Программа дополнительного образования эколого-биологического направления Экоотряд


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Хрущевка имени Героя Российской Федерации О.А. Пешкова Липецкого муниципального района
Липецкой области
«Рассмотрено»
на педагогическом совете
протокол от «____»____________20____г.
№________ «Утверждаю»
директор МБОУ СОШ с.Хрущевка
___________________ Л.И. Попова
Приказ от «___»____20__ г. №____
рабочая образовательная программа
детского объединения
«ЭКООТРЯД»
Возраст детей, на которых рассчитана программа 11-14 лет
Срок реализации - 3 года обучения
323278546355
Программу разработала
педагог дополнительного образования:
И.А. Потапова, учитель биологии
(высшая квалификационная категория)

2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Рабочая программа детского объединения «Экоотряд» разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12. 2012г. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О дополнительном образовании» от 16.07.2001 г., «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4. 1251-03», Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Уставом МБОУ СОШ с. Хрущевка.
Направленность программы
Направление данное программы: эколого-биологическое.
Жизнь – это самое сложное явление в окружающем нас мире. Она изучается целой системой биологических наук, каждая из которых исследует определённые стороны жизни. В центре внимания экологии тоже живые объекты. Экология изучает как выживают различные виды в постоянно изменяющихся на земле условиях, что объединяет их с внешним миром, какие законы позволяют жизни сохранять устойчивость при колебаниях и нарушениях внешней среды. Таким образом, экология тесно связана с теми науками, которые изучают законы неживой природы. Можно сказать , что экология изучает взаимодействия живой и неживой природы.
Человечество в современном мире использует огромное количество энергии и представляет собой могучую силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспечены тенденцией нарастания неустойчивости природы. Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогая найти пути выхода из возникающего кризиса.
Актуальность и практическая значимость
В настоящее время в большинстве общеобразовательных школ нет отдельного предмета – экология. Экологические знания учащиеся получают через смежные предметы, внеклассные мероприятия и кружки.
Именно поэтому данная программа экологического образования в школе несет важную функцию получения экологических знаний учащимися, воспитания бережного отношения к природе, а также развития практических навыков выполнения исследовательских работ и проектов.
Главное назначение данной программы – помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и общества.
Также учащиеся осваивают умения вести исследовательскую и проектную деятельность, что мотивирует их к участию в экологических конкурсах, олимпиадах различного уровня, добиваясь высоких результатов.
Новизна программы
Данная рабочая программа ориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности экологической деятельности школьников в средней школе. Учитывая возрастные особенности детей, программа строится от простого к более сложному, от «ближнего окружения к дальнему».
Педагогическая целесообразность
Материал дается в доступной для обучающихся форме, используются наглядные средства. Закрепление материала проводится в игровой форме, а также в форме тестирований, участия в олимпиадах, творческих выступлениях. Также данная программа дает основы знаний для подготовки к государственной итоговой аттестации по предметам естественно-научного цикла.
Цель программы: формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.
Задачи:
Образовательные задачи:
- сформировать практические умения и навыки рационального природопользования;
- сформировать умение работать со справочниками и определителями;
- научиться создавать исследовательские работы;
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;
- формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний.
Развивающие задачи:
- развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия;
- развивать понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.
Методы решения поставленных задач
Словесный: обзорный рассказ для раскрытия новой темы, беседы с учащимися в процессе изучения темы;
Наглядный: применение наглядных пособий, живых объектов, муляжей, гербарного материала и других технических средств;
Практический: работа с живыми объектами, лабораторным оборудованем, иллюстрациями;
Игровой: создание ситуаций, из которой ребятам предлагается найти выход;
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий.

Отличительные особенности
Работа выстроена по следующим принципам:
- систематичности;
- доступности для учащихся при определении содержания и форм проведения работы;
- использования межпредметных связей (с биологией, географией, химией, физикой, математикой);
- опоры на социальный опыт учащихся;
- направленности на формирование положительного личностного отношения школьников к природе родного края.
