ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров» 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

НОУ СПО « Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права»


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
________________________________ Директор техникума
(наименование организации-работодателя)
__________________________________ ______________ А.И.Иванов
(ФИО эксперта от работодателя)
__________________________________ «___»_____________2015г.
(подпись)
«___»___________________2015г.





ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров
























Ставрополь, 2015г.

Программа профессионального модуля ПМ.02 ОРганизация и проведение экспертизы и оценки качества товаров разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, утвержденного приказом Минобрнауки от 28.07.2014 №835 (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 №33769)

Организация-разработчик:
НОУ СПО «Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права»

Разработчик:
Николаева Н.А. – преподаватель техникума, Почетный работник СПО, заслуженный учитель РФ












Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
«Товароведно – технологических дисциплин»
Протокол № 1 от«28» августа 2015 г.
Председатель цикловой комиссии
________________Н.А.Николаева

СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

7

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

16

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

22


1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров»

1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.
ПК 2. Организовывать и проводить оценку качества товара.
ПК 3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации) товароведов, товароведов-экспертов.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
идентификации товаров однородных групп определенного класса;
оценки качества товаров;
диагностирования дефектов;
участия в экспертизе товаров;
уметь:
расшифровывать маркировку товара и входящие в ее состав информационные знаки;
выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;
определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям;
отбирать пробы и выборки из товарных партий;
проводить оценку качества различными методами (органолептически и инструментально);
определять градации качества;
оценивать качество тары и упаковки;
диагностировать дефекты товаров по внешним признакам;
определять причины возникновения дефектов;
знать:
виды, формы и средства информации о товарах;
правила маркировки товаров;
правила отбора проб и выборок из товарных партий;
факторы, обеспечивающие качество, оценку качества;
требования действующих стандартов к качеству товаров однородных групп определенного класса;
органолептические и инструментальные методы оценки качества;
градации качества;
требования к таре и упаковке;
виды дефектов; причины их возникновения.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего 498 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 390 час, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 260 часов;
самостоятельной работы обучающегося 130 часов;
учебной и производственной практики 108 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код
Наименование результата обучения

ПК 1.
Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности

ПК 2
Организовывать и проводить оценку качества товаров

ПК 3.
Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)


3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов





Всего
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПК 2.1-2.2
Раздел 1. Управление качеством потребительских товаров
126
84
50

-
42

-
-
-

ПК 2.3
Раздел 2. Правила проведения экспертизы
45
22
10
-
11
-
12


ПК 2.1-2.2
Раздел 3 Оценка качества и экспертиза потребительских товаров
255
154
102
10
77
5
24



Производственная практика (по профилю специальности)
72

72



Всего:
498
260
162
10
130
5
36
72



3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

МДК 1. Оценка качества товаров и основы экспертизы

260


Раздел 1. Управление качеством потребительских товаров

84


Тема 1.1. Качество как объект управления
Содержание учебного материала
12




Основные понятия: качество, требования к качеству продукции, свойства, показатели качества. Классификация свойств и показателей качества потребительских товаров: номенклатура, краткая характеристика, критерии выбора.
2
2



Градации товаров по соответствию и несоответствию установленным требованиям. Градации качества стандартной продукции.
2
2



Понятие и классификация дефектов. Диагностика дефектов: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения.
Права потребителя и ответственность продавца при реализации дефектной продукции.
2

2


Практические занятия
8



1.
Решение ситуационных задач на применение статей Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
2



2.
Систематизация и обобщение показателей качества продовольственных товаров на основе НД
2



3.
Выбор номенклатуры показателей, необходимых для оценки качества товаров
2



4.
Распознавание допустимости дефектов непродовольственных товаров, их влияние на установление сортности
2


Тема 1.2. Количественные характеристики товаров
Содержание учебного материала
10




Общие физические свойства товаров: масса, длина, площадь, объем, температура и др.
Специфические физические свойства единичных экземпляров товаров (прочность, твердость, деформация, эластичность, вязкость и т.д.)
2

2



Практические занятия
8



1.
Определение количественных и качественных характеристик продовольственных товаров (на выбор учебных заведений, например, свежих овощей, пищевых жиров, молочных продуктов, зерномучных товаров и т. д.).
6



2.
Определение количественных и качественных характеристик непродовольственных товаров (на выбор учебных заведений, например, музыкальных, силикатных, текстильных товаров и т. д.)
2


Тема 1.3 . Безопасность потребительских товаров
Содержание учебного материала
26




Биологическая безопасность. Болезни, вызываемые микроорганизмами. Причины возникновения, их характеристика, меры предупреждения.
2
3



Порча продуктов, вызываемая микробиологическими процессами. Возбудители, характерные признаки, меры предупреждения.
2
3



Пищевые отравления. Виды, причины возникновения, влияние на качество пищевых продуктов.
2
1



Гельминтозы: причины заражения, группы, их характеристика. Меры предупреждения.

