Новая система оценки качества образования

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»










Новая система оценки качества образования
( выступление на заседании педагогического совета «Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»)









Исполнитель: Ханькова Т.И.,
учитель музыки и МХК,
первая кв. категория
Черонобай Л.А.,
Учитель химии
Высш.кв.кат.













г. Ревда
2010


НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


Качество образования обеспечивается качественной процедуры оценивания, но существующая на сегодняшний день система оценивания учебных достижений учащихся не отвечает запросам самой личности, не формирует у неё необходимую для дальнейшего проектирования саморазвития познавательную активность.

В рамках перехода к построению компетентностной модели образования важно не только продумать технологию процесса формирования ключевых компетенций учащихся, но и определить систему средств их оценивания. Выбор средств и методов контроля зависит от цели и поставленных задач.

КОМПЕТЕНТНОСТЬинтегрированное качество личности, поэтому практически не поддается прямой диагностике. Вместе с ним отдельные её компоненты могут быть измерены.
Поскольку изменяются сами цели обучения, то меняется и технология оценивания результатов подготовки школьников.
Знания и умения выступают когнитивной основой компетенции. Однако, именно наличие компетенций определяет готовность человека продемонстрировать свои знания и умения в конкретной ситуации. Поэтому оценивание компетентности проводится в форме демонстраций или применения компетенций.
Практика показывает, что следует отказаться от традиционных систем контроля, чаще исползуя деятельностные методы оценивания.

Одним из наиболее эффективных средств измерения компетенций учащихся являются, например, компетентностно – ориентированные задания.





















ЧТО ЕСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ?

Компетентностноориентированные задания – это задания направленные на развитие ключевых компетентностей.

Вспомним: компетентность (если совсем упрощённо) – это умение применить приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни. Поэтому компетентностно-ориентированное задание даётся в виде описания жизненной ситуации, моделирующей реальную среду, в которой учащемуся приходится решать аналогичные задачи в жизни. Этой цели служит стимул. Однако у педагогов часто возникают трудности именно при составлении стимула, поэтому многие задания получаются оторванными от реальности. Многие школьники, успешно решая учебные задания, испытывают сложности, сталкиваясь с жизненными ситуациями.
Для применения на уроке компетентностно- ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала:
=прикладной характер содержания темы;
=содержание, включающее в себя оценку явлений и событий;
=материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, проблемы экологии, вопросы межэтнических отношений и т.п.);
=содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);
=содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) деятельности и т.п.







СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНООРИНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ - название (тема), предмет, класс, уровень сложности, ключевая компетентность, аспект, уровень сложности.

СТИМУЛ- содержит (моделирует) практическую, жизненную ситуацию; мотивирует учащегося на выполнение задания.

ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА – понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом\ шкалой, соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. ( Мы не можем проверять то, что не требовали в задачной формулировке. Мы обязаны проверять то, что предписывали в задачной формулировке).

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ – содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания (текст, рисунок, таблица, диаграмма и др.)
На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащиеся не должны быть знакомы с источником до выполнения задания

БЛАНК НАБЛЮДЕНИЙЗА ГРУППОВОЙ РАБОТОЙ(необязательный элемент)- используется для оценки вклада каждого участника в группе и эффективности деятельности всей группы в целом.

ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ- определяет количество баллов за каждый этап деятельности; определяет общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности.




















ПРИМЕР ЗАДАНИЯ

Характеристика:
Предмет: математика
Тема: Единицы времени
Класс: 2
Ключевая компетентность: информационная
Аспект: извлечение первичной информации
Уровень:1
Текст задания:
Твой друг пригласил тебя в кино. Сейчас 11 ч. 15 мин. Путь до кинотеатра составляет 30 минут. Какой фильм вы будете смотреть?
[источник информации - таблица ]
Начало сеанса
Название фильма

10.00
«Алиса в Стране Чудес»

12.00
«Перси Джексон – повелитель молний»

14.00
«Аватар»

Подчеркни букву правильного варианта ответа.
А. «Перси Джексон – повелитель молний»
Б. «Аватар»
В. «Алиса в Стране Чудес»


