«Совершенствование качества образования посредством механизма школьной системы оценки качества образования (ШСОКО)»


Учитель математики
ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово
I квалификационная категория
Мария Андреевна Никитина

«Совершенствование качества образования посредством механизма школьной системы оценки качества образования  (ШСОКО)»

Россия занимает 13-е место в третьей группе слаборазвитых стран в смысле качества образования . Поэтому вопрос совершенствования качества образования является актуальным как для нашего российского образования в целом, так и для каждой конкретной школы в частности .
Сегодня в мировом педагогическом сообществе можно обнаружить согласие в отношении того, что образование должно быть «хорошего качества», однако гораздо меньше согласия по поводу того, что именно означает хорошее качество на практике.
Известный американский специалист по управлению качеством охарактеризовал его как довольно забавную вещь, о котором «все говорят, все с ним живут, но лишь немногие придут к единому мнению о нём».

Для учителей хорошее качество образования связано
с наличием качественного учебного плана , понятных и актуальных целевых ориентиров
с обеспеченностью учебными материалами, пособиями и нормальными рабочими условиями.
с удовлетворением (моральным и материальным ) от результатов своего труда, ощущением отдачи вложенных сил.

Хорошее качество образования для учащихся - это
хорошие знания по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
возможности в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
внутришкольный климат, «комфортность» в школе.

Хорошее качество образования для родителей связано с

с умением учащихся применить полученные знания и навыки; возможность найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
с профессионализмом педагогов и их умением увлечь детей своим предметом ;
с хорошим оснащением школы и продуманной организацией учебного процесса;

Для будущих работодателей хорошее качество связано с
активной жизненной позицией;
знаниями, умениями и навыками выпускников, позволяющими принимать оптимальные решения и т. д.

У каждой социальной группы своё видение качества образования И каждый по – своему прав. Поэтому можно сформулировать качество образования как совокупность отдельных звеньев в их оптимальном сочетании, обеспечивающее эффективное выполнение задачи..

Сегодня общество выдвигает новые требования к содержанию образования, к организации учебно-воспитательного процесса, в области образования выделен приоритет –повышения доступности качественного образования при эффективном использовании имеющихся ресурсов. 

Школьная система не может выстраиваться без учёта государственного заказа, который чётко сформулирован в Стратегии развития образования до 2020 г.
Ообщероссийская система оценки качества образования ставит задачу информирования социума о состоянии системы образования.

Каждый уровень данной системы( общероссийский , рег, мун., школьный) имеет свои задачи и технологии оценки.

На официальном сайте Министерства образования Ростовской области в разделе комплексного плана модернизации образования ( КПМО) приведены 7 составляющих региональной системы оценки качества образования
Актуальным направлением деятельности любого образовательного учреждения является разработка школьной системы оценки качества образования, которая бы позволила отследить результаты деятельности по максимально возможным параметрам.
Но для того, чтобы выстроить систему оценки качества образования, необходимо сначала выстроить систему показателей и индикаторов, проанализировать состояние учебно-воспитательной работы в школе с выходом на результат.

Нормативным документом , регулирующим данный вопрос является Положение о внутришкольной системе оценки качества образования.
Система оценки качества состоит из двух уровней – инвариантной и вариативной. Инвариантная включает в себя элементы региональной системы ( а именно критерии аккредитационных процедур) , вариативная собственные приоритеты развития школы . Есть множество подходов к структуре факторов, влияющих на качество образования.
Мы выбрали систему оценки качества образования, которая осуществляется на основе критериев, характеризующих 3 аспекта качества образования:
качество условий ,
качество процесса,
качество результата.

Насколько же школа соответствует выбранным критериям качества образования? Регламент деятельности педагогического коллектива нашей школы по реализации оценки качества образования предусматривает уровневый подход
Уровни мониторинга представлены следующими звеньями Администрация школы, которая координирует работу и принимает управленческие решения.
Предметные объединения и НМС, которые 1 раз в четверть проводят экспертизу, обобщая результаты учебного процесса за опрделённый период и определяют пути решения возникающих проблем
Управляющий совет школы по итогам года заслушивает о отчёт результативности учебного процесса и даёт оценку качеству школьного образования.

Таким образом ШСОКО ставит определённые целевые ориентиры, которые являются планируемым результатом.
если речь идёт о материально- технической базе то она должна быть достаточной и совершенной,
если кадры, то отличающиеся высокой квалификацией и мобильностью, находить такие способы воздействия на своих учеников, которые непростого современного ученика могут привести к пониманию важности процесса обучения.
Именно эти два условия способны сделать учебный процесс результативным и эффективным.

Эффективная организация учебного процесса должна опираться на прочную материально - техническую базу. Согласно требованиям к современным учебным кабинетам в нашей школе кабинеты оснащены учебно–наглядными пособиями и учебным оборудованием.

В школе имеются: оборудованные учебные кабинеты, кабинеты-лаборатории (химия, физика), кабинет биологии, кабинет информатики, кабинет ОБЖ и ПДД актовый зал, библиотека с читальным залом, столовая, медицинский кабинет.

Главной целью школы педагогический коллектив считает выращивание ученика, считающего знания ценностью, ибо качественным является такое образование, итогом которого является ученик с развитым интеллектом, способностью к самостоятельному и ответственному мышлению, высказыванию и поступку.
Педагоги школы стараются использовать разнообразные формы работы как в урочной деятельности , так и вне неё. В нашей школе достаточные возможности для того , чтобы охватить учащихся интересным содержанием дополнительных программ разнообразной направленности.

Гарантируемое государством право на получение качественного образования обязывает каждое образовательное учреждение, каждого педагога серьезно, вдумчиво, целенаправленно планировать и осуществлять контроль.

На каждой ступени обучения в рамках ШСОКО отслеживаются знания учащихся. В целях повышения качества образования в школе разработана и действует система поэтапного промежуточного контроля
В мониторинговом исследовании в начальной школе используется электронная программа обработки результатов контрольных работ по русскому языку, интегрированные проверочные работы.
Контроль в виде экзаменов начинается с 6- го класса, т.к. именно тогда завершается изучение предмета математика. Начиная с 8 класса ученики готовятся к экзаменам по физике, истории и обществознанию. На данном этапе школьного образования Обязательным устным экзаменом является физика. Во втором полугодии для экзамена выбирается тестовая форма. в 8-х , 10- х классах . Учащиеся 6-х классов по завершении предмета математика сдают экзамен в конце года. Учащимися 8-х классов сдаются по полугодиям предметы физика и история с обществознанием, в 10-х классах – предметы по выбору в рамках будущего определения ЕГЭ для поступления в ВУЗы.
В рамках работы по созданию более эффективной системы формирования качества знаний по предметам апробирована завершающая аттестация в форме устного экзамена .

Аттестация учащихся с выбором предметов не только способствует повышению качества образования, учащиеся приобретают опыт сдачи экзаменов, это позволяет свести к минимуму риск отрицательного влияния психологического фактора при сдаче ЕГЭ. Данная система позволяет провести определение дальнейшего профиля образования на старшей ступени. Хотя нельзя не отметить проблемы. Многие учащиеся и их родители не могут к 9 классу определиться в выборе приоритетов дальнейшего образования. В данном случае на старшей ступени реализуется либо универсальный учебный план. Если большинство учащихся мотивированы и сознательно определяют свой выбор, то производится деление на два направления – с усилением базового ядра предметов естественно- научной и гуманитарной составляющей .

Поэтому я желаю всем нам иметь заряд бодрости, желания и возможностей сделать общение с учащимися и коллегами приятным и полезным и найти время для своих увлечений.



15