3



Химическая безопасность потребительских товаров. Группы по безопасности. Предельно допустимые концентрации, влияние на качество товаров.
2
3



Пищевые добавки: виды, назначение, влияние на здоровье человека.
2
3



Безопасность непродовольственных товаров: товаров для детей, парфюмерно-косметической продукции.
2
3



Фальсификация товаров: виды и способы. Последствия от приобретения фальсифицированной продукции.
2
3



Санитарно-эпидемиологические правила к приему, хранению, реализации пищевых продуктов.
2
3


Практические занятия
10



1.
Распознавание болезней и повреждений по группам товаров (на выбор учебного заведения).
2



2.
Ознакомление с возбудителями глистных заболеваний (экскурсия в пищевую лабораторию)
2



3.
Определение показателей химической безопасности товаров (на выбор учебного заведения)
2



4.
Идентификация групп пищевых добавок на основе маркировки товаров.
2



5.
Распознавание фальсифицированной продукции.
2


Тема 1.4. Обеспечение качества товаров
Содержание учебного материала
14





Факторы, формирующие качество товаров: сырье, конструкция, технология производства.
Факторы, сохраняющие качество. Классификация факторов, сохраняющих качество товаров.
2


3









Изменения, происходящие в непродовольственных товарах при неправильном уходе и хранении. Способы и приемы устранения нежелательных изменений при хранении.
2
3



Изменения, происходящие в продовольственных товарах при хранении. Физические, физико-химические, биохимические процессы.
2
3


Практические занятия
8



1.
Оценка правильности хранения непродовольственных товаров как фактор сохранения качества.
2



2.
Разработка рекомендаций по уходу за отдельными группами непродовольственных товаров
2



3.
Определение и контроль изменений, происходящих в продовольственных товарах при хранении.
2



4.
Анализ соблюдения правил хранения продовольственных товаров
2


Тема 1. 5. Контроль и оценка качества товарных партий




Содержание учебного материала
16





Контроль качества: значение, виды контроля. Понятие об однородной партии.
Правила отбора проб и выборок. Понятие об объединенной
пробе, исходном и среднем образце, средней пробе.
2

2





Методы определения качества товаров. Органолептический метод: сущность, виды, их достоинства и недостатки.
Инструментальные методы определения качества товаров: виды, сущность, достоинства и недостатки.
2


2


Практические занятия
12



1.
Последовательность отбора проб при разных способах размещения товара
2



2.
Порядок органолептической оценки качества продовольственных товаров
2



3.
Ознакомление с методикой определения физико-химических показателей
2



4.
Решение ситуационных задач по оценке качества продовольственных товаров.
2



5.
Порядок органолептической оценки качества непродовольственных товаров
2



6.
Решение ситуационных задач по оценке качества непродовольственных товаров.
2


Тема 1.6. Информационное обеспечение товаров
Содержание учебного материала
6





Товарная информация
Виды и формы товарной информации. Требования, предъявляемые к товарной информации.
Информационные знаки потребительских свойств товаров.
Маркировка как основное средство товарной информации
2

3



Практические занятия
4



1.
Расшифровка маркировки продовольственных товаров, оценка полноты маркировки, её влияние на конкурентоспособность товаров.
2



2.
Расшифровка маркировки непродовольственных товаров, оценка полноты маркировки, её влияние на конкурентоспособность товаров .
2


Самостоятельная работа при изучении раздела 1. ПМ 02.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите



Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Решение ситуационных задач по оценке качества (по группам товаров)
Самостоятельное изучение НД (стандартов) по отбору проб, показателей качества, оценке качества
Подбор коллекции маркировочных ярлыков, потребительских упаковок
Составление памяток - рекомендаций по уходу за отдельными группами товаров
Изучение информационных знаков по маркировке
Изучение средств товарной информации
56


