Корень и корневая система

Отчет В 2
Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков.
На курсах нам дали приличную теоретическую подготовку о том, как обучать учащихся на основе конструктивистских представлений о преподавании. Но как превратить эту теорию в жизнь мне предстояло узнать на практике.
Целью серии уроков по биологии в 6 классе было сформировать знания о строении, функциях и физиологии вегетативных органов растений. Задача была поставлена, теперь необходимо было подобрать стратегии для решения этой задачи. При планировании урока я старалась учесть тот факт, что урок проводить мне нужно в 6-м классе, где учатся младшие подростки. Эти учащиеся характеризуются замедленным темпом деятельности на выполнение определенной работы, часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях (Эксакусто Т.В., 2010, с.12). Кроме того, младшие подростки еще не далеко ушли от методик преподавания в начальных классах, где постоянно применяются художественные тексты, картинки или научно – популярные статьи (описания), апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. Учебные тексты в учебнике по биологии несут учебную информацию и изобилуют большим количеством специфической терминологии.
Во время планирования урока «Корень. Корневая система» за основу была взята идея из модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». Учитывая все, вышеперечисленное, я составила план урока, в который постаралась включить интересные, необычные задания и, на мой взгляд, хорошо выполнимые учащимися. Познавательное развитие становится более эффективным в период, когда ученики находятся в своей зоне ближайшего развития, и легче обучаются, когда у них есть возможность диалога с другими учениками, а так же с теми, кто знает больше (Руководство для учителя, с. 144). Поэтому построение урока проходило на ориентировку работы в группе и паре. Подобрала вопросы высокого порядка для одаренных и талантливых учащихся, но так чтобы они были в зоне ближайшего развития учащихся. При планировании урока не упустила и формативное оценивание на уроке, которое направлено на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей (Руководство для учителя, с. 162) – для этого специально разработала «ключ» для проверки письменного задания и критериев оценивания, дескриптную таблицу с понятными пояснениями критериев оценивания. Подготовила необычное упражнение по рефлексии урока с использованием ИКТ.
Для создания коллаборативной среды, где личность будет чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения, обучения успешного, я провела тренинг накануне урока на групповое сплочение, где опробировала упражнения на различные варианты деления учащихся на группы, несколько разговорных упражнений. Во время тренинга ненавязчиво ознакомила ребят с задачами, основными стратегиями Программы, с тем, что сможет получить, чему научиться каждый ученик, участвующий в эксперименте. В основном все ребята решили попробовать учиться по-новому. В рамках этого решения мы составили «Правила работы в группе», которые удовлетворяют всех учащихся класса.
Во время проведения тренинга я обратила внимание на то, что ребята невнимательно слушают инструкции, плохо подчиняются правилам и к выполнению упражнения приступают не сразу. И это было необходимо учесть при планировании урока. На основании своих наблюдений и выводов я немного перепланировала свой урок – пересмотрела некоторые задания, немного подсократила их и выделила больше времени на инструктаж перед заданиями и упражнениями.
Деление на группы во время урока прошло с помощью цветных геометрических фигурок без затруднений – сказалась предварительная тренировка. Упражнение по проверке домашнего задания предполагало написание рассказа из биологических терминов. В ходе работы групп я обратила внимание на то, что ребятам легче было составить рассказ устно, чем письменно. Это говорит о слабом развитии письменной речи у учащихся, хотя знания по предыдущей теме урока у них есть. Думаю, что данную проблему можно будет решить регулярным и систематичным использованием подобных упражнений.
Оценивание работы групп прошло очень сложно, так как ребята слушают лидеров групп невнимательно, на дескрипторы мало обращают внимание, ставят баллы необъективно и аргументировать свою оценку не могут. При планировании следующего урока необходимо учесть это обстоятельство – следует учащимся давать более подробное пояснение в том, что очень важно следить за выступлениями товарищей, оценивание работ должно быть объективным.
Тему урока ввела быстро с помощью упражнения «Ситуация яркого пятна». Упражнение для ребят было новым, и я добилась полного внимания и заинтересованного диалога, который помог учащимся сформулировать тему урока. Диалог по теме урока плавно перетек в цели и задачи урока, которые ребята формулировали не совсем четко и невсегда по теме урока. Этот вид работы был проделан ребятами в первый раз, думаю, что на последующих уроках такой ошибки они не сделают, так как в ходе работы ребята поняли суть этого упражнения.
