Методический доклад Работа над гаммами в классе гитары



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Петровская детская музыкальная школа»

















Работа над гаммами
в классе гитары
















Доклад Чапаева Е.А.
ноябрь 2014





Преподавателю предоставляются широчайшие возможности применять свои знания. опыт и педагогическое умение в определении способа решения частных «подсобных» задач для достижения главной цели - всестороннего развития ученика. У ученика должно быть полное доверие к учителю, что является немаловажным фактом во взаимоотношениях между учащимися и педагогом.


Для начала необходимо ученику дать определение понятий «Техника», «Гамма», «Хроматическая гамма», «Тирандо».
Техника (с греч. «искусный» ) – совокупность приемов, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда.
Гамма - звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого стоят друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды.
Хроматическая гамма  восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы.
Тирандо – прием звукоизвлечения, характеризующийся прожатием струны «без опоры» на соседнюю, играется с ощущением «точки», оставляемой пальцем на струне.
Определение пассажной техники исполнения как доминирующей при изучении и отработке гамм на гитаре.
Определение 2-х пальцевой и 3-х пальцевой техники исполнения на гитаре. Показ каждой из них, определение ее возможностей (темповых, ритмических, динамических).
Ссылка на использование каждого вида в разных исполнительских школах страны и зарубежья:
Двухпальцевая техника: доминирует в исполнительских школах Европы. Основана на отработке мелкой техники – активной подвижности пальцев i-m.
Трёхпальцевая техника: широко используется в России. Популярность её обуславливаю исторически сложившимся чутким слышанием и реагированием российского исполнителя на произведения арпеджированной, аккордовой фактуры (идущей от народного творчества). Именно в таких условиях получила активное развитие аппликатура i-m-a в разных вариантах.
Делаю упор на изучение и освоение двухпальцевой техники как первоначальной для освоения.
Необходимо иметь ввиду и разграничение проблем движений левой руки и движений правой руки.
Работа над проблемами исполнения гаммы левой рукой включает в себя:
- позиционную игру гаммы, расположение пальцев левой руки на позицию, положение кисти, локтя,
- технику смены позиции на одной струне («приставление» пальцев при движении гаммы вверх, «перетекание» - при движении вниз, при переходе на разных струнах,
- ощущение наклона струны, проблема важности игры с подставкой с определенным фиксированным углом наклона инструмента,
- проблему постановки большого пальца левой руки за грифом, ощущение его как опоры кисти, как ориентира для положения пальцев в позиции, смена позиции с переносом большого пальца,
- проблему ощущения затраты силы пальца на прожатие струны, упражнения на верное распределение усилий на каждую подушечку пальца,
- проблему экономности движения при прожатии, переступании пальцев,
- проблему исполнение гаммы штрихом «легато» через «переступание» пальцев левой руки, упражнения по данной задаче.
Для работы над исполнением гамм правой рукой ученик должен:
- определить счет, подобрать «лидирующий» палец – i или m, сориентировать его на сильную долю, считать вслух с педагогом, определить физические ощущения при акцентировке ноты (через нажатие/ бросок) при игре разных ритмических рисунков.
- исполнять ритмические рисунки : 2-ли, затем – 3-ли, затем – 4-ли, затем – пунктирный ритм. Очень полезно объединение их в блок (игра в непрерывном порядке), определение опеваний для совпадения сильной доли с тоникой,
- ознакомиться  с исполнением 5-лей и 6-лей, подобрать словосочетания для удобства определения первой доли,
- передавать динамические оттенки при исполнении хроматической гаммы (крещендо – при игре гаммы вверх, диминуэндо – при игре вниз).  Физические ощущения при выполнении данной задачи у ученика,
- сочетание приемов игры «тирандо» и «апояндо» при игре гаммы. Применение «апояндо» разово, для маркатированного выделения крайних нот тоники в гамме или при акценте в ритмических рисунках крупных длительностей (например, 2-лей),
- проблема игры приемом «тирандо» на басовых струнах, определение опоры большого пальца, разворот кисти правой руки перпендикулярно струнам для плотного «нешуршащего» звука,
- проблема нахождения большого пальца p  относительно играющих пальцев при игре гаммы на разных струнах. Проблема переноса его при переходе на другую струну,
- применение «контактного» способа игры при исполнении гаммы,
- проблема собранности кисти, неподвижности мостика, использования полусогнутых пальцев в качестве «рычагов» при атаке звука,
- проблема свободы пальца a при двухпальцевой аппликатуре проигрывания гаммы,
- проблема динамической ровности исполнения гаммы через слышание ее учеником как целостного развития музыкального материала, через стабильную равнозначную работу пальцев правой руки по атаке звука,
- тембровое ровное исполнение нот гаммы, особенно при переходе со струны на струну, при использовании открытых струн.
Работа над координацией рук при исполнении гамм:
- отработка упражнений на пунктирный ритм, на стаккато,
- работа над артикуляцией передачи проигрываемого материала.
Работа с метрономом как итоговая форма закрепления и проверки ровности игры учеником гаммы. Работа с метрономом для ускорения темпа проигрываемой гаммы.
- выработка навыка умения слушать метроном, играть вместе с ним, не опережая и не отставая от него
- выработка умения «вкладывать» разные ритмические рисунки во временной отрезок доли, отсчитываемый метрономом. Выработка умения «предслышания» и счета у ученика,
- сочетание игры с метрономом и без него.
Применение навыков пассажной техники в
- выявление пассажей в пьесах
- определение аппликатуры обеих рук с учетом тембровой целостности и ровности каждого голоса,
- отработка разными упражнениями тяжелых мест,
- работа над темпом, упражнения,
- выбор динамических оттенков, логическое обоснование выбора, слуховой анализ, отработка,
- полностью проигрывание всего этюда, главная задача – целостность формы и содержания через верную передачу выразительных средств.

