Корень и корневая система


Класс: 6 «А»
Тема: Корень. Корневая система. Лабораторная работа № 6.
Цель урока: Изучить внешнее строение корня, корневых систем и функций корня.
Задачи урока:
Научиться находить различные виды корней и корневых систем, находить черты сходства и различия между различными корневыми системами, приводить примеры растений с той или иной корневой системой.
Установить функции корня.
Развивать аналитические навыки работы с различными источниками биологической информации, выделяя главное; работы с биологической терминологией.
Критерии успешности:
Я знаю, как расположены различные виды корней;
Я умею сравнивать типы корневых систем, выявлять черты сходства и различия между ними;
Я умею делать выводы о значении корня в жизни растения.
Я могу привести примеры растений, имеющие различные корневые системы.
Я могу правильно использовать биологическую терминологию данной темы.
Обеспечение урока: гербарии растений с различными корневыми системами,
трафареты терминов, карточки-задания для работы групп. Результаты
опережающего задания (выкопать корни 4-х травянистых растений),
руководство к лабораторной работе №6, дескрипторы оценивания.
Ход урока:
Организационная часть урока.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Деление на группы при помощи разных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, зигзаг) Параллельно проводится психодиагностика.
(Материал для учителя)
КВАДРАТ:
Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, в упорстве, позволяющее добиваться завершения работы - вот чем знамениты истинные Квадраты.
Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.
Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.
Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.
ПРЯМОУГОЛЬНИК:
Временная форма личности, которую могут носить остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни.
Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения.
Поэтому ведущие качества прямоугольника - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость.
Они открыты, для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
ТРЕУГОЛЬНИК:
Эта форма символизирует лидерство.
Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели.
Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и, как правило, достигают их.Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.
Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
КРУГ:
Самая доброжелательная из пяти фигур.
Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека.
Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную.
Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.
Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым.
Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.
ЗИГЗАГ:
Фигура, символизирующая творчество.
Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот что нравится Зигзагам.
Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом.
Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур.
Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру!
Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь многих.
Проверка домашнего задания: (работа в малых группах) (5 минут)
Составьте рассказ из предложенных терминов: семя, 2 семядоли, зародыш семени, эндосперм, 1 семядоля, кожура, фасоль, корешок, стебелек, почечка, запас питательных веществ, пшеница.Критерии оценки:
В рассказе должны быть использованы все слова.
Количество предложений – не более 6.
Можно использовать другие слова и предлоги.
Дескрипторы оценивания:
Использование терминов в рассказе Распространенность и правильность предложений и суждений Степень самостоятельности Баллы за работу
Использовал все термины
Предложения и суждения правильные.
Работа выполнена самостоятельно 5
Использовал больше половины терминов. Предложения имеют небольшие стилистические ошибки, но суждения правильные. Работа выполнена с опорой на подсказку 4
Использовал половину терминов. Предложения имеют стилистические ошибки, суждения неполные и в них есть ошибки Работа выполнена сиспользованием подсказок 3
Использовал меньше половины терминов Рассказ составить не смог.
Получились только отдельные списанные фразы. Работа выполнена сиспользованием
списывания готовых ответов 2
Работа в группах завершается зачитыванием рассказов каждой группы, оценивание происходит остальными группами в соответствии с критериями.
3. Изучение нового материала:
1. Введение темы и целей урока «Ситуация яркого пятна».
лист
побег

плод

цветок
корень

стебель
семя
почка

(фронтальная беседа)
Что объединяет эти слова?
Можно ли эти слова разбить на группы?
Какие? Ответ поясните.
Как вы думаете, почему слово «корень» выделено?
Что бы вы хотели бы узнать о корне и чему научиться на уроке?
(ответы на последний вопрос записываются на ватмане).
Обобщение записей на ватмане – узнать, что такое корень, какие бывают корни, почему все корни разные , научиться сравнивать корни между собой, узнать зачем корень растению.
2. Работа в малых группах над новым теоретическим материалом: (7 минут)
Карточка-задание для работы групп:
Прочитайте текст;
Найдите определение следующим терминам: корень, корневая система, главный корень, боковой корень, придаточный корень, стержневая корневая система, мочковатая корневая система.
Рассмотрите рисунки и подписи к ним. Найдите главный корень, боковой корень, придаточный корень.
Сравните рисунки учебника и корни растений, которые вы принесли. Найдите черты сходства и отличия, сделайте выводы.
После выполнения работы каждый должен написать вывод на своем листе. Если ученик сомневается, то учитель дает ему соответствующую подсказку.
Вывод: Все растения имеют или _____________ корневую систему, или __________ корневую систему. Стержневая корневая система состоит из _____________, _________, _______ корней. Мочковатая корневая система состоит из _________, __________ корней. Мочковатую корневую систему имеют ________, _______, _________. Стержневую корневую систему имеют _________, _______, ______.
Взаимопроверка: на слайде высвечивается правильный ответ, за каждый правильный ответ ставится «+».
Критерии оценки: 1 - 2 ошибки – «5»; 3 - 4 ошибок – «4»; 5 – 6 ошибок – «3»; 7 и более ошибок – «2».
Учитель:
Подведем итог проделанной работе. К какому выводу вы пришли? Что удалось выяснить?
Ответы учеников.
После фронтальной беседы учитель просит детей сесть в группы так, чтобы в каждой группе находились ученики с разными фигурками.
Выполнение лабораторной работы (15 минут)
Каждый ученик получает руководство по выполнению лабораторной работы №6, которое он должен заполнить самостоятельно. После выполнения работы, ученики сдают заполненные руководства на проверку учителю.
Активизация мыслительной деятельности – работа в малых группах «Конвейер» (5 минут)
Демонстрация слайдов 1, 2, 3, 4.
Проанализируйте слайды и сделайте вывод о функциях (значении) корня в растении.
Заполните схему.
Функции корня


Название функции


В чем состоит данная функция

Презентация работы групп: (10 минут)
Дескрипторы оценивания:
Заполнение схемы
(Первая строчка) Заполнение схемы
(Вторая строчка) Баллы за работу
Самостоятельно дал точное название функциям
Самостоятельно описал функцию
5
Дал точное название , но использовал текст учебника или наводящие вопросы Описал функцию, пользуясь текстом учебника. 4
Не смог дать название. Написал описательно
Описал функцию, используя подсказку или списывание готовых ответов 3
Рефлексия: (3 минуты формативное оценивание)
- Давайте подведем итоги нашего урока. В начале урока мы записали задачи урока. Посмотрим, чего мы достигли в результате работы: (идет фронтальная беседа по немым слайдам 5, 6).
А теперь посмотрите на доску. Достигли ли мы целей урока?
Суммативное оценивание работы группы:
Терминологический рассказ Вывод Лабораторная работа Степень понятия
о ху п
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа Понятийный уровень Домашнее задание: (1 минута) & 7 читать, отработать термины;
продвинутое задание:
Аргументировать ответ на вопрос: « Какая существует связь между корневой системой и количеством семядолей в семени?».