Раздел 2. Правила проведения экспертизы


22


Тема 2.1. Задачи и виды экспертизы товаров












Содержание учебного материала
16




Основные понятия: экспертиза, эксперт, экспертные оценки. Цели, задачи, значение экспертизы товаров. Требования, предъявляемые к экспертам. Права и обязанности экспертов. Экспертные комиссии и группы: состав, порядок формирования.
Классификация экспертизы.
4
1



Классификация средств товарной экспертизы: нормативные и технические документы, маркировка, материально-технические средства, средства измерений, анализа, обнаружения, оргтехника: назначение, виды, краткая характеристика.
Методы товарной экспертизы.
2
1



Экспертиза товаров по количеству, качеству и комплектности: виды, особенности проведения
2
3


Практические занятия
8



1.
Приемка продовольственных и непродовольственных товаров по количеству.
2



2.
Приемка продовольственных и непродовольственных товаров по качеству.
2



3.
Овладение первичными навыками проведения товароведной экспертизы (урок на производстве)
2



4.
Отбор проб для проведения экспертизы продовольственных товаров и оформление акта.
2


Тема 2.2. Санитарно-эпидемиологическая, ветеринарно-санитарная экспертиза



Содержание учебного материала
6




Санитарно-эпидемиологическая экспертиза: нормативно-правовая база, органы и службы, особенности выдачи и оформления гигиенических сертификатов.
2
1



Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства: нормативно-правовая база, органы и службы, особенности выдачи и оформления ветеринарных свидетельств.
2
2


Практические занятия
2



1.
Овладения первичными навыками проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животного происхождения (урок на производстве)
2


Самостоятельная работа при изучении раздела 2. ПМ. 02
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите



Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1. Ознакомится с оформлением ветеринарных свидетельств
2. Ознакомится с оформлением гигиенических сертификатов
3. Изучить отбор проб для проведения экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров и оформление акта.
4. Изучить классификацию экспертизы.
5. Изучить методы товарной экспертизы.



Учебная практика
Виды работ
1. Участие в выполнении работ по приемке товара по качеству.
2. Участие в выполнении работ по приемке товара по количеству.
3. Участие в проведении товарной экспертизы.
4. Участие в проведении товароведной экспертизы.
5. Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы.
6. Участие в проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы.
7. Документальное оформление экспертизы.
12


Раздел 3. Оценка качества и экспертиза потребительских товаров
144


Тема 3.1 Оценка качества и экспертиза качества продовольственных товаров






























Содержание учебного материала
70




Оценка качества и экспертиза плодоовощных товаров: нормативные требования, отбор проб для анализа, органолептический и лабораторный анализ.
2
3



Оценка качества и экспертиза зерномучных товаров: отбор проб для анализа, идентификация и фальсификация
2
3



Оценка качества и экспертиза кондитерских изделий, сахара, меда, крахмала. Идентификация и фальсификация.
2
3



Оценка качества и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров: отбор проб, органолептическая оценка, идентификация и фальсификация
2
3



Оценка качества и экспертиза молока и молочных продуктов. Средства и методы обнаружения фальсификации молока и молочных продуктов.
2
3



Оценка качества и экспертиза мяса и мясных товаров. Фальсификация мясных продуктов
2
3



Оценка качества и экспертиза мяса и мясных товаров. Фальсификация мясных продуктов
2
3



Оценка качества и экспертиза рыбы
2
3



Оценка качества и экспертиза рыбных товаров
2
3



Фальсификация рыбных товаров
2
3


Практические занятия
52



1.
Органолептическая оценка качества плодоовощных консервов.
2



2.
Органолептическая оценка качества картофеля
2



3.
Органолептическая оценка качества капустных товаров.
2



4.
Органолептическая оценка качества косточковых плодов.
2



5.
Органолептическая оценка качества гречневой крупы.
2



6.
Органолептическая оценка качества рисовой крупы.
2



7.
Органолептическая оценка качества макаронных изделий
2



8.
Органолептическая оценка качества и сравнительная характеристика хлеба пшеничного 1-го сорта и ржаного хлеба 1-го сорта.
2



9.
Органолептическая оценка качества и сравнительная характеристика муки пшеничной и муки ржаной.
2