Программа рассчитана не только на теоретическое усвоение материала, но и на приобретение конкретных практических навыков, позволяющим школьникам участвовать в научной деятельности (конкурсы, конференции, олимпиады различного уровня), формирование умения публичных выступлений, формирования гуманного отношения к природе и человечеству.
Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению природы родного края, посредством формирования навыков исследовательской работы.
Формы познавательной деятельности учащихся
● проведение наблюдений и исследований;
● проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;
● познавательные беседы с учащимися в процессе изучения темы;
● самостоятельная работа с различными источниками информации;
● создание и просмотр видеофильмов и презентаций по изучаемой теме;
● развивающие социально-моделирующая и ролевые игры, стимулирующие познавательные процессы;
анкетирование, интервьюирование;
● экскурсии;
● проведение тематических викторин, выставок, праздников, тематических дней, творческих отчетов.
Значительную часть времени, отведенного на обучение, составляют практические занятия. Изучение всех тем программы предполагает организацию экскурсий.
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на три учебных года (6-8 классы), однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками экологического кружка (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов). Численность группы — 10 - 15 человек.
Ведущие теоретические идеи и технологии, на которых базируется данная программа.
Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей, посещающих «Экоотряд». Для того чтобы выбрать наиболее доступные, проблемы и методы обучения, отслеживая гигиену учебного труда при организации занятий кружка. А именно: смена видов деятельности, паузы-минутки, учёт утомляемости в течение занятий и др.
Для успешного обучения необходимо знать:
1.Психологический статус ребёнка этого возраста.
2.Значение побудительных методов для саморазвития учащихся. Анализ через синтез – вот путь развития мышления школьников данного возраста.
3.Ребёнку необходимо освоить новый для него вид интеллектуальной деятельности:
- выявление отличий и сходства различных объектов;
- комбинация информации по разным признакам;
-способы постановки вопросов – однозначных и многозначных;
- альтернативные объяснения фактов и явлений.
Всё это можно осуществить через педагогические технологии коллективного обучения, совместную проектную деятельность.
Краткое пояснение логики структуры
программы и особенностей организации учебного процесса по курсу.
Программа продолжает логическую цепь, начатую в 1-4 классах курсом «Человек и окружающий мир». От осознания себя в мире и обществе сверстников, ребёнок постоянно движется к осознанию своих связей со многими науками как предметами изучения, так с инструментами собственных исследований и реально ощущает взаимосвязанность всего в мире. Учащиеся последовательно проходят следующие стадии отношение – интерес – изучение – знание – поведение (действие). Так как основой любого занятия служат эмоции, чувства, взаимосвязи, то конечной целью программы, без сомнения является формирование «возрастного пласта» экологической культуры, который предусматривает также разнообразные знания и умения. Занятия проводятся для учащихся 5-8 классов, 1 раз в неделю, 35 часов в год.
Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического образования:
Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;
Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;
Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Система экологических умений осуществляется путем ориентации школьников на экологические проблемы той местности, где они живут. Приемом обучения является работа в “поле”. Полевая экология занимает важное место в изучении школьного курса экологии, так как способствует более глубокому и осмысленному изучению этой науки, формирование практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала. Теоретические знания, полученные учеником на уроках должны стать базой для самостоятельной исследований, наблюдений, умение обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Формы проведения занятий
Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.
Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области.
Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.
Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.
Игры способствуют расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.
Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями воспитанников, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны воспитателей.
Дискуссии. Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты, опираться на мнение известных специалистов, формируют у старшеклассников гражданские позиции и установки. Сценарий дискуссии составляется заранее, продолжительность не должна превышать 1,5 часов. Тема дискуссии формулируется в виде проблемы.
Диспуты, целью которых является формирование у школьников умения отстаивать свою точку зрения в пользу охраны природы, выработка твёрдых взглядов и убеждений.
Инновационной формой проведения занятий являются – экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием. Одной из форм общественных ЭКТД является пресс-бой.
