Урок познания мира на тему Когда в доме гости. Гостеприимство

Познание мира

Тема: Когда в доме гости. Гостеприимство.
Цели: 1) Научить хорошим манерам, быть гостеприимными, раскрыть значимость гостеприимства; объяснить, что взаимоуважение берет начало в семейных традициях;
2) Развивать способность понимать и уважать традиции разных народов; формировать умение анализировать различные ситуации общения;
3) Воспитывать положительные нравственные качества, умение проявлять радушие, уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям, к обычаям и традициям народов, проживающих в Казахстане.

Ход урока
1. Орг. момент
Прозвенел и стих звонок, начинаем наш урок!
Друг на друга посмотрели и за парты тихо сели.

2. Проверка домашнего задания
- Дома вы должны были нарисовать свою семью (Рисунки на доске). Что такое семья? Брак?
- Существуют ли в вашей семье традиции?
- Расскажите о семейной традиции казахского народа асар жасау.

3. Сообщение темы и целей урока
-Сегодня на урок я пришла не одна. Рядом со мной находится этот сказочный герой. Вы его узнаете? А как вы думаете почему он у нас в гостях ? (слайд)
-Вини-Пух любит ходить в гости. А вы любите ходить в гости? Тема нашего урока «Гостеприимство. Когда в доме гости».
-А знаете ли вы, что существуют специальные правила поведения как для хозяина, так и для гостей. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Надеюсь, что вы будете соблюдать эти правила. Также мы узнаем о традициях гостеприимства разных народов и еще много интересного о встрече гостей и поведении в гостях.
- Вы никогда не задумывались над тем, зачем люди ходят в гости? На это, наверно, есть много причин. (Ответы детей.)
- У каждого народа существуют свои традиции приёма гостей. «Гостеприимный дом», - говорят о радушных хозяевах. Рассмотрим традиции гостеприимства некоторых народов.
Давно известен такой обычай. Если гость окажется в кавказском селении, в доме горца и похвалит какую-то вещь, то как бы ни была она дорога хозяину, его честь не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот окажется от подарка. (Слайд)
У японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений. (Слайд)
В среднеазиатских республиках гостей нередко принимают во дворе, который является как бы частью дома. А в турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба, там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы. (Слайд)
Англичане не станут заботиться об обилии угощения, ограничатся только самым малым: они считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно есть и пить, но чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение. (Слайд)
Русские принимают гостей хлебом и солью, накрывают стол, организовывают различные развлечения. (Слайд)
А как принимает гостей казахский народ? (Слайд)
С древних времён гостеприимство было отличительной чертой казахского народа. Дорогого гостя приглашали к дастархану. Усаживали на почётное место и угощали самым лучшим, что было в доме. Уставшего, нуждающегося путника сажали на коня, снабжали едой. В национальной культуре ритуалу угощения отводилась особая роль: каждое блюдо подавалось с определённым значением и к месту. Казахи знали, как благодаря конакасы (KонаK – гость, ас – угощение, теплый прием и щедрое хлебосольство) можно было помирить людей, оказать честь уважаемым гостям, дать понять о чём-то. Во время трапезы нельзя было говорить о неприятных вещах, сквернословить. По казахскому обычаю, зашедшего в дом гостя, не отпускали без угощения. Гостю предлагалось всё, что имелось в доме. В таких случаях нельзя было осуждать угощение хозяина и пренебрегать приготовленной им пищей. Обязательное угощение казахи считали признаком дружбы, братства, единения. Оказывали гостеприимство каждому, кто войдёт в их дом, даже незнакомцу. Гостя расспрашивали о его здоровье, здоровье родных и близких. Испокон веков казахский народ среди всех своих жизненных ценностей особое место отводит пище. В казахскую национальную кухню вложена душа народа. В ней отразилась его история, традиции, обычаи. Множество пословиц и поговорок связано с этой темой: «Не будь выше еды», «Относись к пище бережно, иначе можешь потерять здоровье». Казахи делили еду на три вида: ак (белая) – молочные продукты, кызыл (красная) – мясные продукты и к™к (зелёная) – зелень, овощи и фрукты. Большое внимание уделялось красивой, чистой и целой посуде. Ведь гости через угощение могли судить не только о хозяине, но и о народе в целом. (Слайд)
4. Работа с учебником
- Давайте прочтем в учебнике на с. 111 стихотворение М. Курманалина «Гостеприимный дастархан».
- Из стихотворения видно, с каким почетом относились казахи к гостям. Конечно, гости приходят не только поесть! Они поют песни, играют на домбре, поют, беседуют, танцуют. Поводов для приема гостей тоже очень много, например: «Ат Kою» - после появления на свет ребёнка бабушка и дедушка или самый старший из родственников нарекает ребёнка именем. «Шілдехана» - традиционный той в честь новорождённого.
«Бесікке салу» - через несколько дней после рождения ребёнка родители устраивают праздник укладывания новорождённого в колыбель. «JырKынан шыCару» - об этом обычае вы узнаете сегодня на уроке. «Тaсау кесу» - обряд, связанный с первыми шагами ребёнка. «АтKа мінгізу» - посвящение в наездники. «Тілашар» - когда ребёнку исполнялось 7 лет, его вели в медресе или в школу.