10.
Органолептическая оценка качества и сравнительная характеристика конфет.
2



11.
Органолептическая оценка сахара
2



12.
Органолептическая оценка меда
2



13.
Органолептический анализ безалкогольных напитков.
2



14.
Органолептический анализ пряностей.
2



15.
Органолептический анализ чая
2



16.
Органолептический анализ кофе
2



17.
Органолептическая оценка качества молока.
2



18.
Органолептическая оценка качества сметаны.
2



19.
Органолептическая оценка качества сыра
2



20.
Органолептическая оценка качества вареных колбас
2



21.
Органолептическая оценка качества копченых колбас
2



22.
Органолептическая оценка качества мясокопченостей.
2



23.
Органолептический метод оценки качества мясных консервов.
2



24.
Органолептическая оценка качества рыбных консервов.
2



25.
Органолептическая оценка качества белковой икры
2



26.
Органолептическая оценка рыбы.
2


Тема 3.2. Оценка качества и экспертиза непродовольственных товаров



Содержание учебного материала
74




Оценка качества и экспертиза хозяйственных изделий из пластмасс
2
3



Оценка качества и экспертиза качества товаров бытовой химии
2
3



Оценка качества и экспертиза силикатных бытовых товаров
2
3



Оценка качества и экспертиза металлических бытовых товаров
2
3



Оценка качества и экспертиза электробытовых товаров
2
3



Оценка качества и экспертиза текстильных и одежных товаров
2
3



Оценка качества и экспертиза обувных товаров
2
3



Оценка качества и экспертиза парфюмерно-косметических товаров
2
3



Оценка качества и экспертиза радиоэлектронных товаров
2
3



Оценка качества и экспертиза игрушек
2
3


Практические занятия
50



1.
Определение теплофизических свойств при определении видов пластических масс

2



2.
Органолептическая оценка качества хозяйственных изделий из пластических масс
2



3.
Органолептический метод оценки качества лакокрасочных материалов, клеев
2



4.
Органолептический метод оценки качества средств для стирки и мытья, средств для чистки, средств для ухода за садом и огородом
2



5.
Органолептическая оценка качества стеклянных бытовых товаров
2



6.
Органолептическая оценка качества керамических бытовых товаров
2



7.
Органолептическая оценка качества металлических бытовых товаров: приборы для окон и дверей, инструментальные товары
2



8.
Органолептическая оценка качества металлических бытовых товаров: кухонно-хозяйственных принадлежностей, посуды, столовых приборов
2



9.
Органолептическая оценка качества электробытовых товаров
4



10.
Определение природы текстильных волокон
2



11.
Органолептическая оценка качества хлопчатобумажных тканей
2



12.
Органолептическая оценка качества льняных тканей.
2



13.
Органолептическая оценка качества шелковых тканей.
2



14.
Органолептическая оценка качества шерстяных тканей.
2



15.
Органолептическая оценка качества швейных товаров
2



16.
Органолептическая оценка качества верхних трикотажных товаров
2



17.
Органолептическая оценка качества бельевого трикотажа.
2



18.
Использование различных методов оценки качества при проведении экспертизы кожаной обуви
2



19.
Органолептическая оценка качества и экспертиза кожаной обуви
2



20.
Органолептическая оценка качества и экспертиза резиновой и валяной обуви
2



21.
Идентификация парфюмерных товаров
2



22.
Идентификация косметических товаров
2



23.
Органолептическая оценка качества радиоэлектронных товаров
2



24.
Органолептическая оценка качества игрушек
2


Самостоятельная работа при изучении раздела 3 ПМ 02.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите



Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1. Изучение НД (стандартов) по отбору проб, показателей качества, оценке качества
2. Методика проведения органолептической оценки качества растительных жиров
3. Методика проведения органолептической оценки качества икры.
4. Методика проведения органолептической оценки качества отдельных групп непродовольственных товаров:
- мебели;
- строительных товаров;
- галантерейных товаров;
- школьно-письменных и канцелярских товаров;
- спортивных товаров;
- музыкальных товаров.