Работа в малых группах показала, что начальные навыки групповой работы у учащихся есть – они были ими приобретены еще в начальных классах. Задание было выполнено быстро, а вот анализ работы и выводы были сделаны наспех потому, что у учащихся не сформировано самосознание и саморегуляция – залог качественного обучения. Этот пример недобросовестного отношения учащихся к выполнению задания, тут же послужил им уроком – следующее задание требовало знаний по результатам предыдущего задания. Думаю, что учащиеся извлекли из данной ситуации урок и больше подобная ошибка не повторится.
В качестве рефлексии результатов групповой работы предложила учащимся заполнить деформированный текст и здесь сказалась старая привычка ребят - письменные работы выполнять самостоятельно. Группового обсуждения и выполнения задания не получилось, каждый прятал свою работу от других. Думаю, что данная ситуация разрешима – регулярная работа в группах приведет к тому, что дети поймут, что легче обучаться когда есть возможность диалога с другими, более знающими учащимися (Руководство для учителя, с. 144) и начнут работать сообща. Зато хорошо получилось упражнение по взаимному оцениванию результатов заполнения деформированного текста. Группы обменялись своими работами, распределили их между собой внутри группы, с помощью ключа проверили их и объективно выставили оценки.
Использование такого вида взаимного оценивания дало учащимся возможность критически оценить работу и способ мышления другого ученика, сравнить ее со своей работой и главное прийти к выводу о том, что все люди могут мыслить по-разному, а главное – прийти к правильному решению.
Следующим этапом урока было выполнение лабораторной работы. Каждый ученик получил руководство по выполнению лабораторной работы, которое он должен был заполнить, используя полученные знания во время групповой работы. Это упражнение не вызвало у учащихся затруднения. Я обратила внимание на то, что слабоуспевающие учащиеся удовлетворительно справляются с этим заданием и им не требуется постоянная моя помощь или помощь товарищей. На этом этапе урока учащиеся очень устали, внимание рассеялось, и для поддержания работоспособности ребят мы выполнили несколько дыхательных упражнений, способствующих восстановлению кровоснабжения головного мозга.
Активизация мыслительной деятельности началась с демонстрации слайдов презентации о функциях корня. Слайды были только с картинками и не имели подписей. Группам было необходимо сформулировать название функций корня по картинкам и предположить в чем она заключается. Честно говоря, я долго сомневалась: использовать или не использовать такое задание со сложными вопросами? Я боялась, что они не справятся и замкнутся в себе, я даже и не подумала о том, что мысли учащихся могут принимать такой интересный оборот, что и я могу у них поучиться. Например, Арафат, который на уроках постоянно молчит, выдал интересную мысль о том, что якорная функция корня заключается в том, что корень не дает почве улетать во время сильных ветров и тем самым сохраняет почвенный покров Земли. Я тут же задала вопрос о том, может ли человек использовать это свойство корня? Тут же последовал его спокойный ответ – «да», мы вокруг своего поля посадили деревья для того чтобы задерживать ветер и почву. Теперь, когда они начинают потихоньку понимать, что им никто не скажет строгим голосом, что они отвечают не правильно, дети раскрываются, а мне остается только лишь постановкой вопроса и беседой направлять их в том направлении, где они смогут дойти до верного ответа или решения самостоятельно. Раньше я полагала, что вопросы нужны лишь для того, чтобы проверить знания учеников, сейчас я заметила, что Рахат, который никогда не отвечал на мои вопросы по уроку, умеет рассуждать, мыслить. Презентация работы групп заключалась в совместном заполнении схемы «Функции корня» на доске. Наблюдая за учащимися в ходе работы над заданием, я еще раз убедилась в том, что традиционное обучение, основанное на передаче готовых знаний, не способствует ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися знаниями и не используется в жизненных ситуациях (Руководство для учителя, с.110). Пусть только единицы учащихся смогли справиться с этим заданием. Самое интересное заключается в том, что эти учащиеся далеко не самые успешные в учебе и данное упражнение помогло им немного раскрыться. А это значит, что у меня уже есть пусть маленький, но результат во внедрении новых подходов в преподавании.