Пресс-бой – это познавательное дело-обозрение, хорошее средство расширения политического кругозора, обмена общественными знаниями, воспитания интереса к материалам прессы. Проводится пресс-бой между командами. Это своеобразная разновидность турнира-викторины.
Формы организации занятий
коллективная
групповая
индивидуальная
Формы подведения итогов
выставка
тест
оформление гербариев
письменный отчет
конкурс
экологическая викторина
защита творческого проекта
Для успешной деятельности важно не ограничиваться только одним видом экологической работы, а выбрать несколько направлений, сочетающихся между собой:
Работа ведется по следующим направлениям:
Экология ресурсов
Экология родного края
Окружающая среда и человек
Отличительной особенностью данной программы является организация деятельности подросткового коллектива как исследовательской команды, отряда, где каждый из обучающихся занимается как своим проектом, так и получает навыки работы в группе.
Состав группы постоянный, но может изменяться по следующим причинам:
учащиеся могут быть добавлены в коллектив;
учащиеся могут выйти из коллектива по уважительным причинам (смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях).
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
Понятие экология, экологические факторы, экологические законы;
Правильную линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
Основные особенности природы своей местности;
Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
Правила поведения в природе (в лесу, вблизи и на водоемах и на других природных объектах);
Меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
Виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
Понятие об экологических кризисах и их видах;
Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения
Учащиеся должны уметь:
Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
Приводить примеры взаимодействия природы и человека;
Проводить подкормку птиц;
Охранять растения и животных;
Озеленять территорию школы, а также своего села и очищать ее от мусора.
Выполнять и защищать исследовательские проекты.
Способы проверки результатов освоения программы
Измерить чувство любви к природе сложно. Предполагается разнообразный мониторинг навыков, умений, знаний и отслеживание уровня духовной культуры через наблюдение, беседы, анкетирование, защиту проектов, опрос в игровой форме, отслеживание мастерства выступления на конференциях, при проведении экскурсий, участия в конкурсах и олимпиадах, а также наличия публикаций, грамот и благодарностей по итогам участия в конкурсах, семинарах и научно-практических конференциях.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
1. Основные виды диагностики результата:
∙ входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
∙ текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
∙ промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов;
∙ итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: фестиваль «Калейдоскоп проектов».
2. В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающегося по определенным критериям:
выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);
подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май); система награждения и поощрения обучающихся. Обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами.
Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.
Методическое обеспечение.
Техническое оснащение занятий: аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы, слайды. Все аудиовизуальные средства обучения направлены на повышение эффективности экологического воспитания.
Учебно-дидактический материал: экологические знаки, карточки с заданиями, Красная книга Липецкой области, экологические таблицы, схемы.
Материально-техническое оснащение занятий: Кабинет для обучения: Столы – 15 штук; Стулья – 30 штук; лабораторное оборудование.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. «ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЮ»
В первый год ребята изучают основы экологии и экологического краеведения: основные среды жизни, примеры прямого и косвенного воздействия экологических факторов на живые организмы. Проводят оценку экологических факторов среды на участках учебной «экологической тропы». Происходит формирование коллектива «экоотряда», ребята чувствуют свою необходимость. За счет приобщения к природе растет уровень нравственности в коллективе. Все члены кружка - активные участники проводимых мероприятий. Они осуществляют подготовку к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.
ЦЕЛЬ: раскрыть значение экологии как науки и ее значимости в жизни каждого человека
Задачи:
Образовательные задачи:
- сформировать практические умения и навыки рационального природопользования;
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе;
Развивающие задачи:
- развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
Итогом 1 года обучения является написание и защита творческого проекта на выбранную экологическую тему.
Учебно-тематический план экологического кружка «Экоотряд»
1 год обучения
Тема Количество часов Основное содержание
Всего Теоретические занятия Практические занятия Введение в экологию. 6 2 4 Предметом изучения экологии и экологического краеведения.
Понятие о средах жизни. Экологические факторы. 8 3 5 Основные среды жизни. Примеры прямого и косвенного воздействия экологических факторов на живые организмы. Оценка экологических факторов среды на участках учебной «экологической тропы».
