Курсовой проект Дидактические игры как средство повышения интереса к родному (эрзянскому) языку


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА"МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ"ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВКафедра гуманитарного образованияКУРСОВОЙ ПРОЕКТ Слушатель КПК: Пархоменко Ю.И., учитель эрзянского языка МОУ «Первомайская СОШ» Лямбирского муниципального районаПроверил:Саранск 2016 содержание1. Введение. Актуальность темы2. Дидактические игры как средство повышения интереса к урокам эрзянского языка3. Практическая часть. 3.1. Копилка дидактических игр3.2. Конспект урока с применением дидактических игр4. Заключение.5. Список литературы6. Интернет - ресурсы 1. Введение. Актуальность темы За последнее время наблюдается снижение интереса к национальному языку и национальной культуре, отсутствие национального ориентира.  Возможно это оттого, что мы мало знаем свою культуру, свою литературу, фольклор, обычаи, обряды; мало и литературы на эту тему. И я подумала: «Кто же, если не мы, учителя и воспитатели, будем приобщать детей к национальной культуре, воспитывать любовь к своему родному краю и гордость за свой родной народ». Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина Отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа. Но это дело не из легких. Работая в школе, я пришла к выводу, что повысить интерес к изучению эрзянского языка можно через применение на уроках различных дидактических игр. Поэтому я работаю над проблемой: «Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам эрзянского языка». 2. Дидактические игры как средство повышения интереса к урокам эрзянского языка С древности игра использовалась как средство обучения детей. В игре ребёнок с большим интересом и охотой выполняет то, что в ней ему кажется очень трудным. В. Сухомлинский сказал, что ребёнок – это пытливый исследователь, который познаёт мир, делает новые открытия через игру. А. Макаренко создал целый комплекс игр при работе. Не проходило ни одной недели, чтобы не создавалось новая игра. Он считал, что в комплексе игр не должно быть ничего лишнего и ничего не достающего. В игре ребёнок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Заставить играть нельзя, увлечь можно. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Дети познают мир в играх легко и непринуждённо, без «нажима». Дидактические игры представляют собой игровое обучение. Обучающий характер дидактических игр основан на важнейшей закономерности игровой деятельности детей и подростков – стремление действовать по мотивам воображаемой ситуации. Дети проявляют смекалку в умственной деятельности, догадку, ловкость.  В дидактической игре проходят не только усвоение учебных знаний, умений, навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их эмоционально волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет  сделать  учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания.. Особенность игры состоит в том, что её вводят в определенную часть в соответствии с дидактическими задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Игры-упражнения развивают память детей, внимание сообразительность, их общий кругозор. Опытные педагоги считают, что игры вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные особенности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Игры делают уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам эрзянского языка. Большую помощь игры оказывают сплочению коллектива через работу в группах, взаимную поддержку. Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности, с помощью которой можно повышать интерес к языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным. Большую радость у ребят вызывает использование на уроках и во внеурочное время ребусов – головоломок, требующих для разгадки сообразительности, фантазии, четкой работы мысли.Использование ребусов повышает активность ребят, способствует увеличению их словарного запаса, развитию лингвистической зоркости. Не нужно забывать,  что игра не должна уводить от усвоения трудных вопросов, а делать это усвоение прочным и интересным. Дидактические игры удачно применяются на уроках обобщающего повторения материала. Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок  действует не по принуждению, а по внутреннему  побуждению. Цель игры – помочь серьезный труд, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. 