Рефлексию урока я провела в форме формативного оценивания с использованием ИКТ. Основные понятия урока я заключила в рисуночные слайды. Учащиеся групп должны были предварительно проанализировать их, а затем озвучить. На обдумывание задания я дала ребятам немного времени – всего 5-7 секунд, чего никогда раньше не делала при фронтальном опросе. Первая поднятая рука и я спрашивала ученика, чтобы услышать верный ответ, тем самым я не давала время другим учащимся размышлять. Заметила, что после того как я выдержала паузу, поднятых рук добровольцев стало больше. И даже после того как ребята ответили, несколько детей продолжали тянуть руку, я поняла, что у них есть свои какие то версии размышления по поводу данного слайда, понимая важность этого, я позволила ребятам рассказать свои мысли. Во время их ответов я уже наблюдала следующее – те, кто не поднял руку, но слышал, как отвечают другие учащиеся, не критиковали их ответы, а подключались к нашему диалогу, соглашаясь или опровергая ту или иную мысль отвечающего ученика.
На уроке мне не хватило времени на суммативное оценивание работы групп потому, что его много уходило на организационные моменты – призыв к вниманию учащихся, напоминание об ограниченности времени на выполнение заданий, подробное многократное пояснение заданий каждой группе. Слушать в общем инструктаж у ребят еще не получается (слишком рассеянное внимание и привычка к тому, что учитель всегда в нужный момент под рукой с пояснениями). Поэтому пришлось ограничиться определением степени понятий темы урока. Здесь опять возник вопрос об объективности самооценки учащихся. Причем я обратила внимание на тот факт, что учащиеся не завышают самооценку, а скорее занижают ее. Для меня это не было большой неожиданностью, так как из анализа психодиагностики учащихся класса, проведенной психологом школы, я знала, что у 90% учащихся самооценка занижена. Эту проблему можно решить, постепенно приучая учащихся к работе с дескрипторами оценивания и постоянной психологической поддержки неуверенных учащихся.
Какой вывод можно сделать из того, что происходило или не происходило у меня на уроке:
При анализе упражнения «Степень понятия темы урока», результатов лабораторной работы, я убедилась, что большинство учащихся усвоили тему урока. Так как большинство из них могут различать типы корневых систем, находить различные виды корней, объяснять функции корней и приводить примеры. Они отвечали на вопросы высокого порядка, заполнили таблицу суммативного оценивания и степени понятия темы.
Можно смело сказать, что все положительные результаты были достигнуты благодаря новым подходам к преподаванию, предусмотренные Программой. Они оказывают положительное воздействие на развитие учебных способностей учащихся, помогают им развивать свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия (Руководство для учителя, с.145).
Убедилась в том, что для развития толерантности учащихся нет необходимости проводить специальные мероприятия. Сама стратегия Программы новых подходов в преподавании «Критическое мышление через диалог» создает условия, при которых учащиеся сами воспитывают в себе эти качества. Ведь дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждение, диалог и аргументацию. У учащихся развиваются не только навыки критического мышления, но и навыки исследования, которые позволяют им эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ (Wolfe and Alexander, 2008).
Что необходимо учесть при планировании следующего урока:
Провести консультирование с учителем русского языка и литературы с целью получения помощи при составлении письменных заданий для учащихся, я считаю, что такие задания необходимо проводить, так как они способствуют анализу своих знаний учащимися и развивают способность кратко изложить суть своих знаний письменно.
Первое время при организации любого вида работы в группе необходимо приучать учащихся внимательно слушать инструкции и анализировать их. Для этого следует выделять пока больше времени для развития этих навыков. Кроме этого, необходимо постепенно развивать навыки командной работы, ведь социальное взаимодействие в ходе занятий играет важную роль в обучении. Общение в ситуациях «учитель – ученик» и «ученик – ученик» составляет значимую часть построения и развития понимания учащихся (Руководство для учителя).
Для обучения учащихся анализу, думаю, что можно использовать стратегию «Подмостков» для создания интерактивной поддержки, предоставляемой учителями для того, чтобы провести учеников по ЗБР и позволить им выполнять задание, которое они не смогли бы выполнить самостоятельно (Руководство для учителя, с.133). Для реализации этой стратегии я разработаю для учащихся алгоритм примерного рассуждения для решения определенной задачи.
Для поддержания интереса учащихся к предмету и к стратегиям нового подхода в обучении обязательно необходимо подбирать творческие задания, которые будут вызывать постоянный интерес и постоянное желание узнать что-либо новое.

Использованная литература:
1. «Настольная книга школьного психолога», - Эксакусто Т.В., - Ростов – на – Дону, 2010
2. « Руководство для учителя - 2012», - АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год.
3. Wolfe and Alexander, 2008









Крылова Наталия Анатольевна Портфолио учителя Отчет В 2
Группа № 8 учителя 3 – го уровня
город Тараз 08.11.2013


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715