Сценарий родительского собрания: Общение и конфликты в семье.


Сценарий родительского собрания в 4 классе по теме: « Общение и конфликты в семье».
Цель: повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей по вопросам создания условий для профилактики конфликтных ситуаций в семье.
Задачи: расширить представление родителей о взаимоотношениях с детьми; создать условия для осмысления конфликтной ситуации в семье и путей выхода из неё; способствовать формированию умений преодоления трудностей в решении конфликтов.
Оборудование: социальный видеоролик « Берегите детей», презентация, анкета: « Общение в семье», листы с распечаткой детских контуров и фломастеры, конверты с распечатками конфликтных ситуаций для работы в группах, планшетки с маркерами.
Ход собрания:
Вступительное слово учителя:
- Наше собрание сегодня пройдёт в виде семинара – практикума, на котором мы обсудим вопрос, умеем ли мы правильно общаться с нашими детьми, почему возникают разногласия и конфликты, что делать, чтобы их избежать, как найти правильный выход из сложившейся конфликтной ситуации.
- Представьте себе такую картину: автобус, троллейбус или автомобиль. Человек едет домой. После работы. Обычное пальто, портфель или сумка. Мысли в голове. Невесёлые, тягучие, глухие. И почти ничего не радует. Думаю, каждому из вас хорошо знакомо такое состояние. К сожалению, очень часто так мы возвращаемся домой, и приносим негатив в семью. И ещё удивляемся, почему нас не понимают? А ведь взаимопонимание – одно из составляющих успешных семейных отношений.
2. Работа в группах « Учимся пониманию»:
- Давайте сейчас мы разделимся на 3 группы по рядам. Каждая из групп образует кружок, стулья сдвигаем друг к другу как можно ближе. ( Родители пересаживаются).
- Сейчас мы попробуем посмотреть на вопрос взаимопонимания глазами разных членов семьи. Первая группа сегодня выступает в роли бабушек и дедушек, вторая – в роли детей, третья остаётся мамами и папами. Каждая из групп получает планшетки с маркерами, на которых после обсуждения в группах вы попробуете записать свои доводы о том, почему вас не понимают остальные члены семьи. ( Учитель на доске фиксирует общий список проблем, связанных с непониманием друг друга, затем все вместе обсуждают вопрос - как решить эти проблемы).
3. Тренировочное упражнение: « Подбери слова»:
- Только что мы с вами убедились о важности взаимопонимания в семье, а сейчас попробуем разобраться в важности значении слов, звучащих в ваших семьях. Перед вами два листа с детским контуром и стрелочками, указывающими на него. Сначала возьмите лист с жёлтыми стрелками. На каждой из них вам надо записать, как вы называете своего ребёнка, когда проявляете свою любовь к нему, хвалите за что-то. ( Родители подписывают стрелочки).
- А теперь представьте, что это вы находитесь внутри контура и слова, записанные вами, звучат для вас. Поделитесь, что вы чувствуете, каждый раз слыша такие слова? Поверьте, тоже чувствуют и ваши дети.
- Теперь поработаем на листе с чёрными стрелочками. На них прошу записать слова, которые вы произносите в порыве гнева, когда ругаете, отчитываете своего ребёнка. ( Родители подписывают стрелочки).
- И снова мысленно представьте, что эти слова предназначены вам, и вы их часто слышите. Каково ощущение? Неприятно, обидно? Это ощущают и дети. Поэтому сейчас я предлагаю вам порвать лист с чёрными стрелочками, освободиться от плохих, негативных последствий ваших гневных слов. ( Родители разрывают листы).
4. Просмотр видеоролика:
- И чтобы вы никогда не забывали о том, что порой одно лишь слово, произнесённое сгоряча, в порыве гнева может навсегда изменить судьбу вашего ребёнка, предлагаю посмотреть небольшой видеоролик.
5. Игра: « Найти выход»:
- Конечно, каждый из вас старается сделать всё, чтобы все члены семьи были счастливы, уважали и любили друг друга, чтобы не было ссор и скандалов. Но если вдруг конфликт всё - таки случился. Что делать?
- И опять мы с вами рассаживаемся по группам. Каждая группа в конверте найдёт описание одной конфликтной ситуации. Ваша задача найти выход из неё. ( Родители предлагают варианты выхода из предложенных им конфликтных ситуаций).
Например, ситуация № 1: вы возвращаетесь с работы доимой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребёнка и его самого. В доме – полный беспорядок. Ваш ребёнок смотрит на вас и говорит: « Привет! Мы немного повеселимся. Не возражаешь?»
Ваше решение в подобной ситуации?
- Помните, что родители являются главными «проектировщиками, конструкторами и строителями» личности своих детей. От того, как вы общаетесь со своим ребёнком, зависит его будущее.
6. Анкетирование: « Общение в семье»:
- Поэтому предлагаю вам заполнить анкету, чтобы выяснить, насколько идеально ваше общение с ребёнком. Анкета анонимна, предназначена только для вас, поэтому отвечайте на вопросы искренне и честно.
Анкета
«Общение в семье»
(для родителей)
При заполнении анкеты поставьте знак «+» в
соответствующей графе.

№ вопросы Ответы
да нет иногда,
отчасти
1 Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком? 2 Говорит ли с вами ребенок «по душам», советуется ли по личным делам ?3 Интересуется ли он вашей работой? 4 Знаете ли вы друзей вашего ребенка? 5 Бывают ли они у вас дома 6 Участвует ли ребенок в домашних делах вместе с вами? 7 Есть ли у вас с ним общие занятия и увлечения? 8 Проверяете ли вы, как он учит уроки? 9 Участвует ли он в подготовке к семейным праздникам? 10 Предпочитает ли ребенок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить их «без взрослых»? 11 Обсуждаете ли вы с ним прочитанные книги? 12 А телевизионные передачи и фильмы? 13 Бываете ли вы вместе с ним на прогулках, в тур.походах ? 14 Бываете ли вместе на концертах, выставках? 15 Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ним или нет? Оценка результатов анкеты.
-571500-63500За каждое «да» ставится 2 балла, за каждое «иногда, отчасти» - 1 балл, за «нет» - 0 . Далее подсчитывается количество набранных баллов. Более 20 баллов: Ваши отношения с ребенком в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов: Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов: Ваши контакты с ребенком явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
7. Подведение итогов:
- Наше собрание подошло к концу. Давайте ответим на вопрос: что нового и полезного для себя узнал сегодня каждый из вас? ( Родители делятся своими мыслями).
- И как всегда, вам в помощь я предлагаю взять с собой памятки.
( Учитель раздаёт каждому родителю памятки с «золотыми» правилами воспитания и путями выхода из конфликтных ситуаций).