Коррекционное занятие по пространственной ориентировке на тему Не сбейся с пути


Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №172 для слепых и слабовидящих детей Ново-Савиновского района г. Казани
Республики Татарстан
Антипова Екатерина Валерьевна
учитель-дефектолог (тифлопедагог).
Тема коррекционного занятия по пространственной ориентировке:
«Не сбейся с пути».
Цель: Закрепление полученных навыков ориентировки в пространстве.
Совершенствование навыков свободно и уверенно ориентироваться на своем теле и на рабочем месте.
Развитие умения ориентироваться в микропространстве.
Развитие умения действовать по инструкции.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Форма: путешествие.
Метод: предметно-практический.
Способ организации: беседа, инструкции по выполнению заданий, система наводящих вопросов, элементы рефлексии.
Оборудование: геометрические фигуры, карточки, написанные по системе Брайля, колокольчик.
Список учащихся по группам офтальмологического заболевания:
В классе 7 учащихся III (IV) вида образовательной деятельности. Все ученики работают по Брайлю. Используют приборы и пособия по Брайлю.
Вступительная беседа педагога:
Здравствуйте ребята! Начнем наше занятие. Но сначала давайте поздороваемся с нашим медвежонком. Ой, ребята, а его нет! На том месте, где он сидел, только записка какая-то. «РЕБЯТАМ ОТ ЗЛОЙ КОЛДУНЬИ». Я даже читать боюсь. Кто мне поможет прочитать ее?
Ребенок читает: (карточка№1)
«Я – злая колдунья. Это я забрала вашего маленького медвежонка в страну злых волшебников. Нам тоже нужны такие красивые звери. Верну его, если вы выполните три моих задания, а я посмотрю, умеете ли вы ориентироваться».
Вот видите ребята, как важно уметь ориентироваться. Ведь это важно для нас? Конечно! Это умение поможет нам жить и совершать наши ежедневные дела. А на наших занятиях по ориентировке мы с вами будем закреплять уже имеющиеся навыки и приобретать новые.
- Ребята, давайте вернем медвежонка в класс. Спасем его? Тогда давайте все вместе отправимся в путешествие в страну злых волшебников.
- Мы помним, что нас ждут препятствия и сложные задания?
Ведь колдунья не хочет просто так показать нам дорогу и отпустить медвежонка. Справимся с ними? Мы же многому научились на занятия по ориентировке в окружающем нас пространстве, в ориентировке на своем теле – нашем помощнике! Не собьемся с пути в стране злой колдуньи?! Наше занятие сегодня так и называется «Не сбейся с пути!».
Ход занятия:
Ориентировка на рабочем столе.
Ребята! Я нашла первое задание колдуньи.
Слушаем: «разложить фигурки на рабочем столе по инструкции». Фигурки сейчас раздам.
Положить:
• 1 треугольник в верхний правый угол;
• 2 квадрата в левый нижний угол;
• 3 круга в правый нижний угол;
• И оставшиеся 2 квадрата в левый верхний угол.
Молодцы ребята! Вы замечательно справились с этим заданием. Но оно будет считаться выполненным, если мы вспомним, где лежит треугольник. (верхний правый угол). Было сложно? Мы победим злую волшебницу? Конечно. Тогда продолжим наш путь.
Ориентировка в малом пространстве.
Следующее задание. Колдунья захотела, чтобы мы ей построили дом в лесу. Мало ей страны злых волшебников! Сейчас я вам раздам наш строительный материал. Но, ребята, у всех будет свое задание.
У тебя, мне кажется, лучше всего получиться построить дом.
Твоим заданием будет построить елочку.
Построй, пожалуйста, забор из четырех треугольников.
Твоим заданием будет сделать дерево.
Твоим заданием будет построить дорогу из четырех квадратов, выкладывая их в ряд.
Молодцы ребята! У тебя получился замечательный дом, думаю, что колдунья обрадуется. У тебя получилась очень красивая елочка. Построила прекрасный забор, а ты в наш лес посадила большое дерево, а у тебя получилась отличная дорога, вот по ней, ребята мы с вами и отправимся в путь. Но это задание, ребята, сложное и для того, чтобы с ним справиться, нам нужно немного отдохнуть. Давайте встанем, выйдем из-за парт.
Ориентировка на собственном теле.
Колдунья наблюдает за нами, давайте постараемся не ошибаться. Давайте вспомним, где у нас правая рука. Молодцы! Левая нога! Молодцы! А сейчас будут задания посложнее, вы готовы?
Дотронуться:
1. Левой рукой до правой ноги
2. Правой рукой до правого колена
3. Левой рукой до левого плеча
4. Правой рукой до левого локтя
5. Левой рукой до правого уха
6. Правой рукой до носа.
Молодцы ребята! Я вижу, как вы стараетесь. Чуть-чуть не получилось у …
Давайте поторопимся и продолжим наш путь по спасению медвежонка. Ой, ребята! Пока мы с вами делали нашу необычную зарядку, у меня на столе появилось письмо. Давайте его прочитаем. Помоги, пожалуйста, нам, прочитай вслух (карточка №2):
«Здравствуйте ребята! Вы уже выполнили много заданий. Я рад за вас. Теперь вам надо найти дорогу. Это самое трудное задание. Чтобы его выполнить, вам нужен колокольчик. Инструкции в следующем письме. Ваш помощник из страны добрых волшебников».
- Ребятки! Видите, кроме страны злых волшебников, есть страна доброты. Давайте приступим к нашему заданию. Вы будете выполнять его по очереди, передавая друг другу колокольчик.
…. начинает движение по инструкции, которую прислал наш волшебник.
«Встань, пожалуйста, из-за парты. Повернись налево. Сделай 6 шагов вперед. Что перед тобой? Куда ты пришла? Кто сидит за этой партой? Молодец! Позвени в колокольчик, ты справилась со своим заданием. Передай колокольчик. Присаживайся на это место.
Теперь твоя очередь продолжать путь, встань, пожалуйста, повернись направо, сделай 2 шага вперед. Куда ты пришла? Молодец! Позвени в колокольчик. Ты справилась со своим заданием. Присаживайся на место до которого дошла.
Дальше ты продолжаешь путь. Повернись направо и сделай, пожалуйста, шаг вперед. Куда ты пришел? Молодец! Передай колокольчик.
Продолжай наш путь. Сделай, пожалуйста, 4 шага прямо, поверни налево, 2 шага вперед. Куда ты пришла? Передай колокольчик следующему.
У тебя осталась финишная прямая! Мы практически добрались. Поверни, пожалуйста, налево, сделай 6 шагов прямо. Что перед тобой? Правильно, диван. Обследуй его, пожалуйста, и найди правый подлокотник относительно тебя. А на нем сидит…. Ура!!!
Молодцы ребята! Я ТАК РАДА, ЧТО Вы справились с заданием и спасли медвежонка. ДАВАЙТЕ ПОСАДИМ ЕГО НА МЕСТО.
Итог урока: Вам понравилось наше приключение? Что для вас сегодня было самым сложным?