Учебная практика
Виды работ
Подбор оборудования, инвентаря, реактивов для проведения экспертизы
Участие в проведении товарной, товароведной, ветеринарно-санитарной экспертизы
Документальное оформление экспертизы
Идентификация групп и видов товаров
Установление фальсифицированной продукции
Проведение органолептической оценки качества товаров
Диагностика дефектов, болезней и повреждений продовольственных товаров
Диагностика дефектов непродовольственных товаров
24


Производственная практика (по профилю специальности)
Виды работ
Участие в выполнении работ по приемке товара по качеству
Определение количества вскрываемых единиц упаковки для определения качества товаров
Участие в выполнении работ по отбору проб различных групп товаров
Идентификация групп и видов товаров
Установление фальсифицированной продукции
Участие в органолептической оценке качества товаров
Участие в экспертизе товаров, оформлении результатов экспертизы
Диагностика дефектов, болезней и повреждений продовольственных товаров
72


Самостоятельная работа по выполнению курсовой работы
Примерная тематика курсовых работ по модулю
Оценка качества непродовольственных товаров, производимых на предприятии.
Факторы, формирующие потребительские свойства и качество непродовольственных товаров (на примере однородной группы).
Влияние сырья, технологии производства, упаковочных материалов на формирование ассортимента, качества и конкурентоспособность непродовольственных товаров (на примере однородной группы), производимых на предприятии.
Фальсификация непродовольственных товаров (на примере 2-3 товарных групп).
Факторы, сохраняющие потребительские свойства и качество непродовольственных товаров (на примере однородной группы).
Оценка качества и экспертиза косметических товаров.
Оценка качества и экспертиза товаров бытовой химии.
Оценка качества и экспертиза стеклянных бытовых товаров.
Оценка качества и экспертиза керамических бытовых товаров.
Оценка качества и экспертиза хозяйственных изделий из пластических масс.
Оценка качества и экспертиза металлических бытовых товаров.
Оценка качества и экспертиза швейных товаров.
Оценка качества и экспертиза трикотажных изделий.
Оценка качества и экспертиза кожаной обуви.
Оценка качества и экспертиза текстильных товаров.
Оценка качества и экспертиза мебельных товаров.
Оценка качества макаронных изделий и организация ее проведения.
Оценка качества безалкогольной продукции и организация ее проведения.
Оценка качества вкусовых товаров и организация ее проведения на примере пряностей и приправ.
Оценка качества свежих овощей и организация ее проведения.
Оценка качества коньячных изделий и организация ее проведения.
Оценка качества пива и организация ее проведения.
Оценка качества сыров и организация ее проведения.
Оценка качества чая и чайных напитков и организация ее проведения.
Оценка качества минеральной воды и организация ее проведения.
Оценка качества молока и сливок и организация ее проведения.
Оценка качества продуктов смешанного брожения и организация ее проведения на примере кефира.
Оценка качества кофе и кофейных напитков и организация ее проведения.
Оценка качества рыбных консервов и организация ее проведения на примере икры лососевой.
Оценка качества виноградных вин и организация ее проведения.
Оценка качества хлебобулочных изделий и организация ее проведения.
Оценка качества мучных кондитерских изделий и организация ее проведения.
Оценка качества сахаристых кондитерских изделий и организация ее проведения.
Оценка качества свежих плодов и организация ее проведения.
Оценка качества рыбных товаров и организация ее проведения.
Оценка качества пищевых концентратов и организация ее проведения.
5


Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе
10


Всего
498


4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие:
- лабораторий: «Товароведения и экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров», «Информационных технологий в профессиональной деятельности»;
- мастерских: учебный магазин;
- библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.

Оборудование лабораторий:

Товароведения и экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров
рабочие места по количеству обучающихся;
учебно-методические материалы;
справочная, нормативная документация;
наглядные пособия (видеоматериалы, каталоги, рекламные проспекты, ассортиментные карты);
электронно-презентационные материалы по разделам, темам ПМ 02);
комплект бланков документов (акт отбора проб, протоколы лабораторных исследований, качественные удостоверения, сертификат соответствия, ветеринарно-санитарное свидетельство и др.)
натуральные образцы продовольственных товаров.
натуральные образцы непродовольственных товаров.
весоизмерительное, холодильное оборудование;
оборудование и инвентарь для определения качества товаров;

Лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности
компьютеры по количеству обучающихся;
мультимедийный проектор;
программное обеспечение: Microsoft Word, Excel, Консультант Плюс, Гарант;
электронно-презентационные материалы по разделам, темам ПМ 02;
комплект учебно-методических материалов (рекомендации по выполнению самостоятельной работы над программным материалом; тематика и рекомендации по выполнению индивидуальных заданий разной степени сложности; задания для контроля и самоконтроля знаний и умений).