О гостеприимстве казахов сложена легенда:
В былые времена жил один почитаемый старец. Благодаря неустанному труду он имел богатство. Ему помогали три сына. Пришёл день старику умирать. Позвал он своих сыновей и дал им назидание. -Дети мои,- сказал он,- я хочу с вами попрощаться. Богатство, что собрал за свою жизнь, я завещаю вам. Весь мой скот разделите на четыре части и каждый возьмите свою долю. Дети, довольные решением отца, усомнились в одном и, вернувшись к нему, спросили: -Отец, мы одно ваше предложение не поняли. Нас трое, а почему Вы велели разделить богатство на четыре части ? Кому вы оставляете четвёртую часть? Старик ответил: - Четвёртая часть скота принадлежит вашим гостям. Кто бы к вам ни пришёл, принимайте как родных. Хорошо накормите. Если гости по скромности будут отказываться от угощения, объясните им, что этот скот не ваш, а предназначен им, поэтому они не должны стесняться. С тех пор прошли века, жизнь менялась по-разному. Но законы казахского гостеприимства остались незыблемыми по-прежнему. Рано или поздно пришедшему в дом гостю всегда рады, предлагают почётное место и угощают вдоволь. Физминутка
- Представьте себе, что вы бабочки, которые собрались полететь в гости.
Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась!
Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!
- Но всё это не будет иметь значения, если гость не почувствует искреннего радушия. Поэтому о семье судят по тому, как в ней встречают гостей. Нужно уметь себя вести при встрече гостей.
- Для начала нужно пригласить гостя. Как это правильно сделать?
- С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение в гости? - Приходите ко мне завтра - Приходите, пожалуйста, ко мне в гости - Я приглашаю вас к себе на - Будьте добры - Я буду очень рад, если вы придете ко мне - Когда мы приглашаем кого-нибудь, часто объясняем причину, цель приглашения. - Каким может быть повод для приглашения в гости?
Правила, которые должен знать хозяин:
Он должен быть приветлив, внимателен.
Должен быть предупредительным, заранее подготовиться к встрече.
Быть щедрым и бескорыстным, не требовать благодарности и подарка.
Быть тактичным (не замечать промахов и ошибок), не ставить гостя в неудобное положение.
Нельзя быть назойливым.
Хозяин должен быть в нарядной одежде. (Слайд)
- Быть хорошим хозяином непросто, непросто быть и хорошим гостем.
Давайте выделим основные правила для гостя:
Веди себя так, чтобы твой приход был приятен хозяину.
Не сиди молча, не заставляй хозяев себя развлекать.
Но и не заставляй слушать только себя.
За столом не тянись первым за самым вкусным. (Слайд)
- Ребята, послушайте советы Г. Остера.
Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов "пожалуйста", "спасибо" Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай, И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун.
Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома – Пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом, В разговоры не вступай: Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет. Выбирай куски поменьше, Чтоб быстрее проглотить. Не хватай салат руками, Ложкой больше почерпнешь. Если вдруг дадут орехи, Сыпь их бережно в карман, Но не прячь туда варенье – Трудно будет вынимать.
Вам понравились эти советы?
Григорий Остер в своих стихах показывает, как не надо себя вести.
- Давайте попробуем разыграть несколько сценок. Разделимся для этого на группы. После того, как каждая группа покажет свою сценку, мы разберем поведение ваших героев.
1 сценка.
Вы прибегаете к товарищу домой пригласить его на прогулку, дверь открывает его мама. Вы спрашиваете: "Юра дома?" Есть ли здесь ошибки?
Забыл поздороваться с мамой и извиниться за приход.
2 сценка.
У Лены день рождения. Лена пригласила гостей к шести часам. Саша никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришел на час раньше. Лена открыла дверь, увидев Сашу небрежно сказала: "Ну, ты даешь, пришел так рано, еще не готово ничего. Ладно, подожди в коридоре". И убежала на кухню.
Раньше времени приходить неприлично. Но если уж гость пришел, проводи его в комнату, предложи посмотреть книги, альбомы
3 сценка.
Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телесериал. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.
- Здравствуй, Наташа! Папа дома?
- Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.
- Жаль. До свидания.
А как бы вы поступили на месте Наташи?
Наташе следовало поздороваться и сказать гостю, что отец скоро придет, пригласить его в комнату, предложить посмотреть телевизор или дать журнал, газету.
- Я очень рада тому, что ребята нашего класса гостеприимны и могут вести себя в гостях!
6. Домашнее задание
С. 109-114 чтение текста, подобрать пословицы и поговорки о гостеприимстве.
7. Итог урока. Рефлексия
- Сегодня мы с вами ребята прикоснулись душой к народной традиции встречи гостей. Завершая наш урок, давайте вспомним, чему мы научились, что нового узнали?
- Возьмите цветные стикеры и нарисуйте или напишите на них ваши эмоции, впечатление от урока.


В разработке урока применялись материалы из Интернета.













13PAGE 15


13PAGE 14415




15