Сезонные изменения в жизни растений и животных осенью и зимой 8 1 7 Изменения сезонной направленности действия экологических факторов на объекты живой природы данной экосистеме. Правила изготовления кормушек. Правила развешивания кормушек. Основной корм, которым можно подкармливать птиц. Значение снегового покрова для живых организмов.
Состав воздушной среды и его значение для живых организмов 5 2 3 Для каких жизненных процессов необходим воздух. Каковы последствия загрязнения воздуха. Производства и способы возможного загрязнения воздуха. Способы определения состояния воздуха. Факторы, влияющие на качество воздуха.
Природа родного края 3 1 2 Особенности популяций человека как биосоциального вида. История развития экологических связей. История возникновения села, основные виды деятельности населения на протяжении времени и на современном этапе. Связь между социальными и природными условиями среды и занятостью местного населения.
Весенние явления в природе 5 1 4 Характерные признаки сезонных изменений в окружающей среде нашей местности. 21 марта - Всемирный день воды. Правила рационального пользования водой. Основные параметры и правила изготовления скворечников. Биологические особенности и значение птиц. Правила развешивания скворечников.
Итого, ч35 10 25 Содержание программы «Экоотряд»
35 часов в год, 1 раз в неделю
1 год обучения
№ занятия. Тема занятия Форма занятия
Тема: Введение в экологию. 6 часов
1 Вводное занятие «Мы дети твои, Земля» Открытое мероприятие
2 Формирование символики «Экоотряда»
Выпуск газеты "Живая газета" - "Экологический вестник" Практическое занятие
3 Экологическая игра: «Природа - наш общий дом» Теоретическое занятие
4 Наука экология. Цели, задачи, методы экологии.
«Тайны живой природы» Теоретическое занятие
5 Практическая работа.
«Составление карты – схемы опасных зон села Хрущевка» Практическое занятие
6 Акция «Чистая школа». Практическое занятие
Тема: Понятие о средах жизни. Экологические факторы. 8 часов
7 Основные экологические среды жизни Теоретическое занятие
8 Воздействие среды на живые организмы Теоретическое занятие
9 Объекты экологической тропы как участки
с разными условиями обитания живых организмов Экскурсия – экспедиция
10 Экспедиция на объект экологической тропы «Луг». Практическая работа
11 Село Хрущевка как среда обитания его жителей. Экскурсия
12 Операция «Чистое село» Практическая работа
13 Экскурсия экологического направления по выбору Экскурсия
14 Пресс-бой на тему:
"Охрана природы в нашей и зарубежных странах"Семинарское занятие
Тема: Сезонные изменения в жизни растений и животных осенью и зимой 8 часов
15 3. Экскурсия «Погодные условия нашей местности поздней осеню» Экскурсия
16 Практическая работа «Поможем нашим друзьям». Практическая работа
17 Экскурсия с практической целью «Как живут птицы зимой?». Экскурсия
18 Операция «Кормушка» Практическая работа
19 Характеристика зимнего сезона года в нашей местности. Теоретическое занятие
20 Операция «Спаси ёлку!». Практическое занятие
21 Практическая работа на территории.
«Снег как абиотический фактор среды в зимнее время». Практическая работа
22 Практическая работа «Деревья и кустарники в зимнее время». Практическая работа
Тема: Состав воздушной среды и его значение для живых организмов. 5 часов
23 1. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Теоретическое занятие
24 Вред, наносимый загрязнением воздуха
человеку и окружающей среде. Семинарское занятие
25 Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Теоретическое занятие
26 Методы биоиндикации состояния воздуха. Практическое занятие
27 Практическая работа «Оценка состояния воздуха пришкольной территории» Практическое занятие
Тема: Природа родного края. 3 часа
28 Природа моей страны Теоретическое занятие
29 Село Хрущевка как социальная среда обитания человека.