Инструмент проверки:
Ключ – ответ А;
1- балл за ответ А;
0- баллов другие ответ
Знания и умения выступают не сами по себе, а как показатели компетентности учащихся. В этих условиях критерии «знает» и «умеет» не стоят на одном уровне. Ученик может знать теоретический материал, но не умеет применить знания в практической ситуации.
С помощью КОЗ решается проблема измерения уровня сформированности той или иной компетенции школьника.
Задания открытой или закрытой формы, как правило, оценивается с помощью дихотомической (альтернативной) системы (данная система удобна при оценивании заданий с выбором одного правильного ответа из многих:

1балл – выполнено верно;

0 баллов - выполнено неверно.
Показателем уровня сформированности компетентности можно считать выполнение блока заданий данного типа на 60-70% .
Эффективным средством оценивания компетенции учащихся могут служить КОЗ ситуационного типа. Такие задания включают подробное описание ситуации, а также содержат перечень вопросов.
Ситуационные задания выявляют не только предметные знания и умения, но и сформированность ключевых компетенций, что выражается в демонстрации результатов. При оценивании выполнения таких заданий может осуществляться с помощью политомической системы с диапазоном баллов от 0 до 3:
0 баллов - учащийся не может сформулировать проблему, представленную в задании, не видит способов решения задач;
1 балл – ученик четко определяет проблему, выдвигает предположения по направлениям её решения, но в результате низкого уровня предметных знаний и ключевых компетенций, но не умеет осуществлять самостоятельный поиск необходимой для решения задачи информации, при выполнении допускает ошибки и получает неверный ответ.
2 балла – учащийся демонстрирует хорошую теоретическую подготовку, сформированность умения осуществлять самостоятельный поиск знаний, однако деятельностная составляющая компетенций развита слабо, не сформировано умение использовать образцы деятельности для решения КОЗ. В результате задание выполнено, но ответ не полный или имеются ошибки в решении. Кроме того ученик испытывает затруднения в демонстрации способов решения задачи или в их обосновании.
3 балла – задание выполнено как теоретически, так и практически; ответ полный и правильный. Учащийся демонстрирует сформированность как знаниевой, так и деятельностной стороны предметных компетенций, имеющийся опыт выполнения практических задач, умение самостоятельно находить их решения.



ПРИМЕР ЗАДАНИЯ.
Оксид серы, или сернистый газ, образуется при сжигании серы, обжиге сульфидов металлов на металлургических предприятиях ( пример СУМЗ).Сернистый газ попадает в атмосферу и служит источником образования кислотных дождей. Кислотные осадки приводят к закислению почв и водоемов, пагубно действует на строительные материалы- мрамор, известняк. Это приводит к разрушению памятников архитектуры.
Вы оказались в числе туристов. Экскурсовод рассказывает туристам о том, что многие архитектурные здания и скульптуры за несколько последних десятилетий получили значительно больше повреждений, чем за предыдущие периоды. Однако экскурсовод не объясняет причину этого факта.
ЗАДАНИЕ.
Помогите экскурсоводу:
1.Объясните туристам, почему разрушаются здания и скульптуры?
2. Напишите уравнение реакции, идущей при этом процессе?


ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ.
0 баллов – не дано объяснение и не написано уравнение реакции.
1 балл – дано объяснение, но не указан состав известняка и мрамора, не написано уравнение реакции.
2 балла – дано объяснение и указан состав известняка и мрамора, но не написано уравнение реакции.
3 балла – дано объяснение, указан состав известняка и мрамора, написано уравнение реакции.


В зависимости от конкретных педагогических условий учитель сам определяет, какие методы и формы контроля более эффективны для проверки сформированности тех или иных ,компетенций школьников, рассматривает возможности использования разных средств оценивания, позволяющих ему более объективно произвести измерение интересующих качеств личности учащихся.
Следует отметить, что идеи компетентностно –ориентированного обучения являются инновационными и требуют разработки технологии их формирования и оценивания. Данная задача особенно актуальна в настоящее время в связи с разработкой проекта нового государственного стандарта, предъявляющего качественно новые требования к уровню подготовки выпускников школы.