Оборудование мастерских

Учебный магазин
торговое оборудование (немеханическое, весоизмерительное, холодильное, контрольно-кассовая техника);
торговый инвентарь;
образцы продовольственных, непродовольственных товаров;
образцы упаковок товаров.

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено в предприятиях розничной торговли.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
Закон РФ « О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. №29-ФЗ и изменениями и дополнениями от 22.12.2008 г.
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 с изменениями и дополнениями от 23.11.2009.
Закон РФ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ с изменениями и дополнениями от 22.12.2008 г.
Закон РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993 г. №4979 - 1 с изменениями и дополнениями от 30.12.2008 г.
Закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. №174-ФЗ с изменениями от 17.12.2009 г.
Правила торговли. Сборник нормативных документов.-М.-ГроссМедиа.2009.
СП 2.3.1066-01.Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Утв. Минздравом РФ 06.09.2001 г. С изменениями и дополнениями от 03.05.2007 г.
Приказ Роспотребнадзора «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» от 19.07.2007 г. №224 с изменениями и дополнениями от 30.04.2009 г.
Разъяснение Минсельхозпрода РФ «О прорядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на сырье и продукты животного происхождения» от 06.04.1998 №13-7-55/320.
Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов. Утв. Приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 г. №442 с изменениями и дополнениями от 19.03.2010 г.
Инструкция по ветеринарному клеймению мяса. Утв. Минсельхозпрода РФ 28.04.1994 г.
Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов. СанПиН 42-123-4117-86 (по состоянию на 18 октября 2006 года). – М: Информационно-издательский центр Госкомсанэпиднадзора России.
ГОСТ Р 51293-99 Идентификация продукции
Волошко Н. И.; Ляшко А. А.; Снитко А. П.; Ходыкин А. П. Товароведение непродовольственных товаров. М.: «Дашков и К»; 2009.
Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. Издательство: Academia, 2010.
Карасева Е.Н., Вытовтов А.А. и др. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. Издательство: Инфра-М , 2009.
Носова Т.С., Новопавловская В.П., Голубенко О.А. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие для среднего профессионального образования. Издательства: Альфа-М, Инфра-М, 2007.
Пешкова Т.А., Коник Н.В., Кондрашова Е.А. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие для среднего профессионального образования. Издательства: Инфра-М, Альфа-М, 2007.
Петрище Ф. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров: М.: «Дашков и К», 2005.
Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. Феникс, 2010.
Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров: Учебник для среднего профессионального образования Изд. 8-е, доп., перераб. Издательство: Феникс, 2008.
Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И., Снитко А.П. Товароведение непродовольственных товаров: учебник для средних специальных учебных заведений, М.: «Дашков и К», 2006.

Дополнительные источники:

Вытовтов А.А., Карасева Е.Н. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. Издательство ИНФРА-М, 2009.
Глазков О. В., Иванов О.Н. Товароведение потребительских товаров Издательство Форум, 2008.
Калачев С.Л., Лифис И.М. Товароведение, экспертиза товаров и стандартизация. Издательство Высшее образование; 2009.
Коснырева Л.М. Товароведение и экспертиза мяса и мясных товаров.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Товароведение непродовольственных товаров: учебник для средних специальных учебных заведений, М.: «Дашков и К», 2006.
Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко. Товароведение, экспертиза и стандартизация. Издательский дом "Дашков и К", 2009.
Ходыкин А.П. Товароведение и экспертиза электронных бытовых товаров: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – м.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.
Ходыкин А.П. Товароведение и экспертиза электронных бытовых товаров: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – м.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.
Чечик А.М. Товароведение и экспертиза товаров культурно-бытового назначения: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 535 с.
Чепурной И.П. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 404 с.
Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 460 с.
Чечик А.М. Товароведение и экспертиза товаров культурно-бытового назначения: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 535 с.
Шепелев А.Ф.. Мхитарян К.Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров. Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2001. – 208 с.
Шепелев А.Ф.. Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза молока и молочных продуктов. Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2001. – 128 с.
Шепелев А.Ф. Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза плодоовощных товаров. Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2001. – 64 с.
Шепелев А.Ф., Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза рыбы и рыбных товаров. Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2001. – 160 с.
Шепелев А.Ф., Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров. Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2001. – 128 с.
Шепелев А.Ф., Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза мяса и мясных товаров. Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2001. – 192 с.
Шепелев А.Ф. , Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: Учебное пособие (в 2 - томах). – Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2003. – 688 с.
Шепелев А.Ф. , Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза текстильных и швейно-трикотажных товаров. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002 – 480 с.
Шепелев А.Ф. , Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза древесно-мебельных и силикатно-строительных товаров. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2002 – 352 с.
Шепелев А.Ф. , Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза текстильных и швейно-трикотажных товаров. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002 – 480 с.
Шепелев А.Ф. , Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза древесно-мебельных и силикатно-строительных товаров. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2002 – 352 с.