Для воспитания естественной рациональной техники надо понимать, что мешает ученику, какие движения вызывают неудобства; уметь анализировать состояние ученика, вовремя помочь, так как сам он иногда не в состоянии заметить напряжение.
Систематическая работа над гаммами, упражнениями, этюдами является обязательной стороной комплексного развития техники.
В прошлом веке гаммам и упражнениям уделялось чрезвычайно много внимания. Но постепенно эта практика занятий начала подвергаться все более решительному осуждению, что привело к менее успешному развитию техники, так как работа над ней не велась достаточно систематически. Но вскоре ошибка была осознана. Сейчас рассматриваются гаммы и упражнения как важное и эффективное средство для технического развития ученика.
В настоящее время уделяется большое внимание гаммам, аккордам и арпеджио. Они дают возможность в наиболее сконцентрированном виде работать над трудностями, что способствует рационализации процесса обучения. Проверка над ними происходит ежегодно путем специальных зачетов. Помимо технического продвижения ученика, значение гамм также в том, что они развивают ученика в музыкальном отношении - дают более точные знания мажоро-минорной системы, воспитывают чувство ладотональности.
Ученик должен быть приучен играть гаммы каждый урок. Работая над ними, необходимо научить его извлекать звуки равной силы, красивым звуком и выровнено; в противном случае затрудняется достижение хорошей звучности в этюдах и пьесах.
Рекомендуется вначале играть гаммы только медленно, добиваясь ровности и свободы в звучании. Торопливая, «комковая» игра - очень вредна. Переход к быстрому исполнению должен осуществляться постепенно и лишь после выполнения указанных требований и полной координации движения пальцев обеих рук. Звучный и красивый тон на гитаре является результатом эластичного, свободного удара, достижение которого осуществляется правильной постановкой правой руки и систематическими занятиями. Ученики одного и того же класса могут играть гаммы в разных темпах, - главное, чтобы они игрались красиво, нельзя устанавливать определенный темп в том или ином классе для гаммы.
В работе над гаммами в старших классах основной задачей является улучшение качества исполнения, а не только стремление к быстрому темпу. Основой при исполнении гамм является внимательный контроль за качеством звучания, вслушивание в каждый звук. Это основная задача и связана с вопросом о темпе игры гамм.
Для того чтобы установить и исправить звуковые неточности, полезно учить гаммы в медленном темпе. Быстрая игра хороша, если она - качественна и ни в коем случае не должна допускаться в ущерб ровности, хорошему качеству звука. В зависимости от звукового задания педагог должен подсказать ученику и те темпы, в которых он должен играть. Не надо путать работу в быстром темпе с преждевременной игрой в быстром темпе, которая приводит к «забалтыванию», работа же - никогда, так как ведется частями, под слуховым контролем.
Правильное установление пределов быстроты исполнения гамм для данного ученика является важной задачей педагога. Для того, чтобы избежать небрежной игры «как попало» ради быстроты, следует давать ученику определенные задания, направляющие его внимание на звуковую сторону исполнения гамм. Рекомендуется играть гаммы с различной нюансировкой, добиваясь от ученика ровного, постепенного крэщендо и димунуэндо в пределе от двух пиано до форте.
Кроме правильных динамических и темповых соотношений нужно следить за состоянием мускулов, то есть за их освобождением, частичным расслаблением.

