Урок химии Чистые вещества и смеси


Урок №36 по теме «Чистые вещества и смеси». Химия 8 класс. 24.01.2017
Цель урока: сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ, ознакомить с классификацией и способами разделения смесей.
Задачи:
Образовательные: изучение понятий о чистых веществах и смесях; классификации смесей; познакомить учащихся со способами разделения смесей;
Развивающие: продолжать развивать речевые навыки, наблюдательность и умение делать выводы на основе демонстрационного и лабораторного эксперимента; продолжить  работу над формированием безопасного обращения с оборудованием (соблюдать правила ТБ).
Воспитательные: создавать условия для воспитания желания активно с интересом учиться, работать над формированием у учащихся отношения к химии, как к возможной области  будущей практической деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: словесный, наглядно-иллюстрированный, практический, частично-поисковый, проблемный, работа в парах.
Оборудование и реактивы: образцы смесей (железо с серой, песок с водой, сульфат меди (II) с водой, смесь речного песка и поваренной  соли, смесь сахара и поваренной соли,  смесь воды и масла, смесь глины или мела с водой, гранит, соль с водой), химический стакан с водой, магнит, воронка, стеклянная палочка, бумажный фильтр, предметное стекло, пробиркодержатель, спиртовка, спички.Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Понятие о чистом веществе и смеси. 1 слайд
Фронтальная беседа:
 - Что называют веществом? (Вещество – это то, из чего состоят физические тела)
  - Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, чистая одежда… А что подразумевает собой понятие чистое вещество?
Природные вещества – это в своем большинстве чистые или смеси? Это и есть тема сегодняшнего урока:  «Чистые вещества и смеси» (запись даты и темы урока учащимися  в тетради ).
- А чем отличается чистое вещество от смеси веществ?
Цели урока обсуждаются с учащимися: 2 слайд
-  Выяснить, какое вещество считают чистым. Что такое смесь? Какие бывают смеси? Какими способами можно разделить смеси? Перед вами горная порода – гранит. Как вы думаете, что это такое чистое вещество или смесь? Почему вы думаете, что это смесь?
Предлагается ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе и примеры смесей. Далее учитель вместе с учениками формирует определение смеси, как комбинации из нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом (учащиеся фиксируют определение в тетради).
Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ, все они встречаются преимущественно в виде смесей. Приводим примеры смесей, 3 слайд
дети записывают их в тетради: По каким признакам мы можем классифицировать смеси?
- воздух (смесь газов – азота, кислорода, аргона и др.) – газообразная смесь
- морская вода, минеральная вода с газом, молоко, сок, кофе, раствор соли (сахара) в воде – жидкие смеси. Скажите можно ли изучать свойства воды на примере морской воды?
- минералы, горные порода (гранит), сплавы металлов – твердые смеси
На данном этапе ученикам предлагается работа с рис. 74 в учебнике (с. 122).  
Учитель обращает внимание учеников на смеси, представленные на демонстрационном столе: смесь речного песка и поваренной  соли, смесь сахара и поваренной соли,  смесь воды и масла, смесь глины или мела с водой. Сравниваем эти смеси с растворами сахара (соли) в воде.  Отмечаем, что в одних смесях мы можем различить отдельные компоненты смеси,  в других же – различить частицы веществ, входящих в состав смеси невозможно.
Классифицируем по этому признаку смеси на однородные и неоднородные, демонстрируем слайд, приводим схему в тетради: 4 слайдСМЕСИ
Однородные
(растворы NaCl, сахара в воде, воздух) Неоднородные
(смесь Fe и S, NaCl и сахара, глина с водой, масло с водой)
Для научных исследований и в промышленности, в основном, требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т. к. любое чистое вещество содержит хотя бы ничтожное количество примесей.
Даем определение чистого вещества (слайд, запись в тетради): 5 слайд
- Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.
В чистом веществе примеси, хотя и присутствуют в незначительном количестве, но не влияют на его физические и химические свойства. Пример чистого вещества – дистиллированная вода.
В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. Для подтверждения этих слов учитель демонстрирует смесь порошков железа и серы, разделяет эту смесь действием магнита и делает вывод:  железо обладает способностью намагничиваться, а сера – нет.
Формулируем определения: Учебник стр.121.
Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.
Однородными называются смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих  смесь (даже при помощи микроскопа)
Для закрепления материала на данном этапе ученики работают парами и  приводят свои  примеры  смесей (однородную и неоднородную)
6 слайд Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества.
7 слайд
Способы разделения смесей.
