Урок по химии для 8 класса Чистые вещества и смеси

Тема урока «Чистые вещества и смеси»

Предметные результаты
Знать:
- сущность понятия и признаки «чистого вещества»;
- сущность понятия и признаки «смесей»;
- классификацию смесей по размеру частиц;
- классификацию смесей по агрегатному состоянию;
- основные способы очищения веществ;
- правила безопасной работы с химическими реактивами и хим. посудой.
Уметь:
- объяснять отличия чистых веществ от смесей
- приводить примеры чистых веществ;
- приводить примеры смесей, которые можно разделить определенным способом;
- определять тип смесей по размеру частиц;
- определять тип смесей по агрегатному состоянию;
- выбирать необходимые методы для разделения смесей;
- безопасно работать с химическими реактивами и хим. посудой.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы формы

Этап 1. Организационный

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к
уроку.

Здравствуйте, я рада видеть вас и надеюсь, вы готовы к успешному и плодотворному сотрудничеству сегодня на уроке.
Приветствуют учителя,
проверяют свою готовность к
уроку



Этап 2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации

Организует беседу с учащимися, предлагает учебную задачу

Нас окружает мир, состоящий из самых разнообразных веществ. Вспомните, что называется веществом. Какие вы знаете вещества?
Что, с точки зрения химического состава, объединяет вещества, приведенные на слайде? Почему они разные, если их состав выражается одной формулой?

О чем же пойдет речь сегодня на уроке?
Нужны ли вам знания по этой теме? Где вы сможете их применить?


Ребята, представьте, в походе у вас просыпалась соль, а другой нет, соль смешалась с землей. Что делать? Какие знания нам для этого необходимы?






Высказывают мнения по данному
вопросу, приводят доводы.



Формулируют тему «Чистые вещества и смеси».




Вместе с учителем формулируют
цели урока.
Беседа.





Слайд №1



Слайд №2

Этап 3. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Каков химический состав морской и дистиллированной воды?

Будут ли они обладать одинаковыми физическими свойствами?

В 2-х сосудах нагревали до кипения дистиллированную и
морскую воду. Через определенное время измеряли
температуры кипения в этих сосудах. Посмотрите на график, сделайте вывод.








Сравним другие свойства морской и дистиллированной воды. Что влияет на различие в свойствах?







Сформулируйте определение, что называется чистым веществом.




С чем в повседневной жизни мы встречаемся чаще с чистыми веществами или со смесями?

Учитель демонстрирует разные смеси: песок + вода; бензин +вода; соль+вода.
-
- Чем различаются выданные смеси?





- По какому признаку можно разделить смеси, приведенные на слайде?


Учитель организует работу в парах для разработки схем классификации смесей.





Сравните чистые вещества и смеси. Дайте определение понятию «смеси»


Где необходимо применение чистых веществ?


Для научных исследований и промышленности, в медицине в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит, хотя ничтожное малое количество примесей.

Можно ли разделить смеси на компоненты? На чем основано разделение смесей?

Организует работу учащихся в парах с инструктивной картой. Инструктаж по ТБ.
Н2О






- у морской воды непостоянная
температура кипения в разные промежутки времени, а у
дистиллированной воды температура кипения постоянная. Учащиеся высказывают предположение, что соленость морской воды влияет на температуру кипения.


Учащиеся объясняют различия в физических свойствах наличием примесей в морской воде.





С помощью учителя формулируется определение.







Учащиеся объясняют различия между выданными смесями.






Работая в парах, учащиеся создают
схемы «Виды смесей» с примерами.







С помощью учителя формулируется определение понятия «смесь»





















Работа в парах с инструктивной картой.
Беседа






Слайд 3









Слайд 4

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab743c9-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_23_01.swf

Слайд 5





Демонстрация смесей.








Слайд №6



Работа в парах.



Слайд7,8




Слайд 9

Слайд №10


Слайд №11
















Практическая работа


Этап 4. Этап закрепления новых знаний и способов действий


Учитель проверяет степень усвоения нового материала (фронтальный опрос по основной терминологии урока).

Учитель просит объединиться в группы по 3 человека.
Организует решение задач, с целью проверки умения выбирать методы для разделения смесей.

1. Вы пошли в поход. Совершенно случайно, вся ваша соль намочилась и к тому же в неё попали кусочки грязи. Другой соли нет. Как вы поступите?
2. Помогите героине русской народной сказки “Василиса Прекрасная”. В этой сказке Баба-Яга приказала Василисе отделить манку от гречки и мак от земли. Опишите, как можно все это разделить?
3.При измельчении руды на горно-обогатительных фабриках в нее попадают обломки железных инструментов. Как их можно извлечь из руды?

Учащиеся отвечают, корректируют ответы одноклассников.

Решают задачи.
Беседа.



Работа в группах.

Этап 5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Давайте подведем итоги работы, какие мы ставили задачи в начале урока? Как их решали?

Мы выяснили, чем чистые вещества отличаются от
смесей, познакомились с классификацией смесей и узнали способы их разделения.

Учитель дает оценку работе класса, отмечает наиболее проблемные вопросы изученной темы.

Узнали ли вы для себя что-то новое сегодня на уроке?
Пригодятся ли вам эти знания в жизни? Где?
Что больше всего понравилось на уроке?



Ученики сравнивают свою
личную успешность и активность
по сравнению с предыдущим
уроком.





· «Я» - Как чувствовал себя, с
каким настроением работал?
Доволен ли собой?
«МЫ» - Комфортно ли было
работать с одноклассниками, в
группе?
«ДЕЛО» - Достиг ли цели
учения? Какие затруднения
возникли?
Беседа


Приложение

Инструктивная карта
Лабораторный опыт №1
1. Рассмотрите цвет серы и железа
2. Возьмите небольшие порции каждого вещества
а) испытайте магнитом б) опустите в пробирку с водой, проверьте растворимость
3. Смешайте серу с железом
4. Отметьте, изменился ли цвет компонентов в смеси, растворимость, магнитные
свойства
5. Сделайте вывод (сохраняют ли компоненты свои свойства в смеси?)
6. Составьте план разделения смеси.
7. Разделите смесь на компоненты.





Лабораторный опыт №2 «Разделение смесей»
Цель: научиться находить и осуществлять рациональные способы выделения веществ из
смесей на основе знаний о физических свойствах их компонентов
Ход работы
1.Рассмотрите выданную вам смесь (образец №)
2. Отметьте физические свойства компонентов смеси (растворимость, плотность и др.)
3. Определите тип смеси (гомогенная или гетерогенная)
4. Предложите способ ее разделения, используя имеющееся лабораторное оборудование.
При затруднении смотрите учебник (с. 143-144)
5. Выполните практическую часть.
6. Подумайте, какие еще смеси можно разделить таким же способом, приведите примеры
8. Доложите о результатах работы одноклассникам
Нам была предложена (гомогенная – гетерогенная) смесь образец №. Мы разделили ее
(название способа), используя следующее лабораторное оборудование Способ
основан на различной (физические свойства) компонентов смеси. Таким же способом
можно разделить смесь






Рисунок 115