В процессе работы над гаммой темпы постепенно увеличиваются при правильном выполнении всех поставленных задач, однако ученикам надо помнить, что быстрый темп – это не предельный, а тот, в котором все гладко получается.
Гамма не должна занимать много времени, но все же она очень важна, ибо помимо всего прочего - в значительной мере предохраняет от профессиональных заболеваний рук (возникают обычно в тех случаях, когда нетренированной рукой принимаются учить трудную пьесу). Время, уделяемое гамме на уроке, должно быть строго ограниченным и определено педагогом в зависимости от подвижности ученика и конкретных задач его развития. Умение хорошо играть гаммы облегчает работу над той или иной гаммой в пьесе.
Ученик обязан твердо знать и уметь выполнять правильную аппликатуру гамм. Выполнение точной аппликатуры в гамме воспитывает, кроме того, аппликатурную точность игры; поэтому педагог обязан требовать выполнение аппликатуры при игре гамм как упражнений: ученик, не умеющий «выучивать пальцы» в гаммах, не сумеет выучивать их в пьесах.
Любая гамма состоит из нескольких позиций. Позицией называют положение левой руки на грифе, определяемое первым пальцем. Если первый палец находится и прижимает ноту на I ладу, то это I позиция, на II ладу - II позиция и так далее. Переход из позиции в позицию - очень важный момент в гитарной технике.
Проблема смены позиции - одна из важнейших проблем исполнительства. Перед переходом в другую позицию палец левой руки ослабляет свое давление на струну и, слегка ее касаясь, движением предплечья и кисти переносится на новое место.
Если ученик достиг технически ровного, свободного и уверенного исполнения всех мажорных и минорных гамм, можно приступить к разучиванию гамм в терцию, сексту, октаву и дециму. Так же полезно проигрывать и хроматическую гамму. Эта гамма построена по полутонам, поэтому пальцы левой руки поочередно опускаются и не поднимаются с этих ладов до следующей струны.
Залогом успеха учащихся в изучении гамм является постоянное внимание к качеству звука, плавности движения мелодической линии, четкости артикуляции пальцев, свободе всего аппарата.
Так как гитара инструмент в значительной степени гармонический, то необходимо обратить особое внимание на аккордовую технику. Работа над аккордами занимает у нас немало времени, так как аккорды встречаются очень часто в произведениях. Изучение аккордов значительно ускорит процесс технического овладения инструментом, будет способствовать развитию гармонического слуха и вкуса, а также дает большую уверенность в аккомпанементе.
Для более удобного перехода от одного аккорда к другому, необходимо использовать предыдущую расстановку пальцев, то есть не снимать тех пальцев, которые участвуют в исполнении следующего аккорда, или переносить пальцы, не отрывая их от струны, к следующему положению, то есть скольжение.
В старших классах, работая над аккордами в гаммах, надо научиться брать «баррэ». Надо организовать пальцы так, чтобы хорошо получал ось «баррэ». Аккорды надо начинать брать при первой возможности, не дожидаясь того времени, когда пальцы примут определенную растяжку для «баррэ».
Работая над аккордами в гаммах, надо медленно извлекать последовательно обращения, то есть арпеджио - это поочередное исполнение нот, входящих в аккорд - очень характерно для гитарной техники. Комбинации арпеджио многочисленны и разнообразны, длинные и короткие. Работая над тем или иными арпеджио с учеником, как и в гаммах, надо играть по нескольку раз: сначала медленно, потом наращивать темп по возможности. Важное условие исполнения арпеджио - певучность. Нужно применять разнообразные динамические оттенки и ритмические варианты, добиваясь ровности и хорошего качества звучания, плавности и свободы движения. И здесь весьма важную роль играет объяснение ученику конкретных задач.
Таким образом, усвоение гамм, аккордов и арпеджио необходимо ученику для овладения основными формулами, из которых развиваются разнообразные фактуры. При разучивании гамм и арпеджио нужно выбирать тембр, силу звука, способ артикуляции. Их игра не только способствует развитию техники, но и укрепляет элементарные теоретические знания и развитие навыка игры с листа.
Гаммы, аккорды и арпеджио нужны в повседневной работе как материал, позволяющий уделять значительную часть внимания игровым движениям, чего нельзя делать ни в пьесах, ни даже в этюдах. Если при игре этюдов пищу для звуковой фантазии дает их характер и указания в тексте, то при игре гамм звуковые задания должны произвольно варьироваться, но ставить их следует обязательно. Ученик должен быть все время в работе, заставлять себя думать, ибо «когда дремлет голова, дремлют и пальцы». Без изучения гамм, арпеджио и аккордов, без выработанной привычки к аппликатуре, без технических навыков их исполнения учащимися было бы чрезвычайно трудно работать над этюдами и пьесами, где эти элементы техники широко при меняются.
Исполнение гамм, аккордов, арпеджио является одним из средств развития техники обеих рук. Под техникой в широком смысле подразумевается вся совокупность приобретенных знаний и навыков в области звукоизвлечения, метрической четкости, необходимых для преодоления трудностей исполнения различных музыкальных произведений и выявления в полной мере индивидуальности исполнителя.
Проигрывание гамм, аккордов, арпеджио, этюдов, упражнений - все это требует огромных усилий и большого внимания.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гитман А.Ф. Донотный период начального обучения гитариста. М., 2003.
Тэйлор Д. Звукоизвлечение на классической гитаре. Материалы с сайта 2009. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1988.
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1989.
Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., 1988.

















·15