно изменит ваше отношение к предостерегающим советам об отказе от вредных привычек ваших родных, знакомых.
Легенда
Всегда ли мы слушаем людей, которые предостерегают нас от вредных привычек? Я вам расскажу одну легенду, а вы сделайте для себя выводы.
«Жил некогда великий повелитель. И был у него верный друг – птица сокол, которого он всегда брал с собой. Однажды в долгом походе сморила Хана жажда. И вдруг он увидел тонкую струйку воды, пробивающуюся среди камней. Только начал он набирать воду в свой шлем, как сокол выбил его из рук грозного Хана. Рассердился Хан. Второй раз начал он набирать воду в свой шлем, все больше мучила его жажда. И опять выбил из его рук шлем сокол. И взял тогда хан острый меч и начал в третий раз набирать воду. Опять выбил сокол шлем из рук Хана, но был убит острым мечом. Но шлем закатился так далеко, что не смог найти его Хан. Тогда он с трудом поднялся на гору к озеру и увидел, что в этом озере лежит ядовитая змея, капли яда которой хватит, чтобы убить несколько человек. И понял тогда повелитель, что сокол спас ему жизнь, а он убил его».
Подумайте о том, как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей!
Правило №4. Активный образ жизни
- Наконец мы подошли к самому основному правилу - активный образ жизни.
Подвижный, быстрый человек
Гордится стройным станом.
Сидящий сиднем целый век
Подвержен всем изъянам.
Мы с вами сейчас сделаем небольшую зарядку. Она поможет не только размяться, но и тренирует координацию и память.
А, ну-ка попробуй!
Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы ладони должны быть развернуты. Получилось? Не тут-то было!
Послушай, поверь и себя проверь
Положить руки на колени, хлопнуть в ладоши, потом левой рукой взяться за нос, а правой за левое ухо. Опять хлопнуть в ладоши и поменять руки.
Делай одновременно
Одновременно отбивайте одной ногой два удара, а другой три.
Тот педагогический прием, с которым я знакомила вас сегодня, называется кластер.
Он очень хорошо воспринимается ребятами. Педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
На слайде вы видите рекомендации классным руководителям при использовании этого приема.
Рекомендации:
Записывайте все идеи учащихся.
Не судите о качестве идей (не комментируйте).
Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.
Ведь как говорил Конфуций:
«Хороший учитель настаивает, но не тянет за собой,
Побуждает, но не заставляет,
Показывает путь, но не доводит до конца».
- И закончить свой мастер-класс я хочу рефлексией.
Тот прием, который я предлагаю, называется «Дерево чувств». Вы видите перед собой яблоню. Рядом лежат яблоки трех цветов:
- если чувствуете себя хорошо, комфортно, настроение на высоте, занятие принесло вам пользу, то вешайте на дерево яблоко красного цвета;
- если настроение хорошее, но занятие не произвело на вас впечатления, то вешайте на дерево яблоко желтого цвета;
- если настроение ухудшилось, потому что занятие не понравилось, то вешайте на дерево яблоко зелёного цвета.
Спасибо всем за работу!