3. Практическая часть.3.1 Копилка дидактических игр При изучении темы «Осень» предлагается детям такой вид работы. Им раздаются черно-белые карточки с изображением осени. Даю задание: на этой карточке записать слова, которые мы знаем по теме «Осень». Дети прямо на рисунке, на изображенных предметах записывают «лопа», «чувто», «мода», «менель», «сёксь». Я задаю детям вопрос: - Что еще можно дорисовать, чтобы изобразить полную картинку осени? Дети отвечают: - Можно нарисовать дождь. Рисуют дождь, пишут «пиземе», после чего я даю задание: раскрасить рисунок цветными карандашами в соответствующие цвета. После выполнения этого задания дети рассказывают, какого цвета осень: Чувтось тюжа. Модась раужо. Менелесь сэнь. Лопась ожо. Лопась якстере. Этот вид работы можно применить при изучении таких тем, как «Зима», «Весна» и «Лето». Иногда при изучении некоторых слов мы не пользуемся их обозначением на русском языке. Я показываю, например изображение животного, дети рисуют его у себя в тетради и записывают название по-эрзянски. Теперь эрзянское слово ассоциируется у детей не с русским его переводом, а с изображением этого животного, созданного самим ребенком. Запоминание новых слов эрзянского языка, осуществляемое посредством игры, не вызывает у детей скуки и утомления. Яркие, красочные, необычные предметы привлекают к себе внимание ребенка, а многократное повторение в различных игровых вариантах их названий непроизвольно запечатлевается в его памяти. Следовательно, непроизвольное запоминание является продуктом целенаправленной, активной деятельности учителя.  Например, при знакомстве детей с названиями цвета можно провести следующее упражнение. Детям раздаются черно – белые картинки (петушок, пирамидка), которые надо раскрасить под руководством учителя: Атякшонть прянзо артынк тюжа тюссо.Атякшонть пацянзо ды сакалонзо артынк якстере тюссо.Атякшонть кирьгань толганзо артынк ожо тюссо.Атякшонть мештензэ артынк пиже тюссо.Атякшонть селмонзо артынк тюжа тюссо.Атякшонть рунгонзо артынк ожо тюссо.Атякшонть пильгензэ артынк якстере тюссо.Ней артсынек пулонзо. Пулосонзо атякшонть зярыя толгатнеде. Верце толганть артынк пиже тюссо.Омбоце толганть артынк ожо тюссо.Колмоце толганть артынк якстере тюссо.Голову петушка закрасьте оранжевым цветом.Гребешок и бородку петушка закрасьте красным цветом.Перышки на шее петушка закрасьте желтым цветом.Грудку петушка закрасьте зеленым цветом.Крылья петушка закрасьте оранжевым цветом.Спинку петушка закрасьте желтым цветом.Ноги петушка закрасьте красным цветом.Теперь закрасим хвост. Хвост у петушка состоит из нескольких перьев. Верхнее перо закрасьте зеленым цветом.Второе перо закрасьте желтым цветом.Третье перо закрасьте красным цветом. При повторении раннее изученных слов можно предложить детям поиграть в игру «Лото». Детям раздаются карточки, на которых написаны 4 ранее изученных слова. Учитель показывает картинку с изображением предмета, ученик у которого на карточке написано название этого предмета, встает, называет этот предмет и получает картинку. Примерный набор карточек:умарь, нумоло, мекш, модамарь;цянав, катка, лишме, сярдо;килей, гулька, ривезь, нимиляв;куяр, письмар, туво, сея;яблоко, заяц, пчела, картофель;ласточка, кошка, лошадь, лось;береза, голубь, лиса, бабочка;огурец, скворец, свинья, коза; Определенное место в речевом развитии младших школьников занимает картинка. Организуя работу детей с картинками, я обеспечиваю возможность непроизвольного запоминания учениками не только тех предметов, которые на них изображены. Сравнивая изображенные предметы между собой, находя в них общие признаки, группируя их по этим признакам, ученики учатся составлять словосочетания и предложения. Например, я раздаю детям картинки. Предметы одинаковые, но разного цвета, размера, формы. Тонывтыцясь: Монь артовксонть лангсо ловонь баба.Тонавтницясь: Монь артовксонть лангсо истя жо ловонь баба.Тонавтыцясь: Монь ловонь бабась вишине.Тонавтницясь: Монь ловонь бабась покш.Тонавтыцясь: Монь ловонь бабанть прясонзо якстере ведра.Тонавтницясь: Монь ловонь бабанть прясонзо сэнь ведра.Тонавтыцясь: Монь ловонь бабанть судозо теезь пурькасто.Тонавтницясь: Монь ловонь бабанть содозо истя жо теезь пурькасто.Тонавтыцясь: Монь ловонь бабанть кедьсэнзэ тенсть.Тонавтницясь: Монь ловонь бабанть кедьсэнзэ коймине.Тонавтыцясь: Монь ловонь бабась пейди.Тонавтницясь: Монь ловонь бабась истя жо пейди.Учитель: На моей картинке снежная баба.Ученик: На моей картинке также снежная баба.Учитель: У меня снежная баба маленькая.Ученик: У меня снежная баба большая.