Конспект по правовому воспитанию Путешествие по сказкам


Конспект открытого занятия по правовому воспитанию. «Путешествие по сказкам»
Программное содержание: Познакомить детей со статьями "Декларации прав человека". Способствовать их пониманию и осознанию на примерах сказок.
Формировать у детей представление о праве на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища.
Строить человеческие взаимоотношения на основе дружелюбия и национального согласия. Воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям, способствовать предупреждению проявления агрессивности.
Осуществлять готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
Материал: разрезная картинка с сюжетом "Заюшкина избушка"; карточки: гнездо, конура, озеро, дом, дупло, птица, собака, рыба, человек, белка; фланелеграф, настольный театр: "Кот, петух и лиса"; на ватмане точками изображение лебедя, маркеры, портфель, букварь, тетрадь, ручка, линейка, пенал, машина, кукла; 4 карточки на которых напечатан текст статей "Декларации прав человека".
Предварительная работа: разбор статей "Декларации прав человека" на примере сказок. Ход занятия
Воспитатель: Часто в жизни человека возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь, и как наказать обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного. Но есть закон, с помощью которого мы можем разобраться в спорных ситуациях. Он называется "Декларация прав человека". Если точно соблюдать все, что записано в "Декларации прав человека" (а записано в ней то, как правильно должны вести себя люди друг с другом), то беспорядок и неразбериха прекратятся. А чтобы их соблюдать, нужно сначала познакомиться со статьями "Декларации". Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. И в этом нам помогут сказки.
1 задание. Воспитатель: Мы окажемся в одной из сказок, если соберем из частей картинку в одно целое. Дети выкладывают на мольберте картинку. Воспитатель: Какая сказка изображена? Дети: "Заюшкина избушка".
Воспитатель: Кто попал в беду?
Дети: в беду попал Заюшка.
Воспитатель: Что с ним случилось?
Дети: Лиса выгнала Заюшку из его избушки.
Воспитатель: Что нарушила лиса?
Дети: Право.
Воспитатель: А вот какое право нарушила лиса, мы узнаем, прочитав статью "Декларации". Воспитатель показывает карточку, на которой написано: "Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища".
Воспитатель: Какое право нарушила лиса?
Дети: Лиса нарушила право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель: Да, у каждого должно быть свое жилище, и никто не может его отобрать. Я разложу карточки, где изображены жилища животных. Разложите карточки с изображениями животных по их жилищам.
Дети раскладывают: гнездо - птица, дупло - белка, дом - человек, конура - собака, озеро - рыба. 2 задание.
Дети подходят к настольному театру "Кот, лиса и петух".
Звучит голос петуха: Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За широкие горы.
Кот - коток, спаси меня.
Воспитатель: Кто зовет на помощь?
Дети: Петух.
Воспитатель: Из какой он сказки?
Дети: Из сказки "Кот, лиса и петух".
Воспитатель: Что лиса натворила на этот раз?
Дети: Она украла петуха.
Воспитатель: Что она хотела с ним сделать?
Дети: лиса хотела съесть петуха.
Воспитатель: И снова лиса нарушила право. Какое право лиса нарушила, мы узнаем, прочитав следующую статью "Декларации".
Воспитатель показывает карточку и читает: "Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу".
Дети: Лиса нарушила право петуха на жизнь и свободу.
3 Воспитатель: Ребята, вспомните, в каких еще сказках жизнь и свобода героев подвергалась опасности? Дети: В сказках: "Гуси - лебеди", "Красная шапочка", "Волк и семеро козлят", "Колобок", "Маша и медведь".
3 задание. Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Сейчас я его прочитаю: "Дорогие ребята! У нас на птичьем дворе живут разные птицы, но никто меня не понимает. Говорят, что я уродлив. Что мне делать?" Как вы думаете, кто написал это письмо?
Дети: Это письмо написал Гадкий утенок.
Воспитатель: Почему жители птичьего двора его обижают?
Дети: Потому, что он не похож на других.
Воспитатель: А кто пользовался особым авторитетом на птичьем дворе?
Дети: Особым авторитетом пользовалась большая утка. У нее на лапке была красная ленточка. Воспитатель: Правильно ли поступали жители птичьего двора по отношению к Гадкому утенку? Дети: Нет, они нарушили право. Воспитатель: Сейчас прочтем еще статью "Декларации". В ней написано: "Все люди рождены быть свободными и равными в своих правах. Все должны относиться друг к другу по - братски". А сейчас соедините точки на листе, и у вас получится изображение.
Дети соединяют точки маркером.
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Лебедь.
Воспитатель: Вот таким прекрасным лебедем станет Гадкий утенок. Сейчас ему трудно на птичьем дворе.
Мы поиграем в игру "Мир без тебя" и скажем утенку много добрых слов, чтобы ему было веселее. Я начинаю: "Мир без тебя был бы неинтересен, потому, что ты самый красивый:
Дети продолжают: самый добрый, милый, умный, вежливый, отзывчивый, ласковый. Ребенок читает стихотворение. Много нас на белом свете, Есть и взрослые и дети, Но в правах мы все равны, И дружить всегда должны.
4 задание. Звучит музыка, входит грустный Буратино. Воспитатель: Что случилось, Буратино? Почему ты грустный?
4 Буратино: Я хочу учиться в школе, но не знаю, что нужно взять в школу.
Воспитатель: Наши дети тоже идут в школу. Они тебе помогут. Два ребенка собирают портфель для Буратино и объясняют, что они кладут: букварь, пенал, тетрадь, ручку, линейку.
Воспитатель: Ребята, об этом в "Декларации" тоже есть статья. Вот как она звучит: "Каждый человек имеет право на образование". Когда детям исполняется 7 лет, они все идут в школу, получают образование.
Буратино: Спасибо вам, ребята, вы такие дружные.
Воспитатель: У нас есть песня о дружбе. Ребята, давайте ее споем.
Песня. 1. Ты да я , да мы с тобой - 2 раза Здорово, когда на свете есть друзья. Если б жили все в одиночку, То уже давно на кусочки Развалилась бы наверное Земля. 2. Ты да я , да мы с тобой - 2 раза Нас не разлучит никто и никогда. Даже если мы расстаемся, Дружба все равно остается, Дружба остается с нами навсегда. Буратино: ребята, мне очень понравилась ваша песня. Но мне пора возвращаться в сказку. До свидания, друзья!
Дети: До свидания, Буратино. Мы желаем тебе учиться на 5.
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Сегодня мы разобрали 4 статьи "Декларации прав человека". В них говорилось о неприкосновенности жилища, о неприкосновенности жизни и свободы, о том, что все люди должны относиться друг к другу по-братски, а так же, все имеют право на образование. Мы будем продолжать знакомиться со статьями "Декларации прав человека"