Статья Психологически комфортные условия пребывания учащихся на уроках истории


Статья « Психологически комфортные условия пребывания
учащихся на уроках истории»
Романова Алла Владимировна,
учитель истории высшей категории
Сегодня одной из самых актуальных проблем современной российской школы является проблема здоровьесбережения. Чаще всего имеют в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и о духовно-нравственной составляющих понятия «здоровье».
Можем ли мы считать здоровым человека физически крепкого, но агрессивного, нетерпимого к окружающим людям? Конечно, нет. Поэтому необходимой задачей формирования здорового поколения людей становится воспитание у них чувства толерантности, предполагающего необходимость уважать права других быть такими, какие они есть. И здесь как нельзя лучше могут помочь уроки истории.
Так сложилось, что наше государство всегда отличала национальная и религиозная пестрота, симфоничность. Пришло время в школе учить толерантности наравне со счетом и письмом. Учить принимать другого человека таким, какой он есть, невзирая на возраст, цвет кожи, социальный статус, религиозные убеждения и т.д.
Воспитанию толерантности у всех участников образовательного процесса могут способствовать следующие элементы современных образовательных технологий, используемые на уроках истории:
- метод обучения в сотрудничестве, поскольку ученики поочередно выполняют различные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта. Основная идея этого метода – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха;
- неожиданные формулировки темы (например, «Было ли на Руси монголо-татарское иго?!»), которые дают возможность использовать проблемно-диалогический метод обучения, позволяющий научить ребят искусству ведения проблемного диалога. А проблемный диалог не только обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся, но и учит уважать чужое мнение;
- прием перевоплощения дает поразительные результаты: дети способны мгновенно «превратиться» в вельмож, маршалов, крестьян или ремесленников. При этом не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся. Нейтрализация напряжения и стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетентности, в том числе при разрешении конфликтов, преодоление эгоцентрической позиции через идентификацию с историческими героями – вот лишь краткий перечень положительных психологических эффектов, которые возникают при таких формах проведения уроков;
- эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье», сказано немало. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества (например, на уроках истории хорошо использовать отрывки из «Всемирной истории, обработанной Сатириконом»).