Учитель: У моей снежной бабы на голове красное ведро.Ученик: У моей снежной бабы на голове синее ведро.Учитель: У моей снежной бабы нос сделан из веточки дерева.Ученик: У моей снежной бабы нос сделан из моркови.Учитель: У моей снежной бабы в руках метла.Ученик: У моей снежной бабы в руках лопаточка.Учитель: Моя снежная баба улыбается.Ученик: Моя снежная баба также улыбается. С целью закрепления названий диких животных, а также формирования умения вести простейший диалог, мы немного изменили сюжет сказки «Колобок» и инсценировали её. Один из детей играл роль Колобка, другие – диких животных. Всякий раз, встречаясь с животными, «Колобок» спрашивал: - Кода тонь леметь? «Звери» отвечали и спрашивали, как его зовут и куда он идет: - Ков тон молят? «Колобок» отвечал: - Мон молян вирев. После изучения темы «Счёт» несколько уроков повторяем счет от 1 до 10 с обязательным использованием цифровых обозначений чисел, физкультминутки на занятиях проводим с использованием счета от 1 до 4 или до 8. Предлагаю проведение следующей физкультминутки, в ходе которой дети повторяют части тела и счет до 10:Вейке, кавто, пря да лавтов,(руки в стороны, вверх, затем касаются головы и плеч)Колмо, ниле, судо, пиле,(руки вперед, вверх, затем касаются носа, ушей)Вете, кото, сельмень кавто,(руки на поясе, глазки вправо – влево без поворота головы)Сисем, кавксо, пильге лангсо,(руки на поясе, дети топают ножками)Вейксэ, кемень, сурон, кедень.(дети хлопают в ладоши и поднимают вверх руки) Игра «Что пропало?». После разучивания слов, например, названий животных, овощей или фруктов на наборном полотне помещаю ряд рисунков с изображением данных предметов. Дети запоминают предметы, ручками прикрывают глаза, считают до 10. Учитель за это время убирает одну картинку, смешивает их ряд. Дети открывают глаза и называют предмет, которого нет: «Арась кискась», «Арась алашась». Игра «Найди по признаку». На доске ряд сюжетных картинок или картинок с изображением предметов. Учитель произносит предложение на мордовском языке и предлагает детям определить, какой из картинок соответствует высказывание.Например:Эйкакштнэ кирякстнить конькасо.Эйкакштнэ ардыть сокссо.Эйкакштнэ ардыть нурдынесэ.Эйкакштнэ налксить ловпокольнесэ.Эйкакштнэ теить ловонь баба. Игра «Четвертое лишнее». Учитель предлагает детям определить и назвать лишний предмет из четырех предложенных (записанных на доске или на карточке):Верьгиз, алаша, туво, реве.Чурька, репс, сея, куяр … Игра «Определи время года». Учитель называет предложения, а дети должны определить, о каком времени года говорится в предложении и назвать время года по-эрзянски. Например:Моли пиземе.Прыть чувто лангсто лопатне.Моданть вельтизе ашо лов.Эйкакштнэ мазылгавтыть куз.Солы ловось. Игра «Сосчитай». Учитель предлагает детям сосчитать или назвать количество изображенных на рисунке предметов (животных, предметов, овощей, фруктов и т.д.). 3.2. Технологическая карта урока «Приметы зимы» («Телень приметанзо») 2 классТема: Приметы зимыТип: комбинированный урокЦель: создать на уроке условия для формирования положительной мотивации и интереса к эрзянскому языку.Задачи: 1. Повторить и активизировать в речи слова и грамматические конструкции, рассмотренные по теме «Теле - Зима». 2. Воспитание чувства прекрасного, умения видеть красоту природы. 3. Формирование умения продолжить предложение, определив предмет по его действию. Оборудование к уроку: альбом « Федот Васильевич Сычков», предметные картинки по рассмотренным темам, акварельные краски или цветные карандаши, кисть, альбом или лист формата А4. Планируемые результаты Предметные:Знание новых слов программного материала.Повторение ранее разученных слов.Умение составлять предложения. Метапредметные:Познавательные: умение работать в группе; обобщать получаемые знания;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;оценивать результаты выполнения работы; выявление неточностей в приведённых заданияхРегулятивные: Понимать учителя и отвечать на поставленные вопросы, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить коррективы в действияКоммуникативные: Уметь строить предложения и отвечать на вопросы учителя на эрзянском языке. Личностные:Проявлять интерес к эрзянскому языку, проявлять бережное отношение к окружающей среде.   Этапы урока. Формируемые УУДДействия учителяДействия ученика1. Самоопределение к деятельности.Организационный момент.Цель:Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.Регулятивные:нацеливание на успешную деятельность.Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру, мотивирует учащихся на работуУченики приветствуют учителя.Тип урока: комбинированный. Содержание урока. 2. Актуализация знаний.Цель: Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.Игра «Евтык видестэ валонть».Регулятивные:оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.Коммуникативные:Формировать умение слушать и слышать собеседникаПоказывает предметные картинки по изученным темам.Называют слова по-эрзянски. 3. Постановка учебной задачи.Цель:Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.Игра «Переводчик».Познавательные: развивать логическое мышление.Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока.Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.- На доске записаны слова. Переведите их на эрзянский язык.эй- кенярдомс - лов- ашо-теемс- кородовкс-весе- вельтямс- Ребята, скажите, какой темой объединены данные слова?-По каким приметам мы узнаем, что наступила зима?- Как вы думаете, какова тема нашего занятия сегодня?Дети переводят слова.Называют тему «Зима».Дети называют приметы зимы.- Приметы зимы. 4. Обобщение и систематизация знаний.Регулятивные:умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности.Коммуникативные:развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.Познавательные: развивать операции мышления. Личностные: знакомить с обычаями, культурой мордовского народа.а) Беседа по рисунку на стр.40 учебника. Составление предложений по рисунку.Задает наводящие вопросы.По наводящим вопросам учителя дети составляют предложения. Примерные предложения: Сась телесь. Моданть вельтизе ашо лов. Веденть вельтизе эй. Эйкакштне кенярдыть. Сынь ардыть конькасо, сокссо, нурдынесэ. г) Игра «Ярсан – а ярсан»д) Самостоятельная работа в тетради.е) Рисование на тему «Телень кенярдомат» ( «Зимние забавы»).Учитель называет существительные.Беседует с детьми о зимних забавах. Демонстрирует картины Ф.В.Сычкова с изображением зимних пейзажей.Если предмет съедобный, дети говорят:«Ярсан», если предмет несъедобный, говорят: «А ярсан».Дети в рабочей тетради самостоятельно выполняют упр.4. Записывают слова: чипай, ожо, сёксь, вете, тейтерне, чувто, пиземе, умарь, пурька. Взаимопроверка.Беседуют с учителем о зимних забавах. Рассматривают картины Сычкова. Самостоятельно рисуют иллюстрацию на тему «Зимние забавы». б) Игра «Кие седе ламо?» (групповая работа).в) Введение новых слов.Учитель называет букву, на которую надо назвать как можно больше слов по-эрзянски.Учитель записывает новые слова на доске:якшамо- давол-кирякстнемс-Каждая группа называет слово по очереди, получая за это 1 балл. Выигрывает группа, набравшая наибольшее количество баллов.Дети под руководством учителя проговаривают новые слова, записывают их в словарик. 5. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи);выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.Регулятивные:осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.Организует рефлексию.Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.Организует самооценку учебной деятельности.-Понравилось ли вам, дети, сегодня работать на уроке? Что больше всего запомнилось? В заключение урока мы вырежем с вами по шаблону красивые снежинки (ловтештинеть). Заготовки у вас у всех есть на столах. На снежинках напишите какое-то пожелание на эрзянском языке и подарите свою снежинку, кому хотите. На доске записаны слова:уцяска - счастье шумбрачи – здоровье паро тонавтнема – хорошей учёбы  - Урокось прядовсь. Сюкпря тенк. Вастомазонок.Выполняют задание творческого характера, применяют умения, полученные на уроках технологии, составляют пожелание, дарят свои работы друг другу.Делают самооценку своей деятельности на уроке.       Убирают свои рабочие места. 4. Заключение Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения. Таким образом, знакомство с эрзянским языком, с культурой мордовского народа происходит в занимательной, доступной младшим школьникам форме. Дидактическая игра вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. 5. Список литературы. 6. Интернет - ресурсы 2. Прокаева Е.П, Пурякова Е.В. Дидактические игры на уроках родного (эрзянского) языка. // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности . 2014 г. Тамбов 1. Дмитриева С.В. Эрзянский язык. 2 класс. Первый год обучения :учеб..для русскоязыч. учащихся . – Саранск: Мордов. Кн. Изд-во, 2013. – 104 с. https://doc4web.ru/russkiy-yazik/didakticheskie-igri-na-urokah-russkogo-yazika-v-nachalnoy-shkole.html