Экскурсия в школьный краеведческий музей. Практическое занятие
30 Семинар «Значение охраны природы в жизни нашего села». Семинарское занятие
Тема: Весенние явления в природе. 5 часов
31 Весенние экологические праздники и их значение Теоретическое занятие
32 Проведение Дня Воды Практическое занятие
33 Проведение Дня Птиц. Практическая работа
34 Операция «Первоцвет». Практическое занятие
35 Защита творческих проектов Семинар

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
В ходе второго года обучения происходит формирование практических умений работать с природными объектами, знакомство и овладение простейшими методиками сбора материала, обработки данных, обобщения и формулировки выводов. Курс программы второго года обучения содержит краеведческий материал. Внимание ребят направляется на изучение и охрану природы своего края. В процессе обучения важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
В ходе практических занятий в кружке происходит формирование любви к природе родного края, уважение и бережное отношение к ней. Если на 1 году обучения ребята изучают общие экологические понятия, то на 2 году обучения программа нацелена на более углубленное изучение различных разделов экологии.
ЦЕЛЬ: воспитание у ребят убежденности в необходимости охраны природы и ее изучения; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамике и путях рационального использования.
Задачи:
Образовательные задачи:
- сформировать умение работать со справочниками и определителями и живыми объектами природы
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;
Развивающие задачи:
- развивать понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.
Итогом 2 года обучения является создание и защита проектных работ выбранной тематики.
Учебно-тематический план экологического кружка «Экоотряд»
2 год обучения
Тема Количество часов Основное содержание
Всего Теоретические занятия Практические занятия 1.Введение. Значение экологических знаний 2 2 Знакомство с целями и задачами кружка на год, значении экологических знаний и их применение в практической деятельности человека
2. Методики исследования живых организмов. 6 2 4 Знакомство и овладение простейшими методиками сбора материала, обработки данных, обобщения и формулировки выводов.
Проведение простейших фенологических и экологических микроисследовательских работ с последующей обработкой результатов.
3. Практические занятия. 4 - 4 Проводятся в течение учебного года как одна из разновидностей обработки и представления результатов.
4. Экология почв 3 1 2 Знакомство с экологией почв, живых компонентах почв и их значением. Проведение простейших исследовательских работ с почвой.
5.Экология воздуха 6 2 4 Знакомство с экологией воздуха, живых компонентах воздуха и их значением. Проведение простейших исследовательских работ с воздухом.
6.Экология воды 4 2 2 Знакомство с экологией воды, живых компонентах вод и их значением. Проведение простейших исследовательских работ с водой.
Экологический мониторинг. 5 2 3 Мониторинг – наблюдение за состоянием окружающей среды с целью контроля и прогноза.
Человек и окружающая среда. 1 1 Знакомство с основными экологическими проблемами и поиск возможных путей их решения
8.Полевая экология. 3 1 2 Знакомство с полевыми исследованиями. Изучение биоценозов окрестностей школы, простейшие геоботанические описания.
9.Творческий отчет 1 Представление работ членов кружка за учебный год.
ИТОГО, ч35 Содержание программы «Экоотряд»
35 часов в год, 1 раз в неделю.
2 год обучения
№ занятия Тема занятия Форма занятия
Тема: Введение. Значение экологии 2 часа
1. Вводное занятие «Основные составляющие природы» Теоретическое занятие
2. Основы экологического образования Теоретическое занятие.
Тема: Методики исследования живых организмов. 6 часов
3. Изучение простейших методик исследовательской работы в природе. Теоретическое занятие.
4. Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение» Экологический мониторинг.
5. Оформление результатов: письменный отчет. Подведение итогов. Практическое занятие
6. Осенние явления в жизни растений и животных, как результат приспособленности к изменениям условий среды. Теоретическое занятие.
7. Сбор коллекций, гербариев «Осенние явления в природе» Экскурсия.
8. Оформление результатов экскурсии, составление гербариев Практическое занятие.
Тема: Практические занятия. 4 часа (по всему курсу)
9-12 Практическое занятия: «Наши исследования». Практическое занятие.
