Методическая разработка игра за открытиями


Разработка учителя географии МБОУ СШ №12 г. Евпатории Чикаренко Василия Федоровича
Для недели естественных наук в школе я разработал игру, сутью которой является поиск в школе пунктов с вопросами и зарабатывание баллов за правильные ответы. Цель игры является популяризация географических знаний, развитие познавательных интересов, формирование дружных коллективов и позитивного психологического настроя. Правила игры: 1. Формируются команды из учащихся (от двух до шести команд, в командах одинаковое количество участников); 2. Команда выбирает капитана; 3. Капитана выделяем капитанской фуражкой; 4. Болельщики, участники и жюри собираются в актовом зале; 5. Председатель жюри объясняет правила проведения игры; 6. Капитаны получают маршрутные листы (в каждом маршрутном листе своя последовательность посещения пунктов с вопросами, чтобы на одном пункте не встречались две команды); 7. По сигналу с интервалом в несколько секунд команды отправляются на маршрут. В маршрутном листе перечислена последовательность пунктов с вопросами, причем эту последовательность нарушать нельзя. 8. Условие передвижения команды – взявшись за руки (это условие не даст возможности членам команды разбежаться по школе и сразу найти все пункты с вопросами); 9. Если команда подходит к пункту назначения, а оттуда еще не ушла предыдущая команда, то они останавливаются на расстоянии не позволяющем слышать ответы предыдущей группы; 10. На пунктах маршрута заранее подготовленные старшеклассники предлагают командам варианты вопросов (один вариант имеет все правильные утверждения, остальные от одной и более ошибок); 11. Вся команда принимает участие в обсуждении, но выбранный вариант ответа с утверждениями без ошибок (по мнению команды) называет только капитан, номер этого варианта волонтеры – старшеклассники записывают в маршрутный лист; 12. Команда продолжает поиски следующего в маршрутном листе пункта с вопросами (там также после выбора ответа получает запись в маршрутный лист); 13. После посещения всех пунктов команды собираются в актовом зале; 14. Члены жюри производят подсчеты набранных баллов; 15. Объявляются результаты игры, производиться награждение победителей; 16. В то время, когда команды находятся на маршруте, с болельщиками проводятся игры, викторины, разгадываются ребусы и т.д. Предварительная подготовка включает: - подготовку волонтеров – старшеклассников (ознакомление их с правилами игры, и возложенными на них функциями); - обычно это старшеклассники которые собираются сдавать ВНО по географии; - подготовка оформления пунктов маршрута (на листе ватмана находятся название пункта, рисунки и интересные факты на эту тематику, и конечно варианты билетов с разными утверждениями; - волонтеры выходят на свои пункты и вывешивают листы оформления только тогда, когда команды и болельщики собрались в актовом зале; Используемые мной варианты утверждений приведены ниже (напоминаю, что только в одном случае все утверждения верны, а в остальных от одной и более ошибок).
Планета – Земля 1. Земля – третья планета Солнечной системы. Диаметр Земли в 109 раз меньше диаметра Солнца. Средний диаметр Земли около 12750 км. От Земли до Луны 384 тыс. км. Земля имеет форму геоида. (5 баллов); 2. Земля самая большая планета Солнечной системы. У других планет Солнечной системы спутников нет. Первыми на Луну высадились англичане. На Земле вода может находиться в жидком, газообразном и твердом состояниях. (2 балла); 3. В високосный год (366 суток) Земля вращается медленнее по своей орбите. На Марсе есть растительная жизнь. Земля вращается с востока на запад вокруг своей оси. Земля ближе к Солнцу летом (в июне). (1 балл); 4. 12 апреля 1961г. Юрий Гагарин совершил первый космический полет. От Земли до Солнца около 150 млн.км. Земля совершает оборот вокруг Солнца за месяц. У Земли есть магнитное поле. (4 балла); 5. Земля – звезда со спутником Луной. Земля немного сплюснута с полюсов. Земля совершает движение вокруг своей оси за год. 23 декабря день зимнего солнцестояния. (3 балла);
Географические открытия 1. Эратосфен назвал науку о Земле «география». Ибн Баттута в 14 веке преодолел около 120 тыс.км. Колумб был уверен, что открыл путь в Индию. Путешествие Магеллана подтвердило, что Земля шарообразная. (5 баллов); 2. Геродот посетил Скифию. Китайцы создали компас. Колумб совершил 4 плавания. Магеллан завершил кругосветное путешествие. (4 балла); 3. Кука убили в Африке. Первым южного полюса достиг Роберт Скотт. Миклухо и Маклай – два российских путешественника. Васко да Гама пересек Тихий океан. (1 балл); 4. Марко Поло совершил путешествие в Китай. Колумб совершил кругосветное путешествие. Давид Ливингстон открыл Ниагарский водопад. Кук открыл Антарктиду. (2 балла); 5. Птолемей создал общую карту известного тогда мира. Колумб был португальцем. Австралию открыли Лазарев и Беллинсгаузен. Второе кругосветное путешествие совершил Френсис Дрейк. (3 балла);
Океаны 1. Самая соленая вода в Черном море. Самое мощное течение в океане – Куросио. Первое кругосветное путешествие совершил Колумб. Самое крупное живое существо на нашей планете – китовая акула. (1 бал); 2. Тихий океан назван так потому, что в нем не бывает штормов. Индийский океан второй по величине. Дельфины – это рыбы. Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океаны. (2 балла); 3. Евразия омывается всеми океанами. Атлантический океан – второй по величине. Бенгальский залив в Тихом океане. Самый богатый органический мир в Северном Ледовитом океане. (3 балла); 4. Индийский океан омывает все материки. Океания – группа островов в Тихом океане. Берингов пролив отделяет Азию от Америки. Киты это млекопитающие. (4 бала); 5. Тихий океан самый большой. На дне Атлантического океана расположен Срединно-Атлантический хребет. Самый глубокий в Индийском океане – Зондский желоб. Температура воды в Северном Ледовитом океане может быть ниже нуля градусов. (5 балов); За окном холодный дождливый ноябрь, пасмурно, безрадостно, а во время этой игры вдруг загораются глаза, появляется желание спешить, преодолевать возникающие трудности, спорить, находить совместное решение. В то же время дети вспоминают и закрепляют пройденный материал, а не редко и узнают новое.