ИНТЕРНЕТ

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.znaytovar.ru/tema47.html
http://www.foodcommdity/index.shtml
http://www.foodcommdity/10.shtml
http://www.foodcommdity/22.shtml
http://www.foodcommdity/35.shtml
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://tovarov/susu.ac.ru/libraryProd.htm

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Учебное заведение должно располагать материально-технической базой для проведения всех видов занятий, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения, соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам.
Изучению модуля «Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров» должно предшествовать изучение общепрофессиональных дисциплин: «Метрология и стандартизация», «Теоретические основы товароведения», «Товароведение продовольственных товаров», «Товароведение непродовольственных товаров», «Основы коммерческой деятельности», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и ПМ.01. Управление ассортиментом товаров.
В образовательном процессе предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой.
Практические занятия при изучении ПМ. 02. «Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров» проводятся в учебных лабораториях техникума «Товароведения и экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров», «Информационных технологий в профессиональной деятельности», с использованием лицензионного программного обеспечения.
Учебная практика проводится рассредоточено после изучения каждого раздела модуля в учебном магазине техникума.
Производственная практика по профилю специальности проводится в организациях, деятельность которых соответствует профилю подготовки обучающихся,
реализуется концентрировано после изучения МДК. 02 и учебной практики, при прохождении которой за студентами осуществляется контроль руководителем практики в организациях торговли.
Образовательное учреждение определяет цели, задачи, программы и формы отчетности по каждому виду практики.
При работе над курсовой работой студентам оказываются групповые и индивидуальные консультации (количество часов определяет учебное заведение).

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров: наличие высшего образования соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), аттестации педагогического работника и прохождение стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Руководство практикой осуществляют дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин «Метрология и стандартизация», «Теоретические основы товароведения», «Основы коммерческой деятельности».


5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

ПК 1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности






ПК 2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.


ПК 3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы.

- точность определения соответствия наименования товара классификационной группировке







- правильность определения градаций качества товаров




- точность выполнения задания
Наблюдение и оценка деятельности студентов на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практикам

Защита практической работы
Оценка выполнения практической работы

Наблюдение за деятельностью студентов
при выполнении работ по производственной практике

Итоговый контроль по модулю
Экзамен


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- объяснение значимости будущей профессии на современном рынке








- наличие положительных отзывов по итогам прохождения производственной практики
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающего в процессе освоения образовательной программы, наблюдение в процессе практики

Экспертная оценка отзывов работодателей

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области формирования ассортимента, оценки и обеспечения товароведных характеристик товара, их информационного подкрепления

-эффективность и качество выполнения профессиональных задач

- обоснованность выбора методов определения качества при проведении экспертизы
Наблюдение и оценка деятельности студентов при проведении деловой игры, решении ситуационных задач

Защита практической работы


Защита практической работы

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- решение профессиональных задач в различных ситуациях на рынке, с последующим анализом

-оптимальность принятых решений при оценке качества товара и проведении экспертизы

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Решение ситуационных задач


Защита практической работы


Решение ситуационных задач


ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-результативный поиск информации

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 5.Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- эффективность пользования информационными технологиями
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- адекватные формы поведения



- результативное взаимодействие обучающихся между собой, с преподавателями, практическими работниками

Деловая игра, решение ситуационных задач

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- самоанализ и коррекция работы
Деловая игра
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- организация самостоятельных занятий при изучении ПМ и повышении квалификации
Разработка программы по самосовершенствованию личностного развития

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- применение инноваций в профессиональной деятельности
Решение ситуационных задач


ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

-дисциплинированность при выполнении заданий

Решение ситуационных задач













13PAGE 15


13PAGE 14215






Заголовок 1 Заголовок 515