Тема: Экология почв 3 часа
13 «Царство почвы» - уникальный мир природы Теоретическое занятие.
14. Закладка опытов по изучению состава почвы Практическое занятие.
15. Презентации на тему: «Почва и живые организмы» Практическое занятие.
Тема: Экология воздуха 6 часов
16. Воздух, значение его чистоты для живых организмов Теоретическое занятие.
17. Микробиологическое исследование состава воздуха Теоретическое занятие.
18. Оценка температуры и влажности школьных помещений. Практическое занятие.
19. Экологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещения. Практическое занятие.
20. Экологическая оценка цветового оформления школьных помещений. Практическое занятие.
21. Оформление результатов микробиологического исследования воздуха Практическое занятие
Тема: Экология воды 4 часа
22 «Вода - чудо природы» Теоретическое занятие.
23 Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема" Природоохранная деятельность водных ресурсов Теоретическое занятие.
24 «Пресные воды - наше богатство»
Водные ресурсы Липецкого района Липецкой области. Растительный и животный мир водоемов Липецкого района Липецкой области Практическое занятие.
25 Экскурсия в океанариум г.Воронеж Экскурсия
Тема: Экологический мониторинг 5 часов
26 Что такое мониторинг? Виды мониторинга живых организмов Теоретическое занятие
27 Природа родного края (выставка фоторабот членов кружка) Практическое занятие
28 Причины сокращения численности растений и животных Липецкой области, необходимые меры их охраны. Теоретическое занятие
29 Составление «Красной книги» Липецкой области Практическое занятие
30 Семинар «Охраняемые территории Липецкой области» Практическое занятие
Тема: Человек и окружающая среда 1 час
31 Пресс-бой «Глобальные экологические проблемы и пути их решения» Семинар
Тема: Полевая экология 3 часа
32 Знакомство с простейшими методиками полевых исследований Теоретическое занятие
33 Закладка пробных площадок для описания фитоценозов. Практическое занятие
34 Простейшие геоботанические описания Практическое занятие
Тема: Творческий отчет 1 ч
35 Защита проектных работ Семинар
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. «ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
Ребята, обучающиеся третий год - инструкторы, будущие помощники педагога, организаторы экскурсий в природу, фенонаблюдатели, лекторы. Основная их задача - пропаганда экологических знаний. Именно инструкторская работа формирует у ребят организаторские навыки, чувство ответственности за порученное дело и воспитывает общественную экологическую активность.
Большое внимание программа третьего года обучения уделяет проблемам валеологии. Ребята получают навыки по оказанию помощи себе и близким. Учатся вести здоровый образ жизни. Этому посвящены как теоретические, так и практические занятия.
ЦЕЛЬ: формирование знаний об основных способах сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
Образовательные задачи:
- сформировать у ребят навыки и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов в природе;
- научить оформлению наглядных пособий из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их на учебных занятиях;
- научиться создавать исследовательские работы;
Воспитательные задачи:
- воспитывать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний
Развивающие задачи:
- развить коммуникативную культуру учащихся в процессе инструкторской работы в разновозрастных группах детей.
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.
Итогом 3 года обучения является создание и защита исследовательских работ, обобщение опыта исследовательской деятельности и передача знаний новым членам «экоотряда».

Учебно-тематический план экологического кружка «Экоотряд»
3 год обучения
Тема Количество часов Основное содержание
Всего Теоретические занятия Практические занятия Общее представление о здоровье человека и влиянии окружающей среды на здоровье 5 4 1 Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека.
Практическая работа. Соматометрические измерения человека
Методы сохранения и укрепления здоровья 6 2 4 Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе
Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения.
Отказ от вредных привычек 4 1 3 Информация об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.