Учитель снова обращается к демонстрационному столу и знакомит ребят с основными способами разделения смесей, которые представляет в виде следующей схемы: Основные способы разделения смесей (очистки веществ)
8-15 слайд
16 слайд Неоднородные смеси
Отстаивание и декантация
Отстаивание частиц глины и песка в воде. Применяется для очистки питьевой воды Фильтрование
Применяется для очистки питьевой воды (бытовые фильтры) Действие магнитом
(отделение железа от немагнитных веществ)
Однородные смеси
Выпаривание
Выделение NaCl из воды соленых озер Кристаллизация
Производство сахара Дистилляция
(перегонка)
Получение дистиллированной воды
возгонка, центрифугирование, хроматография 
III. Демонстрационные опыты.
Учитель проводит лабораторные опыты, демонстрируя основные способы разделения смесей: отстаивание и декантация, фильтрование и выпаривание, действие магнитом. В стакан с водой добавим измельченный мел и с помощью стеклянной палочки перемешаем содержимое. Что наблюдаете в данном опыте? Вещества в стакане находятся в контакте друг с другом или каждое само по себе?  Как вы думаете,  это такое чистое вещество или смесь? Адсорбционные свойства активированного угля. Адсорбция – поглощение газообразных или жидких веществ твердой поверхностью. Фильтрат – чистое отфильтрованное вещество.
IV. Учащиеся выполняют лабораторный опыт. 17-18 слайд угадай вещество.
разделение смеси порошка серы и железных опилок с помощью магнита и разделение смеси порошка серы и песка.
Разделение смеси порошка серы и железных опилок действием магнита.
Оборудование и реактивы: смесь порошка серы  и железных опилок, магнит, лист бумаги.
Ход работы: Поднесите к листу бумаги магнит. Железные опилки притянутся к листу бумаги действием магнита, а в чашке останется порошок серы. Перенесите лист бумаги с магнитом и притянутыми железными опилками в чистую чашку. Положите лист бумаги с опилками и уберите магнит. В чашке останутся железные опилки.
    V.  Закрепление.
Работа в парах по карточкам; необходимо предложить способ разделения смеси, указанной в задании. Ученики обдумывают и озвучивают свои решения.
Определить к какому типу смеси относятся следующие примеры: морская вода, воздух, глина с водой, туман, облака, соль в воде, молоко, нефть, вода и растительное масло, трубопроводная вода.Вы зачерпнули со дна реки мутную воду и набрали смесь воды с песком, а вам нужна прозрачная вода. Как вы поступите? Определите тип смеси и способы ее разделения.
Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».
Игра «Крестики-нолики».
 Определить путь, в котором указан одинаковый тип смеси:
Водный раствор соли Туман Лед
Водный раствор сахара Воздух Масло и вода
Песок Глина и вода Нефть
VI. Итог  урока. Рефлексия. Дополнительные вопросы устно:
- Процессы разделения смесей следует относить к физическим или химическим процессам? (к физическим процессам)
- Какие явления подтверждают этот вывод?
С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились?
Какие методы разделения смесей мы освоили?
Где и как нам могут пригодиться полученные сегодня на уроке знания?
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание:
§23. Выучить схемы и таблицы в тетради, выучить определения терминов: однородная смесь, неоднородная смесь, чистое вещество.
Провести опыт в домашних условиях. В банку капнуть 1-2 капли духов или одеколона и поместить 5-6 кукурузных палочек. Банку плотно закрыть крышкой. Через 30-60 мин открыть крышку и ощутить интенсивность запаха в банке.  Полученный результат  оформить в виде отчета:
Что делал? Что наблюдал? Вывод

1.Определить к какому типу смеси относятся следующие примеры: морская вода, воздух, глина с водой, туман, облака, соль в воде, молоко, нефть, вода и растительное масло, трубопроводная вода.
2.Вы зачерпнули со дна реки мутную воду и набрали смесь воды с песком, а вам нужна прозрачная вода. Как вы поступите? Определите тип смеси и способы ее разделения.
3.Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».
Игра «Крестики-нолики». Определить путь, в котором указан одинаковый тип смеси:
Водный раствор соли Туман Лед
Водный раствор сахара Прозрачный воздух Масло и вода
Песок Глина и вода Нефть
1.Определить к какому типу смеси относятся следующие примеры: морская вода, воздух, глина с водой, туман, облака, соль в воде, молоко, нефть, вода и растительное масло, трубопроводная вода.
2.Вы зачерпнули со дна реки мутную воду и набрали смесь воды с песком, а вам нужна прозрачная вода. Как вы поступите? Определите тип смеси и способы ее разделения.
3.Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».
Игра «Крестики-нолики». Определить путь, в котором указан одинаковый тип смеси:
Водный раствор соли Туман Лед
Водный раствор сахара Прозрачный воздух Масло и вода
Песок Глина и вода Нефть
1.Определить к какому типу смеси относятся следующие примеры: морская вода, воздух, глина с водой, туман, облака, соль в воде, молоко, нефть, вода и растительное масло, трубопроводная вода.
2.Вы зачерпнули со дна реки мутную воду и набрали смесь воды с песком, а вам нужна прозрачная вода. Как вы поступите? Определите тип смеси и способы ее разделения.
3.Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».
Игра «Крестики-нолики». Определить путь, в котором указан одинаковый тип смеси:
Водный раствор соли Туман Лед
Водный раствор сахара Прозрачный воздух Масло и вода
Песок Глина и вода Нефть