Урок физики 7 класс. Лабораторная работа по теме Определение плотности вещества


Лабораторная работа по физике в 7 классе
Тема: «Определение плотности вещества»
« Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети
в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему
легко, что трудно… Нужны разнообразные приемы и
методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…≫
П. Н. Чернов.
Цели:
Образовательная: способствовать овладению знаниями по теме: «Плотность вещества»; сформировать умение находить экспериментальным путем плотности различных веществ используя измерительный цилиндр и весы с разновесами; вызвать объективную необходимость по применению полученных знаний в будущей деятельности;
Развивающая: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования; анализа и синтеза; продолжать работы по формированию умения а) обобщать опытные данные, сравнивать их и делать выводы, б) работать самостоятельно
Воспитывающая: продолжить работу по формированию добросовестного отношения к учебному труду, положительную мотивацию к учению; умения учащихся проявлять самостоятельность, ответственность, объективность в оценке собственной деятельности.
Задачи:
вспомнить понятие плотности, массы и объема; какие формулы необходимо знать для их вычисления;
повторить, с помощью каких приборов измеряется объем и масса, правила использования данными приборами;
алгоритм выполнения виртуальной лабораторной работы.

Тип урока: лабораторная работа
Метапредметные связи: информатика, математика.
Формы организации работы учащихся: беседа, просмотр видеофрагмента; рассказ, виртуальная лабораторная работа, обсуждение работы.
Методы и приёмы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный.
Методы и формы контроля: самоанализ, рефлексия, оценочные вопросы.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ПК, видеофрагмент, учебная и справочная литература, рабочие тетради, ЦОР «Лабораторные работы по физике 7-9 классы»
План и содержание урока

п/п Структурные элементы урока Деятельность учителя и учащихся
1 Актуализация ранее усвоенных знаний Учитель задает вопросы классу:
Что такое физическое тело?
Из чего состоят физические тела?
Какие свойства тел нам известны?
Как определить массу тела?
Как узнать объем тела?
Какие вещества вы знаете?
Какие у них свойства?
Чем можно охарактеризовать вещество?
Ученики отвечают на вопросы
2 Мотивация учебной работы Учитель показывает видеофрагмент начало легенды об ученом и царской короне «Закон Архимеда». Просит класс: «Как Архимед решил задачу царя»? Что нужно знать, чтобы определить из чего сделана корона?
Учащиеся отвечают
3 Постановка цели урока Учитель (подводит итог высказываниям): А сможем ли мы с вами определить плотность вещества имея определенное оборудование?
4 Объяснение лабораторной работы Учитель дает классу задание:
5 Выдвижение гипотезы Учащиеся говорят: 1 см3 этих веществ имеет разную массу
6 Экспериментальная проверка гипотезы Учитель: как в этом убедиться?
Учащиеся: надо определить массы обоих цилиндров и их объемы, а потом рассчитать массу 1 см3 каждого вещества; сравнить полученные результаты.
Учитель: как определить массы и объемы тел?
Учащиеся отвечают (массы – с помощью весов, объемы – посредством мензурки), затем выполняют опыт. 1 и 3 рядам предлагается провести опыт (одинаковые объемы, но разные массы); 2 ряд (одинаковые массы, но разные объемы). Делают вывод: у алюминия и латуни массы 1 см3 вещества разные
7 Развитие полученной информации (вывода) Почему все результаты в ряду 1 получились одинаковыми?
Почему похожая картина наблюдается у учащихся 3 ряда?
Почему результаты 2 ряда отличаются от результатов 1 и 3 ряда?
Учащиеся отвечают, делают вывод:
у одинаковых веществ масса 1 см3 одинаковая, у разных различная; следовательно, масса 1 см3 вещества может служить характеристикой веществ (одной из многих)
8 Физкультминутка Учитель: поднимаемся ребятки на веселую зарядку…Я вам буду называть тела, а вы будете изображать. «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук;
«Пружина»: растягивание позвоночника;
«Штурвал»: изображаем капитанов, крутящие штурвал;
Учитель называет тела. Если называет искусственное тело, дети встают, а если естественное – сидят.
Учитель читает: «Радуга, трактор, кукла, зайчик, трава, дождь, воздушный шар, туман, самолёт, солнце, звёзды, медведь». 11 Подведение итогов. Учитель просит учащихся ответить на вопросы:
Что нового они узнали на уроке?
О какой физической величине, которая может служить одной из характеристик вещества, мы говорили?
Как же помочь Архимеду решить задачу царя о его короне? (Просмотр до конца видеофрагмента)
12 Рефлексия Учитель предлагает учащимся провести самооценку своей деятельности на уроке с помощью сигнальных карточек.
Учащиеся поднимают сигнальную карточку красного (отлично усвоил материал), желтого (хорошо поработал), зеленого (есть неточности, над которыми надо еще поработать) цвета.
13 Организация работы дома Учитель определить в домашних условиях плотность картофеля