Гигиена жилых помещений 3 1 2 Гигиена жилища. Чистота в доме и квартире
Глобальные экологические проблемы – «Бомбы замедленного действия на нашей планете» 12 5 7 Изучение состава воздуха. Солнечная радиация и ее влияние на организм человека. Целебные воды. Химический состав некоторых минеральных вод. Воздействие их на организм. Минеральные источники своей местности. Оценка их состояния. Использование местным населением. Оборудование источника. Составление плана расположения водных источников исследуемой территории. Практическая работа Химический состав некоторых минеральных вод
Создание коллективных и индивидуальных исследовательских работ 5 1 4 Правила проведения биологических и экологических исследований, составление плана работ, проведение исследований, обработка результатов. Обобщение опыта и представление его на конференциях, семинарах и конкурсах различного уровня
Итого 35 14 21 Содержание программы «Экоотряд»
35 часов в год, 1 раз в неделю
3 год обучения
№ занятия Тема занятия Форма занятия
Тема: Общее представление о здоровье человека 5 ч
1 Учись быть здоровым. Простейшие уроки жизни. Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии
2. Учимся передавать свои знания другим Лекция с элементами беседы.
3. Человек в созданной им среде. Лекция с элементами беседы.
4. Здоровье человека Лекция с элементами беседы.
5. Экологическая игра «Сохраним здоровье» Экологическая игра
Тема: Методы сохранения и укрепления здоровья 6 ч
6. Движение и красота человека Лекция с элементами беседы.
7. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых Встреча со спортсменом, учителем ФК
8. Подвижные игры на свежем воздухе Игры в спортзале или на свежем воздухе
9. Закаливание и его роль в укреплении здоровья Лекция с элементами беседы.
10 Простудные заболевания и их предупреждения Встреча с медсестрой уч. больницы, беседы
11 Растения - наш доктор Айболит. Устный журнал
Тема: Отказ от вредных привычек 4 ч
12 Животные - наркотики - человек. Растения-убийцы. Мини-спектакль, викторина, анкета
13 Передай в наследство трезвость. Анкетирование, самостоятельная работа
14 "Владыка мира" - никотин. Лучше вдыхать аромат розы, чем пары ацетона. Семинар
15 День борьбы со СПИД Мини-спектакль
Тема: Гигиена жилых помещений 3 ч
16 Экология в нашем доме Лекция с элементами беседы.
17 Экомир моей семьи Рассказ, встреча с врачом
18 Растения лечат и калечат.
Путешествие с комнатными растениями Работа с натуральными объектами
Тема: Глобальные экологические проблемы – «Бомбы замедленного действия на нашей планете» 12 ч
19-20 "Бомба замедленного действия" - вода. Её гибель - наша гибель. Рассказ, практическое занятие
21-22 "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование. Рассказ, практическое занятие
23-24 "Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе. Рассказ, практическое занятие
25-26 "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться. Рассказ, практическое занятие
27-28 "Бомба замедленного действия" - химикаты "Яд - "приданое" цивилизации". Рассказ, практическое занятие
29 Пугающий призрак АЭС. Семинар
30 Экология и экономика. Семинар
Тема: Создание коллективных и индивидуальных исследовательских работ 5 ч
31 Требования, предъявляемые к исследовательским работам Теоретическое занятие
32 Защита экологических проектов на заседании кружка Семинар
33 Защита экологических проектов на школьной научной конференции Участие в конференции
34-35 Участие в конкурсах различного уровня Практическое занятие

Список литературы
Для педагога
Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2010.-203 с.
Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2012, - 112 с.
Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2010.-112с
Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2010.-64с.
Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург: 2012.
Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория // Волгоград: Учитель, 2010.-142 с.
Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992.
БоеваА.И.,Переславцев А.А. « Влияние удобрений на почвенную микрофлору.» Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-2010.
Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,2007. – 240с
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013
Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 112с.
Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.:Просвещение, 2010. 239с.
Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 2009. – 106с.
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010
Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В . Н. Кардашенко. М.: Медицина, 2013. 264 с.
Для учащихся и родителей:
Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2010 г.
Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 2010 г.
Чернова Н.М. Основы экологии. Учебник для 9-11 класса ОУ. – М.: Просвещение, 2012 г.
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010
Копыт Н.Я, Скворцов, Е.С. Алкоголь и подростки. – М.:Медицина,2010